Проект "Планета шахмат"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Рзаханова Диана Идаятовна

Проект  "Плаета шахмат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Планета шахмат"143.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Городской конкурс

молодежных социально-значимых инициатив

«Новое пространство»

Номинация«Спорт и здоровье»

Проект

«Планета шахмат»

http://xn--80aaaquui7agdlq1b7gf.xn--p1ai/img/870115/chess-for-children.jpg

Воспитатель:

Рзаханова Д. И.

Покачи

2017

Содержание

  1. Описание проекта
  2. Актуальность
  3. Цель и задачи
  4. Реализаторы проекта
  5. План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта
  6. Бюджет проекта (смета расходов)
  7. Ожидаемые результаты
  8. Литература
  9. Приложение

«Игроков, которым мастер может с успехом давать ферзя вперед, существуют

 миллионы; игроков, перешагнувших эту ступень, можно насчитать, наверно,

не более четверти миллиона, а таких, которым мастер ничего не может дать

вперёд,вряд ли наберётся больше двух-трех тысяч».

ЭмануилЛаскер

  1. Описание проекта

Проект «Планета шахмат» разработана в целях получения дополнительного образования всеми детьми независимо от их здоровья и индивидуальных возможностей. Он выполняет образовательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи.Проект «Планета шахмат» предназначен для спортивно - оздоровительной работы с воспитанниками дошкольного учреждения, проявляющими интерес спорту. Шахматы в ДОУ определенно влияют на развитие у детей таких качеств, как:  внимание, воображение, мышление память, усидчивость. Обучение детей с ОВЗ игре в шахматы с самого раннего детства помогает детям не отставать в развитии от своих сверстников. Здесь представляется расширение круга общения ребенка, тем самым дети преодолевают свою замкнутость.  

  1. Актуальность

Современной России в новых условиях развития нужны граждане новой формации. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» отмечается: «Развивающемуся обществу нужны…люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».

Одним из способов решения данной задачи может стать увеличение количества занимающихся шахматами на всех уровнях и во всех возрастах. При обучении шахматам, по данным исследований, отмечается увеличение познавательных потребностей, жизненной активности и самостоятельности мышления, повышается общий уровень развития, идет латентный процесс психических преобразований.

В современном мире все больше дети увлекаются физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, но только умственный. Правительство РФ уделяет большое внимание продвижению шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат.В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является развитие интеллектуальных способностей у подрастающего поколения. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, развивает логическое мышление, внимание, память, воображение и воспитывает волю. С воспитанниками своей группы я начала играть в шахматы уже со средней группы. С первого дня моим детям знакомство с шахматами было очень интересным. В прошлом году один воспитанник на городских соревнованиях занял первое место среди подготовительных групп, и ещё одна воспитанница заняла второе место среди воспитанников старших групп. А в этом году трое из моих воспитанников участвовали на городских соревнованиях, одна из них Набиева Э. Э., воспитанница подготовительной группы опять заняла первое место. Мою группу посещает ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно со слабым зрением. Этому ребенку тоже стало интересно знакомство с фигурами. Но чтобы обучить ее даже элементарным понятиям  необходимо приобрести напольные шахматы. При помощи этих шахмат можно обучить не только детей с ОВЗ, но и остальных детей завлечь в эту игру.

Анализ результатов опроса родителей показал: 80% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 60% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.

  1. Цель и задачи проекта

        Цель:Формирование системы привлечения дошкольников, в том числе с ОВЗ, к занятиям шахматами через создание и внедрение вертикально-ориентированной схемы развития шахмат в ДОУ.

        Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание условий для раскрытия интеллектуальных способностей воспитанников путем введения в обучение занятий по шахматам;

 2. Совершенствование организационной деятельности по привлечению дошкольников к занятиям шахматами в кружковой деятельности, и совместной деятельности;

3. Создание материально-технических, кадровых и методических условий для повышения профессионального мастерства педагогов.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  • Разработка проекта «Планета шахмат»
  • Подбор художественной литературы
  • Собрать и изучить информацию о шахматной игре
  • Обеспечение организации напольными шахматами

2 этап. Основной

  • Знакомство с шахматной доской и фигурами (показ презентаций)
  • Проведение дидактических и малоподвижных игр
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
  • Рисование шахматных фигур, заготовка шахматных масок для театра
  • Просмотр шахматных мультфильмов
  • Шахматные партии при использовании интерактивной доски

  1. этап. Заключительный
  • Организация досуговой деятельности «В шахматном королевстве», «Умники и умницы»
  • Создание шахматного уголка
  • Проведение шахматных турниров, привлечение к участию в шахматном турнире неограниченных детей с ОВЗ.

  1. Реализаторы программы

Главными исполнителями мероприятий Проекта являются: воспитанники,  родители, педагогический коллектив, администрация. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий, предусмотренных в Проекте.Данная деятельность будет направлена на достижение единства взглядов административно-управленческого персонала, педагогических коллективов образовательных учреждений города на роль и место воспитания в процессе формирования у обучающихся мотивации для развития социально-значимой деятельности обучающихся, стимулирования активности. Для реализации проекта привлекается воспитанница, победитель городских соревнований среди дошкольников, в качестве тьютера, для оказания деятельностной помощи поддержки детям с ОВЗ.

  1. План конкретных мероприятий с указанием этапов и сроков реализации проекта

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Результат

1 этап

Формирование предложений в план воспитательной работы детского сада

Январь – февраль 2018г.

Рзаханова Д. И.

Планы работы

Подбор литературы для знакомства с шахматами

Воспитатели

Собеседования

Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:

- организация помещения для занятий;

- оснащение помещения необходимым оборудованием (игральные наборы, тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция, наглядный материал);

Воспитатели

Информационная справка

2 этап

Организация дидактического оснащения реализации проекта:

- Организация шахматного уголка в группах;

- Альбом «Великие гроссмейстеры»;

- Книжки-малышки «Азбука маленького шахматиста»;

- Организация работы мини-музея, выставочной экспозиции «Черно-белое королевство»;

- Выставка детских творческих  работ «Ход конем»;

- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;

- Фотовернисаж «С шахматами на ты»;

- Дидактические игрушки: шахматная матрешка, разрезные шахматные картинки, шахматное лото, кубики с картинками шахматных фигур, темные и светлые кубики и др.

Образовательная деятельность:

Тематические образовательные ситуации:

-Шахматная доска

- Шахматные фигуры

-Начальное положение

-Ладья

- Слон

- Ладья против слона

- Ферзь

-Ферзь против ладьи и слона

-Конь

- Конь против ферзя, ладьи, слона

- Пешка

- Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

- Король

- Король против других фигур

- Шах

- Мат

- Ничья

- Рокировка

- Шахматная партия

Развлекательно-игровые и развивающие программы:

- мастер-класс по шахматам;

-Турнир «Поиграй со мной гроссмейстер»;

-Развлечение «Шахматная ярмарка»;

- Презентация «Шахматы - это спорт или игра»;

-Изобразительная мастерская «Пешка.Ферзь.Король.»;

- Спортивный праздник «Страна черно-белых королей»

Кульминационное мероприятие:

- звездный шоу-турнир «Что могут короли!»

Совместные мероприятия с родителями:

- шахматный турнир «Мама, папа, я – шахматная семья»;

- энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»;

- семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры»

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:

- разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту;

- пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ.

Февраль – Апрель

2018г.

В течении года

2 раза в год,

Апрель, октябрь 2018г.

1 раз в месяц

Педагог-тренер

Рзаханова Диана Идаятовна

Воспитатели групп

Педагог- тренер

Педагог- тренер

Воспитатели групп совместно с педагогом-тренером

Стендовая информация

Оформление выставки рисунков

Оформление альбома

Театрализация

Проверка знаний

Праздничные мероприятия

Организация турнира

3 этап

Итоговый проектный день:

  • Творческий отчет педагогов о реализации проекта;
  • Мониторинг и анализ реализации проекта, на основе разработанных критериев;
  • Анализ сравнительной диагностики уровня развития детей, социализации; анализ влияния реализации проекта на динамику развития детей;

Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, медиаархив, данные об участниках проекта)

Ноябрь 2018г.

Итоговое отчетное родительское собрание:

  • Мультимедийная презентация «ДОУ, где все дети одаренные»;

Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития)

Ноябрь 2018г.

  1. Бюджет проекта (Смета расходов)

Наименование

Сумма

Средства гранта

Средства обр. организации

1

Комплект напольных шахмат КШ-8

7900 руб.

2

Магнитная демонстрационная доска

6000 руб.

3

Шахматное виниловое поле

2100 руб.

Итого:

10000 руб.

6000 руб.

16000 руб.

7.        Ожидаемые результаты

Воспитанники:

С помощью внедрения шахматного образования   у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:

  • развитие логического мышления;
  • развитие пространственной ориентации на плоскости;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • повышение интереса детей к игре в шахматы.

Родители:

  • создано единое образовательное  пространство дошкольного учреждения  и семьи по шахматному образованию дошкольников;
  • увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников;
  • сформирован положительный позитивный имидж МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Педагоги:

  • приобретен  педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
  • повысилась квалификация педагогов по шахматному образованию, имеется понимание необходимости в развития шахматного образования в ДОУ, городе, регионе;
  • пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения;
  • повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

  1. Литература
  1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: «Просвещение» 1991.
  2.  Гришин В.Г., Ильин Е. «Шахматная азбука». – М.: Детская литература, 1980.
  3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной    игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  4.  Сухин И. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  5. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.
  6. С.Б. Позин. «25 уроков шахмат»– М.: «RussianCHESSHouse/Русский шахматный дом», 2011.

        


  1. Приложение

  1. Игра «Черепаха»

  1. Игра. «Обжорный ряд»

  1. Игра.«Роковой мат»

  1. Игра.«Мат на кухне»

  1. Игра. «Взятие Бастилии»

  1. Игра «Взятие Бастилии всадниками»

  1. Игра «Взятие Бастилии  офицерами»

  1. Игра.«Вампир-шутник»

  1. Игра.«Вампир-всадник»

  1. Игра.«Вампирв башне»

  1. Игра.«Вампирна кухне»

  1. Игра «Охота боевых слонов на раджу»

  1. Игра «Охота конницы на раджу»

  1. Игра «Охота боевых слонов и конницы на раджу»

  1. Игра «Охота боевых слонов и боевой колесницы на раджу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...