Синхронное плавание как средство развития физических качеств дошкольников
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Марина Николаевна Хуторенко

Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, т.е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синхронное плавание как средство развития физических качеств дошкольников

Хуторенко Марина Николаевна

инструктор по физическому воспитанию (плавание)

МБДОУ «ЦРР – детский сад №12 «Золотая рыбка»

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений.

Полноценное физическое развитие дошкольника — это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных, нравственно-волевых черт. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п.1.6.). В Содержании Программы ДО выделена образовательная область «физическое развитие»  (п 2.7.).

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Успешное решение этих задач возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий, физических упражнений.

Физические качества — это быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой.

Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

 Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.

Они проявляются в конкретных действиях, основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях.

Отбор содержания для развития двигательных навыков должен осуществляться на основе общих принципов физического воспитания: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего обучения, принцип всесторонности,  принцип систематичности, принцип сознательности и активности детей, принцип индивидуального похода.

Работая в детском саду инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием особенно способствуют развитию физических качеств ребенка, таких как, ловкость, выносливость, гибкость, глазомер

Особенности влияния плавания на организм ребёнка определяются средой, в которой ребёнок выполняет движения.  Такой средой является вода - одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков, коррекции нарушений осанки.

Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий по плаванию мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.

Плавание – это такой вид спорта, которым можно заниматься в любом возрасте и с любыми физическими данными. Занятия плаванием приносят огромную пользу для здоровья и доставляют много удовольствия.

Плавание также незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Регулярные занятия способствуют уменьшению лишних жировых отложений, что положительно отражается на осанке ребенка. Во время погружения в воду создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечнососудистой системы в целом. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. Также плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов.

В нашем детском саду, на занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной. Поэтому, отдавая должное внимание традиционной методике в процессе реализации программы Т.И. Осокиной “Обучение детей плаванию в детском саду” и решая задачу по обеспечению полноценного физического развития детей, мы поставили перед собой цель – развить физические качества и оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников. Начиная со старшего дошкольного возраста, в работе с детьми умеющими плавать, я используем игровые приёмы с элементами синхронного плавания, что способствует развитию двигательного воображения, чувства красоты и ритма движений и значительно повышает интерес детей к занятиям, развивает способность к приобретению навыка плавания.

Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта. По характерному признаку синхронное плавание – художественный вид спорта, т.е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний. Этот вид спорта обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта - красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.

Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому я использую только его  элементы.

Для достижения результатов в синхронном плавании необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении программы.                    

В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий  разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.). Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.

После изучения литературы о различных системах, использующих статические упражнения, и опираясь на исследования физиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, B.C. Фарфеля о деятельности двигательного анализатора и свойствах мышечно-связочного аппарата, мы подобрали статические упражнения для развития подвижности разных суставов с учетом психофизических особенностей детей шестого года жизни.

Для плечевого и локтевого сустава — выполняем специальные упражения:  Например, упражнение «Замок» выполняется стоя. Обе руки заводятся за спину, но одну сверху, а другую снизу. Сцепляются их пальцами и дети остаются в таком положении около 10 секунд. Опустите руки на 2-3 секунды и повторите упражнение, но уже с захватом с другой стороны. В упражнении «Лебедь» дошколята выполняют плавные, широкие, грациозные движения. Присутствует текучесть пластики.  

Для развития гибкости позвоночника —  упражнения «Кошка», «Лодка»,  «Винт».

«Змея»  - по команде «змея» дети ложатся на воду и отталкиваясь от бортика плывут вперед прогибаясь в позвоночнике.

Для развития тазобедренного и коленного сустава — упражнения «Глубокий выпад вперед», «Глубокий выпад в сторону», «Бабочка»,  «Большая стрелка».

Хорошим средством развития ловкости являются комплексы гимнастических и акробатических упражнения и другие сложные по координации движения:

* Упражнения:

- ходьба, прыжки, наклоны, приседание под воду;

- «звездочка», «поплавок»;

- скольжение на груди, спине;

- взмахи руками, ногами, изучение переходов и перестроений.

    Игры со скольжением и плаванием: «Поезд в туннель», «Плавучие стрелы», «Дельфины».

    Игровые упражнения: «Крокодилы», «Крабы», «Цапли», «Катание на кругах»; «На буксире», «Поплавок»,  «Медуза», «Торпеда», «Мяч по кругу», комплекс с обручами.

* Упражнения с обручами:

Взять обруч в две руки, располагая его вертикально перед собой. Поднять обруч над собой, поднимая голову верх. Затем опустить его до уровня плеч. И снова поднять его вверх;

Обхватить обруч с обеих сторон и расположить его параллельно полу на уровне пояса. Не выпуская обруч из рук, сделать шаг внутрь обруча  поочередно обеими ногами. Поднять руки с обручем вверх;

Держа обруч в вытянутых руках перед собой, поворачивать корпус сначала вправо, выпрямлять корпус, потом влево, снова – в исходное положение;

Все выше перечисленные игровые упражнения и комплексы упражнений на воде также способствуют развитию физической выносливости. Для приобретения навыка синхронного плавания, применялся метод многократного повторения плавательных упражнений в воде с использованием разнообразных варьирующихся средств, что также способствует развитию физической выносливости, глазомера.  

Развить глазомер можно при выполнении любых синхронных упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление движения; в плавании, при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

 Для подведения итогов использую тестирование сформированности навыков синхронного  плавания, которое провожу 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений, а также отчётных показов танцевальных композиций:

  • Погружение в воду с задержкой дыхания
  • Скольжение на груди, на спине
  • Упражнение в парах – синхронно
  • Упражнение с предметами – синхронно
  • Упражнение группой под музыкальное сопровождение

Для оценки уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями использую бальную систему:

1 балл – ребёнок выполняет задания с помощью взрослого;

2 балла – ребёнок выполняет задания с частичной помощью взрослого;

3 балла – ребёнок выполняет задания самостоятельно.

 После сравнения первичного и повторного  тестирования я сделала вывод, что систематические занятия  по синхронному плаванию способствуют развитию физических качеств (гибкость, выносливость, ловкость, глазомер) у старших дошкольников.

Поступая в 1 класс школы, дети продолжают заниматься плаванием, самостоятельно используют полученные навыки и умения,  тем обеспечивая преемственность дошкольного и начального общего образования (п.12.7 ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373)

Литература

1. Ежикова С. И. Программы начального обучения плаванию – Москва,1983.- 70 с.

2. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.

4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада и родителей - М. : Просвещение, 1991.-159 с.

5. Черник Е.С. Дети дружат с водой / Е.С. Черник. – М. : Знание, 1986. 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

Степ- аэробика как средство развития физических качеств дошкольников.

Степ- аэробика как средство развития физических качеств дошкольников.В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Одн...

Ритмика как средство развития физических качеств дошкольников

Проект "Ритмика как средство развития физических качеств дошкольников" посвящен актуальной цели укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Посредством занятий ритмической гимнастикой ре...

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Доклад на педагогическом совете Тема: Использование элементов синхронного плавания как средство развития физических и творческих способностей детей.

Доклад на педагогическом советеТема: Использование  элементов синхронного плавания  как средство развития физических и творческих способностей детей....

Статья "Синхронное плавание, как средство развития физических качеств дошкольников"

Из опыта работы с дошкольниками в бассейне инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием особенно способствуют развитию физических качеств ребенка, таких как, ловкость, выносливость...