КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Солнечные дети»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Мартынова Людмила Васильевна

Развитие ребенка с синдромом Дауна резко отличается от развития обычного, нормально развивающегося ребенка. Дети, рожденные с этим синдромом, даже внешне легко отличимые от обычных детей. Причиной такой аномалии является нарушение в хромосомном наборе ребенка, у этих детей всего на одну хромосому больше, чем у нас. Один маленький сбой приводит к таким колоссальным последствиям. Внешне такие дети кажутся очень улыбчивыми, их ещё иначе называют «солнечными детьми», но на самом деле такая улыбка может не быть оправдана ситуацией, это может быть просто сокращение лицевых мышц и не более. Эти дети не имеют «страха перед другими мирами». То есть, иначе говоря, у них отсутствует инстинкт самосохранения, они открыты всему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Солнечные дети»

      Каждому малышу нужна защита. Малыш с синдромом Дауна, еще более зависимое от участия взрослого существо. Его социальная поддержка, это целый комплекс проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. К сожалению, на протяжении многих лет считалось, что этот диагноз безнадежен для дальнейшего развития личности. Поэтому главной заботой государства, прошлых лет, было изолировать их от общества, поместив в систему учреждений закрытого типа, где осуществлялся лишь элементарный уход и лечение по мере необходимости. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи-неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребенка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям. В результате большинство детей с синдромом Дауна, едва родившись, становились сиротами при живых родителях. На сегодняшний день, изменился подход к людям с таким диагнозом. С детьми проводится коррекционная работа педагогами, психологами и деффектологами.  Совместно с медиками и педагогами создаются программы развития детей с синдромом Дауна. Ежегодно 21 марта отмечается международный день  человека с синдромом Дауна.

Характеристика синдрома Дауна

Синдром Дауна — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжелых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500—800 новорожденных вне зависимости от пола. Но чем же вызван синдром Дауна? В1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями, вызванными наличием лишней хромосомы. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину от отца. У человека с синдромом Дауна лишняя 21-я хромосома, в итоге — 47. В результате наблюдаются нарушения в росте и психо-физическом развитии ребенка. Характерной особенностью ребенка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестер. Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определенные физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна. Особую проблему представляют трудности с обучением. Это означает, что учиться им труднее, чем большинству людей одного с ним возраста Синдром Дауна диагностируют очень рано, практически с момента рождения ребенка, поэтому с первых дней жизни такого ребенка, необходимо окружать его вниманием и заботой.

Физические особенности ребенка с синдромом Дауна

Внешний вид и поведение каждого живого существа, в первую очередь определяются генами. Точно также физические особенности детей с синдромом Дауна формируются под влиянием их генетического материала. Поскольку они наследуют гены и от матери, и от отца, они до определенной степени бывают похожи на своих родителей строением тела, цветом волос и глаз, динамикой роста (последний, правда будет замедленным). Однако из-за наличия дополнительного генетического материала, лишней хромосомы в 21 паре, у детей с синдромом Дауна появляются такие телесные особенности, которые делают их не похожими на родителей, братьев, сестер или детей, не имеющих хромосомных нарушений. Так как эта лишняя хромосома обнаруживается в клетках каждого ребенка с синдромом Дауна, имеются много общих физических черт, и поэтому они выглядят довольно похожими друг на друга. Гены дополнительной хромосомы в 21 паре ответственны за то, что в самый ранний, внутриутробный период жизни плода (эмбриона) развитие определенных частей тела происходит измененным по сравнению с нормой образом. Однако, как именно получаются эти изменения, и каков механизм нарушения нормального хода развития генами лишней хромосомы, неизвестно. Более того, одним детям с синдромом Дауна свойственны определенные черты или состояния, а другим — нет, хотя и у тех, и у других есть лишняя хромосома. Приблизительно 40% детей с синдромом Дауна имеют врожденный порок сердца, а 60% этой проблемы не знают. Для того, чтобы суметь ответить на эти вопросы, науке придется еще много работать. Эта работа, надо надеяться, поможет пролить свет на механизмы роста тела на ранних стадиях развития.

 

Консультация для педагогов

«О детях с синдромом Дауна»

(дошкольный возраст)

 

Развитие ребенка с синдромом Дауна резко отличается от развития обычного, нормально развивающегося ребенка. Дети, рожденные с этим синдромом, даже внешне легко отличимые от обычных детей. Причиной такой аномалии является нарушение в хромосомном наборе ребенка, у этих детей всего на одну хромосому больше, чем у нас. Один маленький сбой приводит к таким колоссальным последствиям. Внешне такие дети кажутся очень улыбчивыми, их ещё иначе называют «солнечными детьми», но на самом деле такая улыбка может не быть оправдана ситуацией, это может быть просто сокращение лицевых мышц и не более. Эти дети не имеют «страха перед другими мирами». То есть, иначе говоря, у них отсутствует инстинкт самосохранения, они открыты всему миру.

Внешне дети с синдромом Дауна отличаются следующим:

1)    они имеют монголоидный тип лица, глаза узкие;

2)    часто физически плохо развиты и не выглядят на свой возраст, взрослые с синдромом Дауна часто страдают ожирением;

3)    эти дети щупленькие, невысокого роста, голова маленькая;

4)    губы ярко выражены, припухлые.

 

Физическое развитие детей с синдромом Дауна

 Дети с синдромом Дауна физически плохо развиты. Они выглядят младше своих лет, такое неблагоприятное физическое развитие ребенка с синдромом Дауна, является следствием того, что иммунная система этих детей очень слаба, и такие детки чрезмерно часто болеют, что влияет не только на физическое, но и в свою очередь на их умственное развитие.

Если нормально развивающийся ребенок к двум годам уже точно уверенно бегает и прыгает, то ребенок с синдромом Дауна, к сожалению, если и будет бегать, то только к концу дошкольного возраста. С тем, чтобы начать прыгать, дела обстоят ещё хуже.

При этом движения при ходьбе у этого ребенка резкие, обрывистые, при беге движения разноплановые, нескоординированные, руки и ноги двигаются несогласованно. Это обусловлено тем, что у таких детей плоскостопие, стопа к тому же очень широкая, отсюда походка ребенка «шаркающая», медленная.

 

Психическое и умственное развитие ребенка с синдромом Дауна

У нормально развивающегося малыша к трем месяцам жизни формируется «комплекс оживления», то есть ребенок реагирует на голос матери, например, поворачивает головку, улыбается, различает интонацию (ласковую речь или ругань), реагирует на игрушки и так далее. У ребенка же с синдромом Дауна этот «комплекс оживления» отсутствует, он одинаково спокойно будет сидеть на руках, если его возьмет мать или если возьмет какой-либо другой, совершенно посторонний ему человек, в то время как обычный ребенок уже бы раскричался во весь голос.

Умственное развитие ребенка с синдромом Дауна останавливается максимум на уровне семилетнего ребенка. Запас слов ребенка с синдромом Дауна в каждый из периодов дошкольного возраста не превышает половины активного словаря нормально развивающегося ребенка.

У них ослаблена память, объем ее очень мал, внимание детей с этим синдромом очень рассеянное. Ребенок может часами плакать абсолютно беспричинно, его не будет беспокоить ничего, он накормлен, сух, в тепле, но вследствие того, что процессы торможения абсолютно сходят в какой-то момент «на нет», а процессы возбуждения, напротив – разгораются достаточно сильно, и проявляется такое поведение. 

Ребенок с синдромом Дауна вряд ли сможет стать полноценным членом общества, но при правильной коррекционной помощи его можно будет обучить санитарно-гигиеническим нормам, приучить к самообслуживанию, в некоторых случаях можно добиться и немного большего результата.

Именно поэтому так важно, чтобы своевременно была оказана правильная и хорошая коррекционная помощь такому ребенку.

Возрастные особенности детей:

До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер. После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками. На этапе от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

Рекомендации для взрослых:

При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

• обязательно назвать предмет;

• охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;

• показать, как этим предметом можно действовать.

Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. В процессе совместной деятельности развивается диалог взрослого и ребёнка. Взрослый сопровождает свою речь облегчёнными словами и жестами, ребёнок использует любые доступные ему сигналы. Нужно называть окружающие предметы, действия, явления, пользоваться жестами; использовать в играх звукоподражания. Также дети любят играть  на музыкальных инструментах, слушать музыку. Необходимо использовать яркие игрушки для привлечения внимания (ветерки, юла и т.д.)

Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Например: «Поищем куклу. Тут нет. Может под диваном? Может за стулом? Ищи. Ходи тихо. А то она услышит и убежит от нас». Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончанию занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей. Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.

 

 

Информация для родительского уголка

«21 МАРТА – Международный день человека с синдромом Дауна»

«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Впервые описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.

Синдром Дауна диагностируют очень рано, практически с момента рождения ребёнка, поэтому с первых дней жизни такого ребёнка, необходимо окружать его вниманием и заботой. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестёр. Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определённые физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна. Особую проблему представляют трудности с обучением. Это означает, что учиться им труднее, чем большинству людей одного с ним возраста.

В1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями, вызванными наличием лишней хромосомы. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых мы получаем от матери, а половину от отца. У человека с синдромом Дауна лишняя 21-я хромосома, в итоге – 47. В результате наблюдаются нарушения в росте и психо-физическом развитии ребёнка. 

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна,  не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Солнечные будилки"

  Мама, укладывая малыша спать, читает ему сказки или напевает ему колыбельные песенки. Но ведь самое главное и интересное начинается утром, и очень важно, чтобы малыш, просыпаясь, ка...

Консультация для родителей "Солнечный удар"

Первая помощь при солнечном ударе....

Консультация для родителей «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ" и дорога.

Формировать у взрослых и детейпотребность в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения правил дорожного движения....

консультация для родителей "Солнечные ожоги"

Очень часто летом бывают солнечные ожоги, которые обусловлены неконтролируемым воздействием солнечного излучения. Они возникают, как правило, в первые дни отдыха, когда у ребенка еще не выработалось д...

Консультация для родителей "Солнечные ожоги"

Получение солнечного ожога происходит незаметно. Примерно через час или два пребывания под прямыми солнечными лучами кожа ребенка становится розовой или красноватой, сухой и горячей на ощупь, появляет...

Консультация для родителей "Солнечные ожоги"

Оказать помощь родителям дошкольников избежать солнечных ожогов и как оказать первую помощь при солнечных ожогах....

Консультация для родителей: «Солнечный удар и дети».

Солнечный ударПри длительном пребывании ребенка на солнце может наступить тепловой удар.При этом у ребенка появляются слабость, головная боль, тошнота, рвота, учащается пульс, дыхание, расширяютсязрач...