«Особенности речевой деятельности детей с ЗПР».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Характерным признаком клинической картины большин-
ства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных де-
фектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с
общими психопатологическими особенностями этих детей.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как им-
прессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной,
так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №9 СП «Детский сад №23 «Улыбка»

Сообщение для педагогов и воспитателей

«Особенности речевой деятельности детей  с ЗПР».

Учитель-логопед: Овсиенко В.Ф.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи.

Так в исследованиях В.А.Ковшикова и Ю.Г.демьянова из 40 детей с ЗПР шести-семи лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е.В,Мальцевой в младших классах школы для детей с ЗПР выявлено 39.2% детей с дефектами речи.

Характерным признаком клинической картины большин-
ства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Как отмечает З.Тржесоглава, импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность, словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов. (Н.Ю.Борякова,Г.И.Жаренкова, А.Д.Кошелева,  Е.В.Мальцева, Б.Ф. Соботович,  Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко)

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие общего недоразвития речи, о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально - волевой сферы, так и познавательной деятельности. Можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР, является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи. («В.И. Лубов скип, Г.И.Жаренкова)

Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции (данные У.В.Ульенковой. 1980, 1981, 1982, Т.А. Стрекаловой, 1982, И.Н.Брокане, 1981) это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.                            

  Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы, раздражителем которой выступают слова. Функционирование второй сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой.    Становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. У детей с ЗПР в ходе специального обучения надо формировать потребность в речевом общении.    Речь-инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях  может быть компенсирована впоследствии. Особенности речи у детей с задержкой психического развития характеризуется нарушением речи, как системы: у них отмечается нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

     Литература:

  1. Анохин П.К. избранные труды, М. Наука.
  2. Астахов, введение в дефектологию с основами нейро- патопсихологии М. 1994
  3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997
  4. Бородиг А.М. Методика развития речи детей.
  5. Борякова Н.Ю. особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР М. 1983
  6. Волгодский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. Издательство А.Н. РСФСР 1956
  7. Валитова И.Е. психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997
  8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями М. 1987
  9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии "Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. М 1997
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи М. 1961
  11. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. Саратов 1981
  12. Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. Москва 1984.
  13. Дети с задержкой психического развития (подряд Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной Н. А.) М. Педагогика 1984
  14. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослыми детей с ЗПР (дефектология)  1988 №1
  15. Дошкольная педагогика часть II (Под ред. Логинова Е.А., Саморуковой ) М. 1987
  16. Жинкин Н.Н. Мышление и речь. М., Изд. АПН РСФСР 1963
  17. Кварцев Логопедия  М. 1956
  18. Карпова С.Н. Колбова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М 1978
  19. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков Спб. 1995
  20. Кольцова М.И. Двигательная активность и развитие функций

    мира ребёнка. М., Педагогика

  1. Лалаева П.И. Нарушение речи у детей с ЗПР Спб.,1992
  2. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. Спб., 1992
  3. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи М.1961
  4. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.,1961
  5. ЛурияА.Д. Язык и сознание (под. Ред. Хомской Е.Д.) М.,1979
  6. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П.,Фомичева Т.А.) 2-е издание М. Просвящение 1984
  7. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения М., Педагогика 1974
  8. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. 1984
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольника с ЗПР
  10. Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР М. Наука-пресс 1998
  11. Павлов И.П. ПСС т. 3 книга 1-2 М. Изд. АН СССР 1951
  12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997
  13. Сеченов И.М. Избранные произведения М. Изд. АН СССР 1952
  14. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление М. 1969
  15. Спец. Курс: Программа и методика развития речи детей дошк. Возраста в д/c М. 1994



Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №9 СП «Детский сад №23 «Улыбка»

Сообщение для педагогов и воспитателей

«Особенности речевой деятельности детей  с ЗПР».

Учитель-логопед: Овсиенко В.Ф.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи.

Так в исследованиях В.А.Ковшикова и Ю.Г.демьянова из 40 детей с ЗПР шести-семи лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи. Исследованием Е.В,Мальцевой в младших классах школы для детей с ЗПР выявлено 39.2% детей с дефектами речи.

Характерным признаком клинической картины большин-
ства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Как отмечает З.Тржесоглава, импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность, словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов. (Н.Ю.Борякова,Г.И.Жаренкова, А.Д.Кошелева,  Е.В.Мальцева, Б.Ф. Соботович,  Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко)

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие общего недоразвития речи, о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально - волевой сферы, так и познавательной деятельности. Можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР, является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи. («В.И. Лубов скип, Г.И.Жаренкова)

Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции (данные У.В.Ульенковой. 1980, 1981, 1982, Т.А. Стрекаловой, 1982, И.Н.Брокане, 1981) это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.                            

  Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы, раздражителем которой выступают слова. Функционирование второй сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой.    Становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. У детей с ЗПР в ходе специального обучения надо формировать потребность в речевом общении.    Речь-инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях  может быть компенсирована впоследствии. Особенности речи у детей с задержкой психического развития характеризуется нарушением речи, как системы: у них отмечается нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

     Литература:

  1. Анохин П.К. избранные труды, М. Наука.
  2. Астахов, введение в дефектологию с основами нейро- патопсихологии М. 1994
  3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997
  4. Бородиг А.М. Методика развития речи детей.
  5. Борякова Н.Ю. особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР М. 1983
  6. Волгодский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. Издательство А.Н. РСФСР 1956
  7. Валитова И.Е. психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск 1997
  8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии д/с для детей с нарушениями М. 1987
  9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии "Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. М 1997
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи М. 1961
  11. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. Саратов 1981
  12. Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. Москва 1984.
  13. Дети с задержкой психического развития (подряд Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной Н. А.) М. Педагогика 1984
  14. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослыми детей с ЗПР (дефектология)  1988 №1
  15. Дошкольная педагогика часть II (Под ред. Логинова Е.А., Саморуковой ) М. 1987
  16. Жинкин Н.Н. Мышление и речь. М., Изд. АПН РСФСР 1963
  17. Кварцев Логопедия  М. 1956
  18. Карпова С.Н. Колбова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М 1978
  19. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков Спб. 1995
  20. Кольцова М.И. Двигательная активность и развитие функций

    мира ребёнка. М., Педагогика

  1. Лалаева П.И. Нарушение речи у детей с ЗПР Спб.,1992
  2. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. Спб., 1992
  3. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи М.1961
  4. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.,1961
  5. ЛурияА.Д. Язык и сознание (под. Ред. Хомской Е.Д.) М.,1979
  6. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П.,Фомичева Т.А.) 2-е издание М. Просвящение 1984
  7. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения М., Педагогика 1974
  8. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. 1984
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольника с ЗПР
  10. Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР М. Наука-пресс 1998
  11. Павлов И.П. ПСС т. 3 книга 1-2 М. Изд. АН СССР 1951
  12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997
  13. Сеченов И.М. Избранные произведения М. Изд. АН СССР 1952
  14. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление М. 1969
  15. Спец. Курс: Программа и методика развития речи детей дошк. Возраста в д/c М. 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста

laquo;Особенности развития речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

Статья "Эффективные методы и виды деятельности в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14357262","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"50","width":"350"}}]]В статье рассмотрены наиболее эффективные методы и виды деятель...

Особенности познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР

Особенности психического развития детей с ЗПР, которые необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающего обучения в детском саду...