Статья:"Специфика развития физических качеств дошкольников с интеллектуальной недостаточностью."
статья по коррекционной педагогике по теме

 Павлова Мария Андреевна

Специфика развития физических качеств дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В физическом, как и в психическом, развитии ребенка с нарушениями интеллекта имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этими наблюдается множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в  нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. При этом нарушаются и многие моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. (Дмитриев А.А.; 2002: 23)

У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90—100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте такие дети с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других —повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).

В системной классификации нарушений двигательной сферы выделяются во-первых, нарушения физического развития, которые проявляются в отставании массы тела; отставании в длине тела; нарушении осанки; нарушении в развитии стопы; нарушении в развитии грудной клетки и снижении ее окружности; парезах верхних конечностей; парезах нижних конечностей; отставании в показателях объема жизненной емкости легких; деформациях черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.( А.А. Дмитриев,1991 )

Вторую группу составляют нарушения в развитии двигательных способностей:

1)  нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;

2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.

Третья группа - нарушения основных движений:

—      неточность движений в пространстве и времени;

— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;

— отсутствие ловкости и плавности движений;

—      излишняя скованность и напряженность;

—      ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. (Шапкова Л. В.; 2004: 99)

Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Представленная классификация нарушений физического развития и двигательных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью является системным изложением основных недостатков их двигательной сферы.

Кроме того, отмечаются характерные для детей с интеллектуальной недостаточностью быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшая выносливость. (М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997))  У многих встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% детей с интеллектуальной недостаточностью.

Уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. (Е.С. Черник, 1997)  Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя дети с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым сверстникам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Этот факт объясняется запаздыванием становления двигательного анализатора. (Б.В. Сергеев и М.Н. Фортунатов). Э.П. Бебриш установил, что отставание скоростных качеств составляет 6—7 лет, и объясняет это низкой подвижностью нервных процессов. В то же время отмечается, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1—2 года. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у детей с интеллектуальной недостаточностью темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997). (Шапкова Л. В.; 2004: 101)

Установлено, что основным нарушением двигательных качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью является расстройство координации движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно ребенок с интеллектуальной недостаточностью не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).

Таким образом, уровень развития двигательных качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется более низкой степенью сформированности, нежели у дошкольников без патологии развития. дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам в развитии выносливости, мышечной силы; хотя иногда дети с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым сверстникам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у детей с интеллектуальной недостаточностью темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oligo.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»

В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в  процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....

Развитие творческого воображения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественное творчество»

Возникающее в дошкольном возрасте творческое  воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом....

Средства развития ВПФ у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Описание особенностей развития высших психических функций у детей с нарушением интеллекта.Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детейПонятие "умственно отсталый ребенок",...

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Ключевые слова: дошкольники, интеллектуальная недостаточность, зрительная память, игровая деятельность....

Статья«Эластичная лента Терабанд как эффективное средство развития физических качеств дошкольника».

Эластичная лента - многофункциональный снаряд, позволяющий активно использовать её среди маленьких спортсменов-дошкольников, с ней ребенку намного проще и интереснее выполнять различные упражнения, тр...

Статья "Синхронное плавание, как средство развития физических качеств дошкольников"

Из опыта работы с дошкольниками в бассейне инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием особенно способствуют развитию физических качеств ребенка, таких как, ловкость, выносливость...