Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
консультация по коррекционной педагогике на тему

 Ирина Петровна Гальцова

На сегодняшний день (декабрь 2017 года) лекотеку посещает 1 ребенок с нарушением зрения. Во время обследования в четырехмесячном возрасте установлено, что у ребенка врожденная катаракта, отслойка сетчатки, в полуторогодовалом возрасте этот диагноз подтвердился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_seminaru_7.12.17._tekst_k_prezentatsii.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Педагог-психолог Аннинского МКДОУ «ЦРР-д/с №4» Гальцова Ирина Петровна.

2 Слайд.

На сегодняшний день (декабрь 2017 года) лекотеку посещает 1 ребенок с нарушением зрения. Во время обследования в четырехмесячном возрасте установлено, что у ребенка врожденная катаракта, отслойка сетчатки, в полуторогодовалом возрасте этот диагноз подтвердился.

Слайд 3

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию детей с такой особенностью. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.

СЛАЙД 4

Сенсорное воспитание незрячего или слабовидящего ребенка – это один из видов обучения, без которого невозможен в дальнейшем весь процесс обучения. Поэтому чем раньше систематически и целенаправленно развивать двигательные возможности ребенка, компенсируя нарушения зрения осязанием, моторикой, слухом, тем успешнее будет протекать дальнейшее развитие ребёнка. 

5 Слайд

-Сенсорное воспитание предполагает несколько ступеней, исходя из возрастных особенностей детей.

 6 Слайд.

Первая ступень познания начинается через стимуляцию движения руки. Рука компенсирует зрение. Мы должны научить ребенка различным движениям руки и в первую очередь хватательным движениям. Когда ребенок приобретет держательные навыки, необходимо вовлекать в работу и большой палец, вкладывая в руку разные предметы. Когда ребенок научится держать игрушку, можно развивать такую деятельность: одна рука держит, а другая – манипулирует. Например, малыш держит в одной руке коробочку, а другой складывает туда кубики, колечки и другие мелкие предметы (переключаемость).Действия двумя руками одновременно – это развитие обоих полушарий головного мозга.

7 Слайд.

Вторая ступень – развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира через передвижение в пространстве и действия с предметами-игрушками. Так как он сам не может это сделать, подражая кому-то, начинается его деловой контакт с родителями, педагогами через совместные действия руки взрослого с рукой ребенка. Формирование навыков правильного действия (игры) с предметом через совместные действия происходит, прежде всего, в естественных потребностях (одевание, кормление, гигиена, игры). Все предметы нужно давать ребенку в руки. Пусть он пощупает, понюхает, даже попробует их на вкус. При совместных действиях (рука взрослого и рука ребенка) необходимо не только показывать действия с этим предметом, но и сопровождать их словесным описанием. Основное здесь не просто ощупать и узнать предмет- игрушку, а побудить ребенка к действию с данным предметом, к овладению способом употребления его. 

8 Слайд.

Третья ступень познания – игра, которая является основной деятельностью ребенка. В игре он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Слепой ребенок, не видя игр и играющих детей, не может им подражать, поэтому его игры бедны по отражению и содержанию окружающей жизни. Слепые дети не могут самостоятельно обучиться играть. В игре ведущую роль должен взять на себя взрослый. Игра будет средством: познания окружающей среды, способом компенсации недостатков, связанных со слепотой, развитием стремления к движению, преодолению чувства страха перед неизвестными предметами, хорошей ориентировкой.

В этот период начинается планомерное ведение слепого ребенка к знакомству с игрушкой, обучение правильно ее применять. Но прежде чем показать действие с игрушкой, необходимо познакомить его с ней, т. е. научить узнавать ее на ощупь, рассказать о ней, о том, что она изображает, затем познакомить со всеми ее составными частями, характерными особенностями. А если есть возможность, то познакомить с реальным предметом, который изображает игрушка. Очень важно обыграть игрушку, т. е. включить ее в какую-то ситуацию и показать, какие действия с ней можно выполнять. 

9 слайд

 4  ступень.Сам процесс обследования игрушки и игровая деятельность подводит слепого ребенка к поисково-практическим действиям, – четвертому этапу сенсорного воспитания. Это уже ближе к учебным занятиям.  Здесь пользуются игрушками учебными (дидактическими), когда в процессе игры ребенок учится: - сравнивать, подбирать, пробует из частей составить целое (матрешки, различные пирамиды, кубики), путем осязания постигает форму, размеры, развивает моторику.

10 слайд.

 5 ступень. Этот период незаметно сливается с пятым этапом сенсорного воспитания – соединения сенсорного опыта с практической деятельностью. Ребенок подготовлен к обследованию игрушки, правильно употребляет ее в действии, может участвовать в тематической игре, понимает, что игра может быть средством обучения. Круг учебных игрушек можно расширить, употреблять в игре учебную терминологию (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; прямая линия, точечная, пунктирная, длинная – короткая; высокая – низкая, большой – маленький).. Эти дидактические игры развивают внимание, наблюдательность, помогают обобщать, сравнивать (Чудесный мешочек, Подбери по форме, Что лишнее?, Что изменилось?, Сделай сам по образцу, Подбери по форме, величине (размеру), Какая поверхность на осязание?, Что ты чувствуешь в руке? (бумага, ткань, железо, пластмасса). Эти дидактические игры развивают внимание, наблюдательность, помогают обобщать, сравнивать (Чудесный мешочек, Подбери по форме, Что лишнее?, Что изменилось?, Сделай сам по образцу, Подбери по форме, величине (размеру), Какая поверхность на осязание?, Что ты чувствуешь в руке? (бумага, ткань, железо, пластмасса). 

11 слайд.

Шестой ступенью сенсорного воспитания является подготовка незрячего ребенка к изобразительной деятельности. Здесь помогут лепка, аппликационное конструирование, рисование и конструирование. Начинать занятия необходимо с простейших упражнений для рук и пальчиков, при этом стараться, чтобы обе руки выполняли движения. Добиться этого поможет работа с пластилином. Младшим детям сначала показывают, как изготовить из пластилина палочку, колбаску, затем шарики, лепешечки. Овладение приемами лепки является одной из важных ступеней в подготовке слепого ребенка к письму и чтению по Брайлю. Особое внимание нужно обращать на то, чтобы пластилин незрячие дети разминали и лепили нужную форму в руках, а не на доске, так как сила осязающей руки является важным условием овладения приемами и способами сенсорного восприятия. Все это пригодится для аппликационного конструирования в старшем возрасте, которое разовьет осязание, простраственную ориентировку на плоскости, обогатит представление. 

12 слайд.

Большое значение в развитии незрячего ребенка имеет слух ребенка. Мы должны помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их. Наш родной язык имеет огромные возможности для передачи различных звуков окружающей жизни – пения и щёлканья птиц, кваканья лягушек, журчания ручейка и т. д., Работу в данном направлении делим на следующие направления:

-Развитие речевого слуха (звуки родного языка- гласные и согласные);

- ориентирование в пространстве (сверху-снизу, близко-далеко, справа-слева ит.д.);

-развитие музыкального слуха (умение различать звуки по высоте, ритмическому рисунку, мелодии).

Помогают нам в этом музыкальные игры: игры у настенной панели «Металлофон», «Барабан». Очень нравится ребенку игра на синтезаторе.

13 слайд

А сейчас мы с вами попробуем убедиться в том, что отсутствие зрения можно компенсировать тактильными ощущениями (ощущения от прикосновения, ощупывания).

 Предлагаю вашему вниманию игру «Текстурированное домино». Прошу выйти несколько человек ко мне. Закройте глаза, возьмите себе по три фишки из коробки. Ощупайте каждую и т д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

РЕФЕРАТ Коррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.

РЕФЕРАТКоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения....

"Специфика логопедической работы с детьми, имеющие нарушения зрения"

Статья рассказывает о том, как правильно выстраивать логопедическую работу с детьми, имеющие нарушения зрения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

"Зрительная гимнастика как компонент коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения зрения"

Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система зрительной гимнастики – это комплексы упражнений для глаз различно...

Консультация "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...