Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сивкова Ольга Алексеевна

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_belgorod.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для психокоррекционной работы с детьми, имеющими  нарушения речевого развития.

Сивкова Ольга Алексеевна, педагог- психолог

Мацнева Ольга Владимировна, учитель-логопед

Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности дошкольников с нарушениями речи. Представлены рекомендации по организации и содержанию психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях детского сада. Описаны основные признаки неблагополучного развития речи дошкольников и направления по преодолению нарушений личностного развития у детей данной категории.

Ключевые слова: психокоррекционная работа, речевые нарушения, психическое развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Число дошкольников с нарушениями речи неуклонно растёт из года в год и составляет самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Становится сложнее и характер этих нарушений.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка:

  • ребёнок развивается с задержкой;
  • ребёнок перенёс тяжелые заболевания;
  • у ребенка имеются неврологические заболевания;
  • ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит;
  • на просьбы взрослых не реагирует, делает вид, что он не слышал.
  • ребёнок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • при решении возникающих проблем ребенок не прибегает к речи и к помощи взрослых;
  • ребенку безразлично понимают ли его окружающие. Он говорит на одном ему понятном языке.
  • речь ребенка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак неблагополучного развития речи – значит, ему необходима помощь специалистов.

В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.

Всем известно, что неумение общаться вследствие речевых нарушений, неумение выражать свои мысли приводит к различным комплексам в развитии ребёнка: делает его застенчивым, тревожным, иногда агрессивным.

Специфическими особенностями неречевых процессов у детей с нарушениями речи являются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Основным специалистом группы компенсирующей направленности является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.

Своевременное и грамотно организованное психолого - педагогическое сопровождение, осуществляемое в ДОУ педагогом-психологом по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, имеет особую важность, так как именно этому аспекту уделяется меньше внимания другими  специалистами. В связи с этим можно утверждать, что в психокоррекционной и консультативной  работе более значимой является деятельность педагога-психолога.

Основными направлениями психокоррекционной  работы являются:

  • отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
  • снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
  • коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
  • организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
  • обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

Так же, как и педагоги-психологи, все педагоги, специалисты, медики ДОУ делают все, чтобы дети с ограниченными возможностями в развитии никогда не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделёнными.

Выстраивая взаимоотношения с детьми, педагоги обязаны помнить, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать. Личность, с которой надо считаться.

Список литературы

  1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
  2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Санкт-Петербург: КАРО. Год. 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для оздоровительной работы с детьми в ДОУ.

В детском саду создаются  комфортные условия для детей с учетом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды....

Создание условий в группе для повышения качества познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста

      Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и ...

Педагогический совет "Создание условий для единого образовательного пространства ДОУ по речевому развитию дошкольников"

Педагогический совет "Создание условий для единого образовательного пространства ДОУ по речевому развитию дошкольников"...

Презентация на тему "Создание условий в ДОУ для проведения занятий по речевому развитию дошкольников"

Важнейшим условием для полноценного речевого развития дошкольников является обеспечение предметно - пространственной среды в группах детского сада....

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

laquo;Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» Семья – ближайшее и постоянное социальное...