Рекомендации родителям по формированию и развитию мелкой моторики рук детей.
материал (средняя группа)

Велиева Залина Алиболатовна

Рекомендации родителям по формированию и развитию мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по формированию и развитию мелкой моторики рук детей.

Мелкая моторика развивается с момента рождения ребенка и играет огромную роль для общего развития малышаМелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рукМелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс у каждого ребенка и проходит он своими темпами.

У мелкой моторики есть одна очень важная особенность – она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связанно с развитием движений пальцев рук. Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Задержка в развитии речи влечет за собой целый ряд различных проблем. К ним можно отнести сложности в общении со сверстниками. С развитием самостоятельной речи ребенка все окружающие становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы одеваться или рисовать, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также речевой центр ребенка.

Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка. У большинства детей с задержкой речевого развития отклонения наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения не точные, нескоординированные). Благодаря пальчиковой гимнастике ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях ( 3-5 минут).

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм на учения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

- учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

- учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, используя именно эти упражнения, после их усвоения, можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

3. Упражнения для пальцев динамические.

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Надеюсь, что полученная информация поможет вам регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей: "Вместе с мамой" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.Игры и упражнения.

Известно, что движения пальцев тесно связаны с развитием речи детей. Большое стимулирующее влияния движений руки на речь ребенка отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику и...

Взаимодействие воспитателей и родителей в работе по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, псих...

Мастер класс для родителей "Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

Практические рекомендации для родителей (законных представителей) по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП (часть I)

Родители (законные представители) детей с ДЦП не всегда имеют возможность получить практические знания по воспанию, обучению и развитию детей с ДЦП, в частности развития мелкой моторики. В данной стат...

Презентация для родителей "Многообразие игр для развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Резентация   поможет родителям  выбрать игры   для детей,способствующие развитию мелкой моторики....

Консультация для родителей "Геоборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Геоборд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...