Статья "Синхронное плавание, как средство развития физических качеств дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Ярославцева Елена Сергеевна

Из опыта работы с дошкольниками в бассейне инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием особенно способствуют развитию физических качеств ребенка, таких как, ловкость, выносливость, гибкость, глазомер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinhronnoe_plavanie.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Синхронное плавание

как средство развития физических качеств дошкольников

Ярославцева  Елена Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 120»

МО города Братска

инструктор по физической культуре (бассейн)

высшая квалификационная категория

          Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. 

           Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

          Поэтому главной задачей своей работы в дошкольном учреждении считаю укрепление и сохранение физического здоровья дошкольников, что перекликается с задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 

          В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. Все физические качества: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие, являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. В процессе обучения, убедилась в том, что при выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота; при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.

Работая в детском саду инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием особенно способствуют развитию физических качеств ребенка, таких как, ловкость, выносливость, гибкость, глазомер.

Особенности влияния плавания на организм ребёнка определяются средой, в которой ребёнок выполняет движения.  Такой средой является вода - одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков, коррекции нарушений осанки.

Находясь в воде, ребёнок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий по плаванию мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично, а выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате этого формируется правильная осанка и укрепляется «мышечный корсет». Во время погружения в воду создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечнососудистой системы в целом.

Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает и болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц, заставляет ребёнка почувствовать себя комфортно, а постепенное понижение температуры служит закаливающим фактором. А также важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата, что обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.

 Нервная система в дошкольный период так же претерпевает существенные изменения. В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.            

           В процессе обучения плаванию дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах. 

Плавание – это такой вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте и с любыми физическими данными. Занятия плаванием приносят огромную пользу для здоровья и доставляют много удовольствия.

В нашем детском саду, на занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной. Поэтому, отдавая должное внимание традиционной методике в процессе реализации программы Т.И. Осокиной “Обучение детей плаванию в детском саду” и решая задачу по обеспечению полноценного физического развития детей, я поставила перед собой цель – развить физические качества и оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников. Начиная со старшего дошкольного возраста, в работе с детьми умеющими плавать, я используем игровые приёмы с элементами синхронного плавания, что способствует развитию двигательного воображения, чувства красоты и ритма движений и значительно повышает интерес детей к занятиям, развивает способность к приобретению навыка плавания.

        Синхронное плавание — один из видов спорта, включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.

       Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому я использую только его  элементы.

      Для достижения результатов в синхронном плавании необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать в коллективной композиции чётко, слаженно, проявлять творчество.                    

Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы. Для овладения техникой двигательных действий в синхронном плавании необходимо развитие гибкости. После изучения литературы о различных системах, использующих статические упражнения, и опираясь на исследования физиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, B.C. Фарфеля о деятельности двигательного анализатора и свойствах мышечно-связочного аппарата, я использую статические упражнения для развития подвижности разных суставов с учетом психофизических особенностей детей шестого года жизни.

 Например, упражнение «Замок» выполняется стоя. Обе руки заводятся за спину, но одну сверху, а другую снизу. Сцепляются их пальцами и дети остаются в таком положении около 10 секунд. Опустите руки на 2-3 секунды и повторите упражнение, но уже с захватом с другой стороны. В упражнении «Лебедь» дошколята выполняют плавные, широкие, грациозные движения. Присутствует текучесть пластики.  

Для развития гибкости позвоночника – упражнения «Стрела», «Акула», «Улитка», «Винт». По команде «змея» дети ложатся на воду и, отталкиваясь от бортика, плывут, вперёд прогибаясь в позвоночнике.

Для развития тазобедренного, коленного и голеностопного сустава различные виды ходьбы (на носках, с высоким подниманием колен, на согнутых ногах), упражнения «Глубокий выпад вперед», «Глубокий выпад в сторону», «Бабочка».

Хорошим средством развития ловкости являются комплексы гимнастических и акробатических упражнения, и другие сложные по координации движения:

  • ходьба, прыжки, наклоны, приседание под воду;
  • «звездочка», «поплавок»;
  • скольжение на груди, спине;
  • взмахи руками, ногами, изучение переходов и перестроений.

    Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины».

    Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах», «На буксире», «Поплавок», «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу», комплексы с разными спортивными атрибутами (обручами, нудлами, утяжелёнными гантелями,  гимнастическими палками).

Все выше перечисленные игровые упражнения и комплексы упражнений на воде также способствуют развитию физической выносливости. Для приобретения навыка синхронного плавания, применялся метод многократного повторения плавательных упражнений в воде с использованием разнообразных варьирующихся средств, что также способствует развитию физической выносливости, глазомера.  

Развить глазомер можно при выполнении любых синхронных упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление движения; в плавании, при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

 Для подведения итогов использую тестирование сформированности

 навыков синхронного  плавания, которое провожу 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений, а также отчётных показов танцевальных композиций:

  • погружение в воду с задержкой дыхания;
  • скольжение на груди, на спине;
  • упражнение в парах – синхронно;
  • упражнение с предметами – синхронно;
  • упражнение  группой под музыкальное сопровождение.

Для оценки уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями использую бальную систему:

1 балл – ребёнок выполняет задания с помощью взрослого;

2 балла – ребёнок выполняет задания с частичной помощью взрослого;

3 балла – ребёнок выполняет задания самостоятельно.

 После сравнения первичного и повторного  тестирования я сделала вывод, что систематические занятия  по синхронному плаванию способствуют развитию физических качеств (гибкость, выносливость, ловкость, глазомер) у старших дошкольников.

Поступая в 1 класс школы, дети продолжают заниматься плаванием, самостоятельно используют полученные навыки и умения,  тем обеспечивая преемственность дошкольного и начального общего образования (п.12.7 ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373)

Литература:

1. Ежикова С. И. Программы начального обучения плаванию – Москва,1983.- 70 с.

2. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей - М. : Просвещение, 1991.-159 с.

5. Черник Е.С. Дети дружат с водой / Е.С. Черник. – М. : Знание, 1986. 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

Степ- аэробика как средство развития физических качеств дошкольников.

Степ- аэробика как средство развития физических качеств дошкольников.В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Одн...

Ритмика как средство развития физических качеств дошкольников

Проект "Ритмика как средство развития физических качеств дошкольников" посвящен актуальной цели укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Посредством занятий ритмической гимнастикой ре...

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Синхронное плавание как средство развития физических качеств дошкольников

Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, т.е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищнос...

Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Современные дети мало двигаются из - за  привязенности к телевизору и компьютрным играм....