Картотека «Пальчиковых игр»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Кадышева Татьяна Анатольевна

Задачи:

·         стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

·         подготовка руки к письму

·         тренировка внимания

·         координация движений

·         адаптация маленьких левшей в мире праворуких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik_igry.docx190.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Программно-методический материал.

Картотека «Пальчиковых игр»

Подготовила:

педагог-психолог

Кадышева Т.А.

2017-2018г.г.

Гимнастика для пальчиков рук.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики, приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.

« Рука является вышедшим наружу головным мозгом», -

это высказывание И. Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек – универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности – движущая рука человека. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое место.

Задачи:

  • стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
  • подготовка руки к письму
  • тренировка внимания
  • координация движений
  • адаптация маленьких левшей в мире праворуких

Условия проведения.

Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6 – 8 минут. Он включает в себя 6 – 8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо.

Самомассаж пальцев рук.

1. Растереть ладони.

  • Круговыми движениями правой руки помассировать тыльную сторону левой руки, положив её на солнечное сплетение. Скручивающими движениями от основания пальца до ногтевой фаланги помассировать каждый палец на левой руке.
  • Поглаживая, с усилием помассировать левое предплечье; вверх по тыльной стороне, вниз по ладонной стороне.
  • Зажав лучезапястный сустав левой руки, правой рукой растереть его ( 2 – 3 скручивающих движения – «крапивка» ).
  • Поглаживая, с усилием помассировать левое плечо, так же, как и предплечье ( 6 – 8 раз).
  • Выполнить круговые движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах левой руки.
  • В стряхивающими движениями расслабить левую руку.

Опустить её вниз, почувствовать в ней тепло и легкость.

Такой же самомассаж выполнить левой рукой, массируя правую

руку.

2. Промассировать руками шею

Ребром ладони правой и левой руки массировать шею движениями

навстречу друг другу ( «пиление» воротниковой зоны )

3. Промассировать руками плечи.

Ребром ладони правой руки массировать левое плечо и наоборот

(«пиление по погону»)

  1. Промассировать руками голову.

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.

  1. Встряхнуть кисти рук

Картотека  пальчиковых игр: 

1. Две подружки.

На лужайке две подружки

(Похлопать по коленям в ритм текста)

Ква- ква-ква , ква -ква-ква.

(Похлопать в ладоши в ритм текста)

Две зеленые лягушки:

(Хлопки по коленям)

Ква- ква-ква, ква- ква-ква.

(Хлопки в ладоши) .

Ква! (Притопнуть одной ногой) .

Хором песни распевают:

(Сложить ладони и чуть –чуть приоткрыть лягушкам ротик) .

Ква - ква-ква, (хлопки в ладоши)

Ква- ква-ква. (Притопы ногой в ритм текста) .

И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем) .

Ква- ква-ква, ква- ква-ква! (Похлопать в лад



2. Дом.

На опушке дом стоит.

(Сложить ладони домиком над головой) .

На дверях замок висит.

(Сомкнуть ладони в «замок») .

За дверями стоит стол,

(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой) .

Вокруг дома частокол.

(Руки перед собой, пальцы растопырены) .

Тук – тук – тук! Дверь открой!

(Постучать кулачком одной ладони о другую) .

Заходите, я не злой!

(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной) . 

3Семья могучая.

В одном лесу дремучем

(Покачать руками над головой, как деревья) .

Жила семья могучая.

(Сложить руки в замок) .

У них был дом огромный

(Сложить ладони над головой в виде крыши) .

И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – труба) .

Из трубы в колечки дым.

(«Колечки» из всех пальцев)

Плим, плим, плим

(Пощелкать пальцами) . 

http://nenuda.ru/nuda/130/129956/129956_html_6d061779.jpg 

4. Есть у каждого дом.

У лисы в лесу глухом,

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

( Загибают пальцы на обеих руках:

на первое двустишие – на левой руке,

на второе – на правой руке) .

Под кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

(Удары поочередно ладонями и кулачками) . 

5. Разыгра

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

(Спрятать руки за спину) .

Пошли пальчики с утра

(Пошевелить пальцами) .

В гости к тете Разыгра

(Похлопать в ладоши) . 

6На скамеечке сидели

(На большом пальце «посидеть» каждым пальчиком, начиная с мизинца) .

Да в окошечко глядели.

(Сложить «окошечки» перед глазами) .

Напилися чаю, чаю разыграю,

(Чередовать хлопки и показ больших пальцев) .

Солнышку ладошки погладили немножко,

(Погладить ладошки друг о друга, слегка массируя их) .

Пальчики подняли, лучиками стали.

(Поднять обе руки вверх, растопырить с усилием пальцы) .

7. Кони.

Садимся на коней. Тпру!

Кони, на старт!

(Кладем руки на стол, ладонями вниз) .

Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт) .

По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе) .

По песочку! (Потираем одну ладонь о другую) .

По камушкам! (Стучим по столу ноготками) .

По мостовой! (Стучим кулачками) .

По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам) .

По топкому болотцу! (Стучим по щечкам и причмокиваем) .

По ледочку! (Цокать языком) .

По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу) .

Через ямку! (Сделать руками движения, имитирующие прыжок) .

По пыльной дорожке! (Хлопаем ладонями по коленям) .

В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься) .

С горки! (Стучим в очень быстром темпе) .

Ускакали далеко! (Очень тихо стучим) .

Скачут совсем близко! (Стучим громко) .

Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу) .



8. Пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .

Это кто у нас шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (Шепотом) . 

9. Утро ясное придет,

Солнце ясное взойдет, (громко)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать. (Громко) .

Просыпайся, детвора!

В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .



10. Комарики.

Вот они оживают, складываясь в щепотку, становятся "комариками" и со словами:

Дарики - дарики,

Летели комарики,

Вились, вились,

В щечку (носик, ручку) вцепились!

"Кусайте" малыша за разные части тела к его превеликому удовольствию. 

11Паучок.

А какой замечательный паучок получается из растопыренных пальцев! Перебирая лапками, он двигается совсем как настоящий. Подбирается к малышу:

Тупи- тупи- тупи -ту,

Паутинку я плету,

Паутинку я плету,

Туп- тупи -тупи- ту.

Нюше (Васе, Маше.) ножку (ручки, ушки.) оплету,

Тупи- тупи- тупи- ту!

И "запутывает", щекочет. 

12. Черепашка.

А еще рука может стать черепашкой, если из кулака медленно выдвигать большой палец:

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

И потом быстро убирайте "голову" обратно в "панцирь". 

13. Компот.

Одну руку ставим ладошкой вверх, а указательным пальчиком другой руки водим по ладони круговыми движениями, "перемешивая компот":

Варим, варим мы компот.

Фруктов надо много. Вот:



http://nenuda.ru/nuda/130/129956/129956_html_1f4a4065.jpg(Загибаем поочередно пальчики.)

Будем яблоки крошить,

Груши резать и варить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Разгибаем все пальчики и опять "перемешиваем".)

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!



14. Семейка.

Возьмите ручку ребенка и прижимайте его пальцы к ладошке по одному, начиная с большого:

Вот дедушка.

Вот бабушка.

Вот папочка.

Вот мамочка.

Вот деточка моя.

А вот и вся семья!

С этими словами обхватите кулачок ребенка. 

15. Зайчата.

Сначала нужно сжать кулачок. Это "заячий домик". "Зайчата" выходят из домика по одному. А потом так же возвращаются обратно:

Раз, два, три,

Четыре, пять -

Вышли зайчики гулять.

Раз, два, три,

Четыре, пять -

В домик спрятались опять!



16. Белка.

Пусть ребенок вытянет руки ладошками вниз и в такт стишкам то сжимает пальцы в кулак, то раскрывает их веером:

Сидит белка на тележке

Продает она орешки.

Кому?

(Рука переворачивается ладонью вверх, пальчики, от большого к мизинцу, поочередно загибаются.)



Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке косолапому,

Котику усатому. 

17. Мальчик – пальчик.

( Нужно взять в свой кулак большой палец ребенка и, потряхивая его, поинтересоваться):

Пальчик-мальчик, где ты был?

( А затем, отгибая от детского кулачка пальчики, отвечать):

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел!



18. Пальчики.

Пальчики левой руки, начиная с мизинца, поочередно пригибайте к ладошке со словами:

Этот пальчик хочет спать, 

http://nenuda.ru/nuda/130/129956/129956_html_a3a9525.jpg

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Тише, тише, не шумите,

(Правой рукой качаем кулачок.)



19. Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

(Пальчики с силой расправляются веером.) 

20. Пальчики.

( Малышу будет интересен несложный стишок, с помощью которого легко запомнить названия пальчиков. Каждый называемый палец ребенок обхватывает кулаком другой руки):

Пальчик толстый и БОЛЬШОЙ

В сад за сливами пошел.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога

Указал ему дорогу.

СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий.

Он сбивает сливы с ветки.

БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.

А МИЗИНЧИК-господинчик

В землю косточки сажает. 

21Цапки

( Один ставит руку тыльной стороной ладони вниз , как крышу. Другой , или другие ,снизу приставляют к ней указательные пальцы). Со словами:

Кошки, мышки,

Волки, зайцы,

Прячьте пальцы! Цап!

( "Крыша" захлопывается, и нерасторопные пальцы попадаются.)



Вариант 2.

На горе стояли зайцы,

И кричали: Прячьте пальцы. 

Вариант 3.

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, … ., жаба.

Цап! 

22Локотки.

( В такт произносимым словам выстукивать по столу локотками, кулачками или суставами согнутых пальцев.)

Ай, туки, туки, туки!

Застучали молотки,

Застучали молоточки,

Заиграли локоточки

Туки – ток, туки – ток!

Вот и вырос малышок!



23. Лады – ладуси.

Лады – ладуси, (Хлопки в ладоши) .

Были у бабуси. 

http://nenuda.ru/nuda/130/129956/129956_html_6d061779.jpg

Ели кренделек, (Загибать по одному пальцы, начиная с большого) .

Пили киселек.

Взяли на дорожку

Пышную лепешку.

Да в придачу - из печи

Маковые калачи!

Не хотите калачей?

Так летите! Э – ге – гей! (Взмахи руками, имитирующие полет птиц, бег по кругу) . 

24. Большаку – дрова рубить…

Большаку – дрова рубить, (Загибать по одному, начиная с большого, пальцы) .

А тебе – дрова рубить,

А тебе – печь топить,

Тебе – кашу варить.

А малышке – песни петь. (Загнуть последний – мизинец) .

Песни петь, да плясать, (Делать руками «фонарики») .

Родных братьев потешать.



25. Пальчик – мальчик, где ты был…

(Ручки сжаты в кулаки, большие пальцы – вверх, вращаютс я: левый – по часовой стрелке, правый – против часовой. Затем большой палец прижимается поочередно к каждому пальцу, начиная с указательного) .

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. 

26Утречко.

Утро настало, солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя солнышко) .

Эй, братец Федя, буди соседей! (Пальцы сжаты в кулак, большой поднят кверху и совершает круговые движения) .

Вставай, большак!

Вставай, указка!

Вставай, середка!

Вставай, Сиротка!

И ты, крошка – Митрошка! (Указательным пальцем левой руки поочередно надавить на подушечку называемого пальца) .

Привет, ладошка! (Щелчок по середине ладошки) .

Все проснулись и потянулись! (Руки вверх, пальцы вытягиваются, растопырены с усилием) .

( Упражнение повторить дважды, сначала правой рукой, затем – левой). 

27. Дом на горе.

На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить домик) .

Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук) .

Вот – деревья, вот – кусты (Руками сделать «деревья» и «кусты») .

Вот – пушистые цветы! (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .

Окружает все забор. (Перед собой показать «забор» из пальцев) .

За забором – чистый двор. (Погладить ладонями стол) .

Мы ворота открываем (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .

К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу) .

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! » (Постучать кулаками по столу) .

Кто – то к нам идет на стук. (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли. (Вытянуть вперед руки, как – будто преподнося что – то) 

http://nenuda.ru/nuda/130/129956/129956_html_657f504c.jpg 

28. Скакалка.

( Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, как будто крутим скакалку – сначала в одну сторону, затем в другую ).

Я скачу, я верчу новую скакалку.

Захочу, обскачу Галку и Наталку.

Ну-ка, раз, ну-ка, два посреди дорожки.

Да бегом с ветерком, да на правой ножке.

Я скачу, я верчу новую скакалку.

Я скачу, я учу Галю и Наталку.

Ну-ка, раз, ну-ка, два, учатся сестрички,

За спиной день - деньской прыгают косички.



29. Про птицу и птенчиков.

На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама- птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице, (большой палец поочередно прикасается к остальным четырем, по две букашки (одновременное двукратное прикасание большим пальцем к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большим пальцем с силой гладить края остальных пальцев поочередно) .



30. Приветствие.

Это команда - белочки, а это команда – зайчики (пальцы левой и правой руки). Это капитан белочек, а это капитан зайчиков (большие пальцы).

Каждый капитан здоровается со своей командой. (Упражнение делаем сначала с отдельными

командами, затем одновременно) .

Обе команды здороваются друг с другом. (Поочередное касание парных пальцев обеих рук. Сначала зайчики и белочки, стоя прямо, затем с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон. Большие пальцы (капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой) . 

31. Котенок.

Котенок – маленький, озорной и пушистый, точит когти. (Все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев, ладонь в таком прижатом положении, все пальцы «бегают») .

Котенок выпустил когти. (Пальцы раскрыты, напряженно полусогнуты) .

Начал царапаться. (Пальцы быстро «бегают» в этом напряженном полусогнутом состоянии) .

Ай –ай – ай, котенок, какой ты шалун, нельзя так царапаться. Ну– кА , спрячь когти! ( Через некоторое время котенок начинает опять точить когти…

Упражнение выполняется одновременно обеими руками) .

Ну что же ты, киска? (Котенок отвечает) :

«Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не киска! » 

32. Угощение гномов.

Стали гномы гостей приглашать. (Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой, затем наоборот) .

Каждому гостю досталось варенье. («Намазывать» варенье на кончик каждого пальца) .

Пальчики съели все угощение. (Последовательно, начиная с больших пальцев «склеить» одноименные пальцы на обеих руках) .

Плотно прижалась к ладошке ладошка. (Прижать ладони одна к другой) .

Гости не могут взять даже и ложки! (Плечи приподнять, руки развести в стороны – удивиться) .



33. Колокольчик.

Колокольчик все звенит, язычком он шевелит. (Тыльные стороны рук обращены вверх. Пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает) .

Гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...