Практические рекомендации для родителей (законных представителей) по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП (часть I)
консультация по коррекционной педагогике на тему

Аникеева Инна Александровна

Родители (законные представители) детей с ДЦП не всегда имеют возможность получить практические знания по воспанию, обучению и развитию детей с ДЦП, в частности развития мелкой моторики. В данной статье предлагается рассмотреть систему коррекции двигательных нарушений и более подробно самомасаж кисти и пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_rekomendatsii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Практические рекомендации для родителей (законных представителей)
  2. по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП

(часть I)

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он не испытывает трудности с овладением навыков письма.

Родители (законные представители) детей с ДЦП не всегда имеют возможность получить практические знания по воспитанию, обучению и развитию детей с ДЦП, в частности развития мелкой моторики. В данной статье предлагается рассмотреть систему коррекции двигательных нарушений и более подробно самомассаж кисти и пальцев рук, а в последующих статьях — все  компоненты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП.

Итак, при определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на 3 составляющие:

  1. пальчиковая гимнастика;
  2. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
  1. Подготовка руки к письму.

Не менее важной составляющей для развития мелкой моторики является самомассаж кисти и пальцев рук, который является подготовительным этапом к основному комплексу упражнений.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Обучение проводят в игровой форме, сопровождая чтением коротких стихотворений. Вначале дети выполняют упражнения молча, повторяя движения за взрослым (самостоятельно или с помощью взрослого), затем проговаривают отдельные слова, которые, как правило, завершают стихотворную строку, в завершение дети могут выполнять упражнение самостоятельно. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Различают самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.

Ниже приведены примерные игровые упражнения самомассажа.

Утюг — дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

Пила – ребром ладони дети имитируют работу пилой по всем направлениям тыльной стороны кистей рук. Кисть и предплечье при этом располагаются на столе.

Пила, пила, пила, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

Тесто — основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

Угостить вас пирогами?

Мама  - самомассаж кисти руки со стороны ладони. 

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

Терка — костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

Ты вкуснее поищи!

Дрель — фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

Клещи — самомассаж пальцев рук. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

Барашки — движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

На лугах пасутся «бяшки»,

Раскудрявые барашки.

Целый день все «бе» да «бе»,

Носят шубы на себе.

Морозко — движения, как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас Морозко

У него свои заботы –

Влез под теплый воротник,

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.

Так не жалуешь людей?

Если у ребенка отсутствует судорожный синдром, то в некоторых видах упражнений для усиления кинестического раздражения можно использовать специальный массажный мячик. С массажным мячом выполняются следующие игровые упражнения:

Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

Звонок.

Нажимаем на звонок,

Начинается урок:

Дзинь – дзинь.

дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на мяч

Вот разгладим мы ладошки,
Поработаем немножко.

дети поочередно ладонью ведущей руки, затем другой проводят по всей поверхности массажера, движениями «вперед-назад»

И по кругу проведем,
Каждый пальчик разомнем.

раскрытой ведущей рукой, затем другой проводят по всей поверхности массажера круговыми движениями

А теперь бежит дорога
По ухабам, между пней,
Прогуляемся немножко,
Станут пальчики сильней.

подушечкой каждого пальчика «пробегают по дорожке» мяча по направлению к себе

Футбол — перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Поиграем мы в футбол

Средний - точно уж герой,

И забьем в ворота гол!

Забивает головой!

Палец большой

Безымянный вдруг споткнулся

За ворота – горой!

И с досады промахнулся!

Указательный – смельчак,

Малыш-мизинец – молодец,

Забивает гол - вот так!

Гол забил - игре конец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей: "Вместе с мамой" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Игры и упражнения.

Известно, что движения пальцев тесно связаны с развитием речи детей. Большое стимулирующее влияния движений руки на речь ребенка отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику и...

Рекомендации родителям по формированию и развитию мелкой моторики рук детей.

Рекомендации родителям по формированию и развитию мелкой моторики....

Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей

Каждый день, воспитывая своих детей, родитель должен помнить о том, что гармоничное, целостное развитие личности ребенка невозможно без развития связной речи.Родителям следует научиться видеть в малыш...

Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей. Игры и игровые задания для развития речи.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен в...

Рекомендации для родителей (законных представителей) "Познавательное развитие"

Рекомендации для родителей (законных представителей) "Познавательное развитие"...