Развитие успешной социализации дошкольника через технологию моральных дилемм. (В рамках иновационной деятельности)
статья по коррекционной педагогике на тему

Сегодня тема развития социальных компетенций – одна из самых важных, участие в программах по внедрению новых технологий позволяет не только повысить статус и репутацию ДОО, но и стать в будущем инновационной площадкой, участвовать в конференциях, знакомиться с новыми интересными идеями, что в свою очередь объединяет весь коллектив, постепенно превращая его в коллектив единомышленников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolevaav.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие успешной социализации дошкольника через технологию моральных дилемм.

Королева Анна Владимировна-педагог-психолог

ГБОУ «Школа №842» дошкольное отделение, корпус115 г. Москва, Зеленоград

anna.koroleva.77@mail.ru

Сегодня тема развития социальных компетенций – одна из самых важных, участие в программах по внедрению новых технологий позволяет не только повысить статус и репутацию ДОО, но и стать в будущем инновационной площадкой, участвовать в конференциях, знакомиться с новыми интересными идеями, что в свою очередь объединяет весь коллектив, постепенно превращая его в коллектив единомышленников. Нашему учреждению статус инновационной площадки РАО по проблеме «Современная технология и эффективная социализация детей в ДОУ и школе» был присвоен в 2016г. В течении года заметно улучшилась атмосфера в группах, дети получают навыки уважительного отношения к себе и другим людям, то есть то, что пригодится им в течение всей жизни. Поведение ребенка становится социальным, когда он перестает фокусироваться на себе самом и его взгляд обращается на что-то другое: на игру или занятие; на красоту мира через растворение в музыке; на сверстников. Это сложное интегрированное переживание нельзя выстроить, «сделать», но его можно вырастить, ухаживая за другими чувствами ребенка. В план работы моей деятельности входит большой блок развивающих занятий по социализации ребенка. Поэтому хочу представить одну из технологий, которая является, на мой взгляд, одной из самых эффективных средств по развитию социальных жизненных навыков ребенка. Обогащению социального опыта детей способствует не только общение со взрослыми, но и со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте это общение позволяет оценить поступки, поведение сначала других, а затем и свои. Образ другого становится для дошкольника «той самой шкалой», которая позволяет сравнивать свои поступки и действия, поведения с другими, осуществлять поиск отношений с ними, способов взаимодействия, общих норм, а так же овладевать опытом социально приемлемых способов выхода из конфликтных ситуаций. Поэтому в процессе формирования личности ребенка особое значение имеет  включение технологии моральных дилемм, которая  помогает ребенку в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора и правильно прогнозировать их возможные последствия. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, в котором и развивается субъектность. В дошкольном возрасте очень полезно рассматривать и обсуждать проблемные ситуации, которые приближены к реальной жизни дошкольников и  затрагивают его эмоциональную сторону, а так же развивают интеллектуальные эмоции и чувства. Для меня очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Для ребенка же моральная дилемма имеет жизненный смысл, т.к. это влияет на его психологическое культурное развитие. Моральная дилемма амплифицирует возможности детей в возрастных сферах деятельности, формирует практический опыт поведения, общения и  улучшает  качество жизни ребенка. Моральные дилеммы – это по сути незаконченные истории, имеющие отношение к реальной жизни ребенка дошкольника и включающие в себя 2 и более вопроса, которые наполнены нравственным содержанием. Они должны быть психологичны, то есть распространяться на ситуации, которые понятны детям и типичны для их каждодневного взаимодействия с окружающими. Дошкольникам в основном предлагаются моральные дилеммы по четырем базовым моральным нормам – это моральные нормы помощи, щедрости, честности и послушания, т. е. следования авторитету взрослого. Важной задачей является также дифференциация поведения дошкольника, то есть следование моральной норме в ситуациях взаимодействия и со взрослым и со сверстниками. Предлагаем на выбор варианты ответов и обязательно акцентируем внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя главный герой?». Такие дилеммы всегда порождают в детском коллективе спор, где каждый приводит свои доказательства, а это в свою очередь дает возможность в будущем сделать правильный выбор в разных жизненных ситуациях. С помощью этой технологии решаются сразу несколько задач. Во–первых дети учатся оценивать поступки других, понимать причины того или иного выбора, который сделали другие люди. Во–вторых использование данной технологии позволяет как бы «примерить» ситуацию на себя, задавая при это вопрос: «А как бы я поступил на месте героя?», позволяет прочувствовать и пережить на себе ту или иную ситуацию. Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Ведь боясь ошибиться, ребенок в дальнейшем не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от взрослого. А сам будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Пример: Норма честности-взаимодействие со сверстником. Два мальчика–Дима и Женя познакомились на прогулке и вместе играли. Дима дал Жене поиграть отличную пожарную машинку, а сам пошел качаться на качелях. Женя играл – играл нечаянно сломал машинку, испугался и забросил ее в кусты. А Диме сказал… Вопросы…

Литература

  1. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».-М.: Вентана-Граф,2016г.
  2. Кривцова С.В. «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия путешествия. Программа-технология позитивной социализации дошкольников».-М: Клевер Медиа Групп2015г.
  3. Микляева Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Маленькими шагами в большой мир знаний» (развитие творческих способностей дошкольников через технологию ТРИЗ)

Назначение проектаОбеспечить условия для развития творческих способностей дошкольников.Идея проектаИспользование технологии теории решения изобретательских задач будет способствовать развитию творческ...

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...

Познавательное развитие детей через технологию деятельностного подхода в рамках проектной деятельности.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимоде...

Презентация "Развитие познавательной инициативы дошкольников через технологию проектирования и систему эффективного сетевого взаимодействия»

В материале представлена  информация об организации взаимодействия детского сада с сетевым сообществом....

Развитие физических качеств дошкольников через технологию "Широкая резинка"

Материал подходит к применению физинструкторам и воспитателям начиная со средней группы детского сада. Содержит методику разучивания упражнений с широкой резинкй - эспандером и  сами упражнения и...

Развитие успешности ребенка-дошкольника посредством интеграции участников образовательного процесса в театрализованной деятельности

Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного театрального и музыкального творчества, самим стать актерами   &nda...