особенности речевой деятельности у детей с ЗПР
консультация по логопедии на тему

Николаенко Елена Анатольевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osob._rech._deyat-ti_u_detey_s_zpr.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

 

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи.  

Педагоги и психологи отмечают, что нарушение речи чаще отмечается у мальчиков (44,5%), чем у девочек (28.3%).

Характерным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

 Речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность, словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов, речевая неактивность.

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие общего недоразвития речи, о задержке речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как и эмоционально - волевой сферы, так и познавательной деятельности. Можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.

В настоящее время психология располагает некоторыми данными о речевой деятельности детей с ЗПР дошкольного возраста. Исследования  показали, что дети этой категории испытывают трудности в вербализации своих действий. У них отмечается неточность словарного запаса, речевая неактивность, трудности в понимании и оперирования рядом сложных логико-грамматических структур, затруднения употреблении некоторых частей речи, динамические нарушения.    

Поскольку познавательная деятельность старших дошкольников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, несформированностью операции анализа и синтеза, абстрагировании обобщения, неразвитостью словесно-логического мышления, несформированностью саморегуляции это отставание не может не оказывать тормозящего воздействия на речевое развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Особенности речевого развития у детей.

В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру....

Родительское собрание "Особенности речевого развития у детей старшего возраста"

Презентация на родительское собрание тема "Особенности речевого развития у детей старшего возраста". Рассказать о направлениях по которым ведется работа в группе по развитию речи....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития у детей 2-3 лет"

Консультация для родителей " Особенности речевого развития у детей 2-3 лет"...

Тема "Особенности речевого развития у детей воспитывающихся в доме ребенка"

Речевое развитие может происходить только в тесном контакте ребенка со взрослым....

Особенности речевого развития у детей раннего возраста

Особенности речевого развития у детей раннего возраста...

«Особенности речевой деятельности детей с ЗПР».

Характерным признаком клинической картины большин-ства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных де-фектов речи. Многие проявления пато...