Консультация «Воспитание речевого слуха»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Горло Оксана Михайловна

 

Консультация

«Воспитание речевого слуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rechevogo_sluha.docx83.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 28»

Консультация

«Воспитание речевого слуха»

Выполнила учитель-логопед:

Горло Оксана Михайловна

Воспитание речевого слуха.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во - первых, он узнаёт о чем говорится. Во- вторых, кто говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, как говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.

Смысл слов, фраз и целых сообщений передаётся в устной речи с помощью комбинации звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими.

В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.

Через 12 часов после рождения ребенок уже способен  отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Интересно, что дети предпочитают связную речь повторению произвольного набора слогов.https://newneuro.ru/wp-content/uploads/2019/05/Proverka-sluha-u-novorozhdennogo-891x594.jpg

Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, успокаивает ребенка, когда он плачет.

Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком.

Фильм «Проверка слуха».

. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.).Так ребенок 6-8 месяцев уже способен правильно «отвечать» на слово «часы» указыванием на соответствующий предмет. Но такое же действие он выполняет, если произнести не часы, а похожие по звучанию слоги: ти- ть или ки- кь. Таким образом ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются еще обобщенно и потому могут быть заменены другими акустически сходными звуками. F:\документы с\м.о. фонематический слух\работа\м.о\i (5).jpg

        Развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Однако его развитие, совершенствование продолжается у взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми. 

F:\документы с\м.о. фонематический слух\работа\м.о\i (13).jpg        Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже взрослого человека. Наиболее отчетливо проявляется зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде глухоте, которая влечет за собой немоту.

        Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания.

Фонематический слух - это естественный звуковой анализ и его у детей мы можем только развивать. Фонематическое восприятие - это искусственный звуковой анализ и его у детей мы можем только формировать.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую  оболочку слова.

Фонематический  слух это:

  1. способность опознавать звук в речевом потоке;
  2. способность различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, но расположенных в определенной последовательности (насос - сосна);
  3. способность различать слова с оппозиционными фонемами, близкими по артикуляционными признаками (удочка - уточка, дуб- зуб, крыша- крыса);
  4. способность различать слова,  содержащие несколько оппозиционных фонем (бочка – почка - ночка).

От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля  за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

Начальный этап.

-Различение неречевых звуков

«Посидим в тишине»

 Логопед называет слова, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

2.        Цель: развивать фонематический слух.

Оборудование: цветные фишки: красные для обозначения гласных, синие — для обозначения согласных звуков.

Логопед произносит звуки, а дети выкладывают на парте в ряд фишки соответствующего цвета.

3.        Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Оборудование: стихотворения, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Логопед читает стихотворение, а дети называют звук, который чаще всего слышали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание речевого слуха

Формирование фонематического слуха....

Воспитание речевого слуха.

Методика работы с речевым слухом....

Консультация для воспитателей "Воспитание речевого слуха".

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой д...

Консультация "Воспитание речевого слуха"

Консультация для педагогов и родителей...

Воспитание речевого слуха.

Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой д...

Воспитание речевого слуха

Воспитание речевого слуха.      Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими ...

Воспитание речевого слуха

В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует...