Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кушнарева Ирина Викторовна

   Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в образовательной среде. Анализ деятельности ППС показывает, что командная работа специалистов позволяет добиться того, что ребенок с ОВЗ: с минимальными затратами адаптируется к новой образовательной среде, включен в среду обычных сверстников; имеет динамику развития нарушенных функций, психического, физического, интеллектуального развития; обладает в той или иной степени достижениями, определенными целевыми ориентирами дошкольного образования; владеет нормативной социальной компетентностью. А также указывает на необходимость активного продолжения работы по формированию психологической и профессиональной готовности педагогов к реализации требований ФГОС ДО, в повышении компетентности родителей (законных представителей) к изменениям в связи с введением ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kushnareva_i.v.pptx2.62 МБ
PDF icon deyatelnost_sluzhby_psihologo.pdf550.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1056 Кушнарева Ирина Викторовна

Слайд 2

Психолого – педагогическое сопровождение - это комплексная система психолого – педагогической поддержки и помощи ребёнку с ОВЗ и родителям в решении задач адаптации, развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно. Целью психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации является создание условий для: оптимального развития ребенка, успешной интеграции в социуме, качественного обучения ребенка.

Слайд 3

Участники образовательного процесса Педагоги Дети Родители

Слайд 4

Основная задача психолого - педагогической работы создание условий для гармонического развития личности, то есть, эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики каждого ребенка , посещающего дошкольное отделение

Слайд 5

Создание таких условий жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями, при которых они могут вливаться в коллектив здоровых сверстников и наравне с ними участвовать в жизни дошкольного отделения Разработка индивидуальных реабилитационных и образовательных программ для детей с ограниченными возможностями Распространение полученного опыта на другие детские учреждения, работающие над сходными проблемами Цель деятельности

Слайд 6

Приобретение умений и навыков, позволяющих ребенку быть более самостоятельным в решении бытовых проблем собственной жизни Расширение представлений ребенка о своих возможностях Задачи Установление принципиально новых для ребенка коллективно-личностных отношений: становление активной направленности ребенка на взаимодействие в процессе общения, формирование продуктивных способов взаимодействия с родными и окружающими его людьми, реализация личностного потенциала в активной жизненной позиции ребенка

Слайд 7

Комплексный подход в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями развития

Слайд 8

Психолого – педагогическое сопровождение Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. • Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации является психолого – педагогический консилиум ( ППк ). ППк – это структурное подразделение образовательной организации, регулирующее процесс сопровождения.

Слайд 11

Этапы сопровождения

Слайд 12

Диагностический модуль рассматривается как система объединенных служб: медицинской, педагогической и психологической , основной целью которых является реализация комплексного подхода к изучению личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и разработке индивидуального маршрута его развития.

Слайд 13

Идея комплексности является ведущим принципом организации работы диагностического модуля. Реализация этого принципа предполагает: принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребёнка на основе данных комплексной диагностики, учёт её результатов всеми участниками воспитательного и коррекционно-развивающего процесса при построении индивидуального маршрута развития ребенка, уточнение и корректировку этого маршрута в соответствии с динамикой развития, или отсутствием таковой.

Слайд 14

Участники диагностического модуля 1 Дефектолог - развитие когнитивной сферы, понятий окружающего мира 3 Логопед – развитие речи 4 Психолог – познавательная активность, психические процессы, эмоции, воля, сенсорное развитие, коммуникативные навыки 2 Медицинские работники состояние здоровья

Слайд 15

Организация работы диагностического модуля Комплексный подход Установление взаимосвязи между проявлениями нарушений Установление уровня развития ребенка (эмоционально-волевой, когнитивной сферы, речи, двигательного статуса Выявление зоны ближайшего и актуального развития Динамика обучаемости Выделение нарушенных звеньев развития Различение первичного дефекта и его системного влияния на другие функциональные системы

Слайд 16

Этапы работы ППК Комплексное обследование Планирование индивидуального образовательного маршрута Вводный Диагности ческий Стратеги ческий

Слайд 17

Коррекционный модуль рассматривается нами как целостная система взаимодополняемых, динамических форм сотрудничества ребенка, его семьи и специалистов. Ребенок, семья, специалисты являются равноправными участниками коррекционного модуля. Специалисты учреждения (дефектолог, логопед, психолог, музыкальный руководитель, воспитатели группы, воспитатель по физической культуре, педагог дополнительного образования) выступают в качестве единого целого, так как реализуют общую личностно центрированную позицию по отношению ко всем участникам взаимодействия.

Слайд 18

Целью работы коррекционного модуля является поиск и реализация таких путей взаимодействия в триаде «семья - ребенок - специалисты», которые обеспечивают качественные личностные изменения каждого участника, позволяющие ему включиться в интеграционный процесс Творческое, вариативное использование программ и методик каждым специалистом Реализация этих программ в индивидуальном образовательном маршруте ребенка Разработка образовательных, воспитательных, социальных программ с точки зрения личностно центрированного подхода Налаживание продуктивных взаимоотношений с семьей, изменяющих систему ее ценностей

Слайд 20

Основная задача психолого - педагогической работы – создание условий для гармонического развития личности, то есть, эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики каждого ребенка , посещающего наши дошкольные отделения. Одним из важнейших психологических средств является создание условий переживания успешности всеми детьми – каждым ребенком по своему критерию. Такое переживание успешности - сильный социализирующий и интегрирующий фактор. Для этого помимо стандартных форм работы применяются особые методы и типы занятий. При подборе средств и форм работы с детьми учитываются с одной стороны их коррекционно – терапевтическая направленность, и с другой стороны, направленность занятий на постоянное творчество детей, пробуждение собственной активности ребенка. Широко используются различные формы арттерапии: музыкотерапия, терапия движением, терапия художественным творчеством, игротерапия и др. Все занятия с ребенком имеют целью увеличение социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности.

Слайд 21

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности с : - коммуникативными навыками, - выражением своих потребностей, - пониманием социальных ситуаций, - физическая и сенсорная неполноценность, - нарушение речевого развития. Поэтому, очень важна коррекционная работа по направлению психомоторной организации и сенсорного развития. Чаще всего, эти дети имеют огромные проблемы в речевом развитии («неречевые»).В этой ситуации очень важно, чтобы они могли своим поведением сообщать о своем состоянии, нуждах, умели воспринимать информацию от других людей. Поэтому, всему педагогическому коллективу, работающему с этими детьми, необходимо обладать не только терпением, но и умением восприятия такой информации.

Слайд 22

Психолого-педагогическое сопровождение

Слайд 24

Обоснование необходимости работы с родителями Недоступность для родителей ресурсов, скрытых в игре с ребенком Некомпетентность родителей из-за отсутствия информации об особенностях развития детей. Цели работы с родителями Реконструкция детско-родительских взаимоотношений. Улучшение взаимопонимания, взаимоотношений между родителями и детьми. Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии. Подготовка родителя и ребенка к принятию новых отношений между ними, умению принимать друг друга в изменяющихся ситуациях. Развитие коммуникативных навыков, способствующих адекватному взаимодействию с окружающим миром. Наблюдение за изменениями в ребенке. Создание нового видения собственного ребенка.

Слайд 25

Задачи при работе с родителями: Предоставление информации об особенностях развития, моделях (стратегиях) воспитания. Обучение конкретным навыкам. Создание условий для отреагирования родительских чувств, переживаний. Создание возможностей для приобретения нового опыта, как ребенком, так и родителем. Наблюдение за изменениями в ребенке Улучшение взаимопонимания, взаимоотношений между родителями и детьми. Подготовка родителя и ребенка к принятию новых отношений между ними, умению принимать друг друга в изменяющихся рамках Создание условий, в которых: А) родители видят изменения в собственном ребенке, Б) родители видят зону ближайшего развития ребенка.

Слайд 26

Методы , применяемые в работе группы: Психодрама (Я.Морено) Гештальт – подход (Ф.Перлз, М.Папуш, Е. Петрова) Диалогическая интенция (А.Ф.Копьев) Режиссерская постановка симптома (Ф.Василюк) Телесно-ориентированные психотехники (А.Лоуэн) Авторские разработки В качестве вида работы используется технология сопровождения родителей, включающая в себя: 1. Индивидуальную работу с родителем по конкретному запросу, проблеме. 2. Групповая работа по следующим направлениям: А) Детско-родительские группы «Мама, поиграй со мной!» Б) Группы общения родителей особенных детей

Слайд 28

Помимо классического блока знаний об отклоняющемся развитии, важно учесть принципиально новые подходы к консультативной помощи педагогов. Важным являются интерактивные формы взаимодействия, включающие: тренинги, педагогические консилиумы, открытые обсуждения стратегии сопровождения ребенка, культурологические дискуссии и прочее. Например, специальные психологические тренинги помогают создать основу для мотивированного повышения педагогической компетентности, т.е.: принять философию инклюзии, научиться наблюдать за ребенком, отмечая изменения в его поведении и обучении; проявить страхи и развенчать предрассудки, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями, выявить ресурсы для организации эффективной работы, поставить цели для мотивированного восполнения пробелов в профессиональных знаниях, осуществить реальное междисциплинарное сотрудничество как внутри своего педагогического коллектива, так и во всех внешних структурах.

Слайд 30

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Служба психолого-педагогического сопровождения МБДОУ «ЦРР – детский сад №53».

Педагогическая концепция комплексного психолого-педагогического сопровождения развития детей базируется на культурно–историческом подходе Л.С.Выготского, согласно которому – высшие психические ф...

Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации

В презентации рассматриваются общие вопросы  психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...

Служба психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей

Документация службы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей:Положение о службе психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (служба ППМС-сопров...

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...