Воспитание речевого слуха.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Горбунова Елена Викторовна

Методика работы с речевым слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_rech.sluha_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание речевого слуха у детей с ОНР.

     Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во- первых, он узнает что или о чем говорится. Во-вторых, кто говорит. И, наконец, как говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.

     Смысл слов, фраз и целых сообщений передается в устной речи с помощью комбинаций звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими. Многое способны также «рассказать» тембр голоса, манера говорить и интонации. С их помощью можно узнать о чувствах и характере говорящего: голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, твердый и торжествующий и еще со множеством оттенков, выражающих самые различные чувства. настроения и мысли человека. Как правило. эмоциональный контекст речи созвучен ее логическому смыслу и значительно его усиливает.

     Таким образом. в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.

     Реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденных. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее , на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти движения носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов.

     Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого - начале второго месяца жизни. В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания — поворачивает голову в сторону источника звука.

     Позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно  разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от трех до шести месяцев несет интонация. В это время развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания (например, приятного или неприятного) с помощью оттенков голоса.

    В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника). Так, ребенок 6-8 месяцев уже способен правильно «отвечать» на слово «часы», указыванием на соответствующий предмет. Но такое же действие он выполняет. если произнести не часы. а похожие по звучанию слоги:  тк-так... Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще обобщенно и потому могут быть заменены другими акустически сходными звуками.

     Развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слова. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи (фонетический слух ребенка достаточно сформирован). Однако его развитие , совершенствование продолжается и у взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом процессе общения с окружающими людьми.

     Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже у взрослого человека. Наиболее отчетливо проявляется зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде жизни ребенка глухоте, которая влечет за собой немоту.

     Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания. Внимание, в свою очередь, только тогда развивается успешно, когда новое включается в уже сформированныесвязи, дополняет, развивает или изменяет их. Эти сложные системы связей, отражающие знания и опыт, основаны на памяти. Произвольная память является показателем управляемости психическими процессами и необходима в учебной деятельности. Дети 4-5 лет уже способны ставить перед собой сознательную цель запомнить, припомнить, хотя для этого «сама цель должна носить конкретный смысл и вытекать из самого существа задачи». Это обуславливает появление возможностей саморегуляции. Процесс саморегуляции, в том числе и сенсомоторной, обеспечивается в основном вербальными средствами: оцениванием, планированием, формулированием критериев успешности, самоинструкцией — при достаточном созревании лобных отделов головного мозга. Это связано с тем, что главным фактором опосредования любой психической деятельности является речь. Возникновение речи существенным возрастом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются при участии речи и опосредованы ею.

    «Речь становится универсальным средством воздействия на мир» - Л.С.Выготский.

     У детей с ОНР полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии грамматической и лексической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различесния смыслоразлечительных признаков звуков — фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. У дошкольников с недоразвитием речи также наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи.

     Наиболее выражены эти нарушения у детей, имеющих незначительное снижение остроты слуха, которое может возникнуть вследствие аденоидных разращений. отита, хронического или аллергического ринита и т.д. Дошкольники с подобными проблемами составляют 28% общего числа детей в логопедических группах. У ребенка в результате незначительного снижения слуха снижается сенсорная база для восприятия устной речи, в памяти формируются и закрепляются неправильные фонетические эталоны, грубо нарушаются операции слухового анализа и синтеза, отмечаются расстройства памяти и внимания, связанные с обработкой неречевых и речевых звуков. Это значительно усложняет и задерживает формирование всех компонентов языковой системы (фонетика. фонематика, лексика, грамматика) и оказывает существенное негативное влияние на процессы понимания и продуцирования речи.

     Нарушение речи, осложненное минимальным нарушением слуха, своевременно диагностировать сложно, так как коммуникативная функция речи имеет тенденцию к развитию, а явные симптомы снижения слуха часто отсутствуют.

     Одним из направлений работы является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического).  В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности и др. Наиболее легко определять их на материале неречевых звуков. Поэтому начинать развивать слуховое восприятие и, соответственно, речь детей целесообразно с неречевых звуков.

     Занятия должны быть интересны ребенку и желанны для него. Обучение важно правильно организовать. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, следует создавать как можно больше игровых ситуаций. Необходима тесная взаимосвязь в планировании деятельности логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и других специалистов.

     На начальных этапах работы логопеду и воспитателю следует развивать у детей понимание речи, а также их слуховую память. Для этого в игровых ситуациях дети, вслушиваясь в звучащую речь педагога, выполняют определенные действия с различными игрушками, предметами: находят из нескольких названный; выполняют действия по инструкции (например одень куклу, поставь машину и т.д.), самостоятельно называют используемые предметы, их действия и признаки.

     Такие упражнения не только способствуют обогащению словарного запаса детей, но и активизируют их интерес к речи как средству познания окружающего мира, положительно влияют на формирование мотивации общения.

     Вызвав у ребенка интерес к речевому общению, важно научить его различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, тембру, направлению появления звука. Упражнения по развитию неречевого слуха подготовят детей к восприятию речевых звуков.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание речевого слуха

Формирование фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Воспитание речевого слуха".

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой д...

Консультация "Воспитание речевого слуха"

Консультация для педагогов и родителей...

Воспитание речевого слуха.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой д...

Консультация «Воспитание речевого слуха»

Консультация«Воспитание речевого слуха»...

Воспитание речевого слуха

Воспитание речевого слуха.      Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими ...

Воспитание речевого слуха

В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует...