Главные вкладки

    Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Учимся играя"
    статья

    Кельдасова Байрамбике Джантемировна

    Очень увлекательный семинар - практикум для воспитателей ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для воспитателей детского сада:

    «Учимся, играя».

    Подготовила: Кельдасова Б.Д.,

    воспитатель 1квалификационная категория

    Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».
    План.
    1. Оценка речевого развития детей дошкольного возраста.
    2. Условия успешного речевого развития.
    3. Дидактические игры по развитию речи:
    - основные виды дидактических игр;
    - подготовка к проведению дидактической игры;
    - проведение дидактической игры
    4. Игры по развитию речи  в режиме дня (практикум).

    Ход семинара- практикума.

    Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 
    Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. 
    Высоким уровнем  речевого развития у  детей подготовительной к школе группы считается, если дети: 
    - владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
    - умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;
    - знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;
       Результаты диагностики нам показывают, что уровень развития речи у наших дошкольников недостаточно высок, а особенно низкие показатели у лексического строя речи.
    Как вы думаете, что является причиной низкого уровня речевого развития у детей?     (высказываются педагог)

    Условия успешного речевого развития.
    1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
    -  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
    -  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
    2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
    -  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
    -  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
    3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
    -  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

    сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
    -  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о  них;
    -  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
    -  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
    5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
    -  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
    -  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
    6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
    -  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
    -  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
    7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
    8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
    -  стимулируют детей комментировать свою речь;
    -  упражняют в умении планировать свою деятельность.
    9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
    10. Сотрудники поощряют детское словотворчество. 
    11. Сотрудники создают речевые центры в группе.
    12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.

    Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. 
    1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.
    2. Игра облегчает адаптационный период.
    3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
    4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
    5. Игра — окно в мир взрослой жизни.
    6. Игра способствует развитию речи.
    7. Игра имеет значение для умственного развития.

    Дидактические игры по развитию речи. 
    Мы знаем, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр .                                      

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Основные виды дидактических игр:
    -  игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);
    -  настольно-печатные игры;
    -  словесные игры.

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:
    -  отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
    -  установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
    -  определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
    -  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
    -  определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
    -  подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
    -  подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
    -  подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.


    Проведение дидактических игр включает:
    -  ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
    -  объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
    -  показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
    -  определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
    -  подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
    Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. 

    Практическая часть
    Игры с воспитателями
    Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Научившись проводить диагностику и планировать коррекционную работу, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум "Портфолио воспитателя детского сада"

    ГБДОУ  Детский сад № 14 Приморского районаСанкт – Петербург 2014Семинар – практикум "Портфолио воспитателядетского сада"  Сост. воспитатель Кшаловская Елена Алексеевна(высшая...

    Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

    Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

    Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

    Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

    Семинар - практикум для воспитателей детского сада в форме деловой игры "Брейн-ринг"

    Данная игра проводится перед педагогическим советпо физическому воспитанию дошкольников.Является одной из нетрадиционных форм проведения семинаров.Решаются задачи развития креативного мышленияпедагого...

    Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

    Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

    Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"

    Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...

    Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Учимся, играя»

    Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого разви...