Практические рекомендации для родителей (законных представителей) по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП (часть I)
консультация по коррекционной педагогике на тему
Родители (законные представители) детей с ДЦП не всегда имеют возможность получить практические знания по воспанию, обучению и развитию детей с ДЦП, в частности развития мелкой моторики. В данной статье предлагается рассмотреть систему коррекции двигательных нарушений и более подробно самомасаж кисти и пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
- Практические рекомендации для родителей (законных представителей)
- по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП
(часть I)
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.
Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он не испытывает трудности с овладением навыков письма.
Родители (законные представители) детей с ДЦП не всегда имеют возможность получить практические знания по воспитанию, обучению и развитию детей с ДЦП, в частности развития мелкой моторики. В данной статье предлагается рассмотреть систему коррекции двигательных нарушений и более подробно самомассаж кисти и пальцев рук, а в последующих статьях — все компоненты коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП.
Итак, при определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на 3 составляющие:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
- Подготовка руки к письму.
Не менее важной составляющей для развития мелкой моторики является самомассаж кисти и пальцев рук, который является подготовительным этапом к основному комплексу упражнений.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Обучение проводят в игровой форме, сопровождая чтением коротких стихотворений. Вначале дети выполняют упражнения молча, повторяя движения за взрослым (самостоятельно или с помощью взрослого), затем проговаривают отдельные слова, которые, как правило, завершают стихотворную строку, в завершение дети могут выполнять упражнение самостоятельно. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Различают самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.
Ниже приведены примерные игровые упражнения самомассажа.
Утюг — дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
Пила – ребром ладони дети имитируют работу пилой по всем направлениям тыльной стороны кистей рук. Кисть и предплечье при этом располагаются на столе.
Пила, пила, пила, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Тесто — основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
Угостить вас пирогами?
Мама - самомассаж кисти руки со стороны ладони.
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
Терка — костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
Ты вкуснее поищи!
Дрель — фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!
Клещи — самомассаж пальцев рук. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!
Барашки — движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).
На лугах пасутся «бяшки»,
Раскудрявые барашки.
Целый день все «бе» да «бе»,
Носят шубы на себе.
Морозко — движения, как при растирании замерзших рук.
Заморозил нас Морозко
У него свои заботы –
Влез под теплый воротник,
Знай морозь, да посильней!
Как воришка, осторожно
Не балуй, Мороз, ну что ты
В наши валенки проник.
Так не жалуешь людей?
Если у ребенка отсутствует судорожный синдром, то в некоторых видах упражнений для усиления кинестического раздражения можно использовать специальный массажный мячик. С массажным мячом выполняются следующие игровые упражнения:
Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!
Звонок.
Нажимаем на звонок, Начинается урок: Дзинь – дзинь. | дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на мяч |
Вот разгладим мы ладошки, | дети поочередно ладонью ведущей руки, затем другой проводят по всей поверхности массажера, движениями «вперед-назад» |
И по кругу проведем, | раскрытой ведущей рукой, затем другой проводят по всей поверхности массажера круговыми движениями |
А теперь бежит дорога | подушечкой каждого пальчика «пробегают по дорожке» мяча по направлению к себе |
Футбол — перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Поиграем мы в футбол
Средний - точно уж герой,
И забьем в ворота гол!
Забивает головой!
Палец большой
Безымянный вдруг споткнулся
За ворота – горой!
И с досады промахнулся!
Указательный – смельчак,
Малыш-мизинец – молодец,
Забивает гол - вот так!
Гол забил - игре конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей: "Вместе с мамой" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Игры и упражнения.
Известно, что движения пальцев тесно связаны с развитием речи детей. Большое стимулирующее влияния движений руки на речь ребенка отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику и...
Рекомендации родителям по формированию и развитию мелкой моторики рук детей.
Рекомендации родителям по формированию и развитию мелкой моторики....
Дистанционное обучение. Рекомендации для родителей статья по теме "Развитие мелкой моторики"
Дистанционное обучение для родителей....
Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей
Каждый день, воспитывая своих детей, родитель должен помнить о том, что гармоничное, целостное развитие личности ребенка невозможно без развития связной речи.Родителям следует научиться видеть в малыш...
Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей. Игры и игровые задания для развития речи.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен в...
Рекомендации для родителей (законных представителей) "Познавательное развитие"
Рекомендации для родителей (законных представителей) "Познавательное развитие"...
- Мне нравится (1)