Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Дедова Светлана Михайловна

Выступление на методическом объединении психологов:«Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением зрения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

          Западное окружное управление образования

государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

центр психолого-медико-социального сопровождения

«Ново – Переделкино»

                                                       

Выступление

на методическом объединении психологов:

«Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением зрения».

Педагог-психолог:

Дедова С. М.,

2013 – 2014 уч. год

       Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и организации в пространстве.

          Дети, страдающие нарушениями зрения, как правило, неэмоциональны, с застывшим выражением лица. Мимика вялая, бедная, речь невыразительная, монотонная. Как правило, у значительной части детей наблюдаются тяжелые нарушения речи (общие недоразвития речи, дизартрия).
Решающее значение в коррекции вышеуказанных недостатков имеет специально направленное обучение, физическое воспитание, общение с нормально видящими сверстниками. Те дети, которые, несмотря на дефекты зрения, сохраняют двигательную активность, участвуют в коллективных играх, как правило, не страдают выраженными вторичными отклонениями двигательной сферы. Эта работа посвящена одной из наиболее актуальных в современной психологии проблем проблеме зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
         Анализ литературы показывает, что на современном этапе обозначились разные подходы к развитию зрительного восприятия. Это объясняется широким кругом специалистов, занимающихся и пытающихся решить проблему улучшения видения детьми с различной степенью и тяжестью нарушения зрения. Четко выделяются следующие подходы: офтальмологический, психофизиологический, психологический, психолого-педагогический, педагогический.

          Каждый из перечисленных подходов актуален и создает предпосылки положительного решения вопросов зрительного восприятия.
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта, могут, в отдельных случаях, вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

          А. Г. Литвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Автор считает, что при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок. И ребенок становится практически независимым от состояния зрительного анализатора

          Трудности общения у ребенка с патологией зрения также рассматриваются нами как отклонение в его развитии, обусловленное многими факторами, в том числе и социальными. Например, основными причинами нежелания и неумения общаться с окружающими может стать неправильное отношение взрослых к зрительному дефекту ребенка (в семье или в ближайшем окружении), изолированность ребенка от сверстников (это наблюдается в случаях, когда родители стесняются своего больного ребенка).
         Наблюдения тифлопедагогов и тифлопсихологов показали, что гиперопека, как и ее противоположность - отсутствие должного внимания со стороны родителей к проблемам слепого или слабовидящего ребенка - становятся, как правило, причинами не сформированности у него самостоятельности, активности в познании окружающего, интереса к любой деятельности, даже к игре. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, невозможность познавать с их помощью окружающий мир не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в играх, в быту, на занятиях. У таких детей в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе.

          Психологическое обследование детей с нарушениями зрения осуществляется на основе разработанной тифлопсихологами теории, учитывающей основные закономерности развития обычных детей. В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у детей с недостатками физического и умственного развития. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики, наличие сенситивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, речи в формировании высших психических процессов, ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). Л.С.Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, приводят к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное. Первичное нарушение приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности. Им также была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

          Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, т.к. она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно. Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с детьми, имеющими нарушения зрения, а также с формированием компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. А.И. Зотов, Н. П. М о н и ч, Е. М. Украинская. Зависимость скорости восприятия слабовидящих школьников от остроты зрения и характера заболевания глаз. XIX Герцеиовские чтения. Педагогические науки. Л., 1966.
2. А. Г. Литвак. Исследование скорости восприятия и критической частоты слития мельканий у частично зрячих школьников. Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 420, 1970.

3. А. Г. Литвак Очерки психологии слепых и слабовидящих. Учебное пособие для дефектологических факультетов педагогических институтов. Ленинград , 1972.

4. Отечественные деятели в области тифлологии [Текст]: биобиблиогр. указ. / Рос. Гос. б-ка для слепых; [сост. Н. Д. Шапошникова]. М., 2007. 168 с.
5. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. Владос, 2008, с.87.

6. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Журнал Дефектология, 2001, №2.
7. Подколзина, Е. Н. Индивидуальные коррекционные занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими тяжелую зрительную патологию и сопутствующие заболевания [Текст] / Е. Н. Подколзина; Рос. Гас. Б-ка для слепых. - М., 2008. - 47с.

8. Потешина М.Б., Рогушин В.К. Обучение чтению и письму по системе Брайля. Методические поурочные разработки.

9. Саматова, А. В. Ранняя адаптация детей старшего дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения [Текст]: из
опыта работы Центра ранней интервенции при РГБС / А. В. Са -
матова, А. В. Селиверстова; [науч. ред. Е. Н. Подколзина; ред.
Н. С. Плахина]; Рос. Гас. Б-ка для слепых. М., 2007. 80 с.
(Заочная школа для родителей).

10. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. Ж. Дефектология. №4, 1998.

11. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М., 1998.

12. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2000.

13. Солнцева Л.И Дети с нарушениями зрения. В кн. Специальная психология. П.р. В.И. Лубовского. - М., 2003.

14. Л. И. Солнцева Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. Москва 1999.

15. В. А. Ф е о к т и с т о в а. Распознавание картин и рисунков учениками 1-III классов школ слабовидящих. Известия АПНРСФСР, вып. 96, М., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним  из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...

Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Статья посвещена характерным особенностям зрительного восприятия детей с различной зрительной патологией....

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения" ...

Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Выступление на методическом объединении психологов: «Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением слуха»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию у детей младшего дошкольного возраста c нарушением зрения Тема: «В гости к трем медведям».

АннотацияСоставитель: Кудрявцева Екатерина Олеговна – воспитатель.Район, ОУ : Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида...