Основные психологические проблемы (школьная дезадаптация, неуспеваемость, нарушения поведения) детей и подростков с ОВЗ в образовательной организации.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Дедова Светлана Михайловна

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации" для педагогов ОО г. Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_dezadaptatsiya_sdvg.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Основные психологические проблемы обучающихся с ОВЗ в образовательной организации

Слайд 2

2 Адаптированный первоклассник Ребенок смог перейти от игровой деятельности к учебной Ребенок от работы под контролем учителя может перейти к самостоятельному выполнению задания Ребенок может выполнить задачу от начала до конца — от момента формулирования и построения программы до осуществления контроля над своими действиями.

Слайд 3

3 Причины школьной дезадаптации Первый подход

Слайд 4

4 Причины школьной дезадаптации Второй подход

Слайд 5

5 Причины школьной дезадаптации Третий подход

Слайд 6

6 Школьная дезадаптация невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения 1 класс Переход в среднюю школу Подростковый период

Слайд 7

7 При поступлении в школу 1. Ребенок не может контролировать свои эмоции и свое поведение. 2. Ребенок не вовлечен в жизнь класса. 3. Не может проконтролировать правильность выполнения задания, детали оформления работы. 4. Неспособен найти разрешение из создавшихся учебных проблем. Не видит собственных ошибок. 5. Тревожен на фоне хорошей успеваемости. 6. Школьный невроз.

Слайд 8

8 Группы детей, страдающих школьным неврозом Дети с явными отклонениями в поведении (вызывающе ведут себя на уроках, ходят по классу во время занятий, грубят учителю, неуправляемы, проявляют агрессивность не только по отношению к одноклассникам, но и учителям). Как правило, учатся плохо. Успевающие школьники, которые удовлетворительно ведут себя на уроках, в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг резко меняются на глазах. У них появляется депрессия, апатия . При внешне кажущемся благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) у детей могут наблюдаться различные признаки эмоционального неблагополучия (боязнь отвечать у доски, при устных ответах с места наблюдается тремор рук, говорят очень тихо, плаксивы, всегда в стороне).

Слайд 9

9 Переход из начальной школы в среднюю Ведущие факторы

Слайд 10

10 Подростковый возраст Ведущие факторы

Слайд 11

11 Виды школьной дезадаптации ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Слайд 12

12 Диагностическая деятельность учителя Наблюдение Сидит спокойно: 1 класс - не больше 15 минут в начале года и 20 минут во втором полугодии, 5 класс – 30–45, 9 класс – 45 минут. Сигналы признаки истощения утомляемости снижение умственной работоспособности ошибки в письменных работах повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др.

Слайд 13

13 Признаки истощения 1. Ребёнок крутится, вертится за партой. 2. Не может удержать позу. Ложится головой на парту, сутулится, "стекает" по стулу. 3. Зевает. 4. Постоянно смаргивает, облизывает губы, совершает другие навязчивые движения. 5. Перекладывает ручку из руки в руку. 6. Каждый урок просит разрешения выйти в туалет. 7. Многократно роняет пишущие предметы. 8. Не может повторить только что заданный вопрос. 9. Допускает нехарактерные ошибки как в письменной, так и в устной речи. 10.К концу урока почерк у него ухудшается.

Слайд 14

14 Признаки утомляемости, проявляющиеся на перемене 1. Вегетативные реакции: бледность кожи, ярко-розовые щёки, синева над верхней губой. 2. Уединяется, не хочет общаться с одноклассниками. 3. Агрессия по отношению к ровесникам. 4. Бегает по холлу, не может переключиться на спокойный вид деятельности. 5.Ходит на цыпочках.

Слайд 15

15 Письменные работы 1.Письменные работы идут не по порядку. 2. Может написать на первой попавшейся странице. 3. Может начать не с красной строки, а с середины строки или даже с середины листа. 4. Даже во второй четверти пишет буквы зеркально. 5. Переставляет буквы в слогах и слоги в слове. 6. Пропускает буквы. 7. Заменяет буквы на сходные по звучанию. 8. Не может пересказать прочитанное.

Слайд 16

16 Признаки тревожности у хорошо успевающих детей Ребёнок боится отвечать выученный урок. Лучше отвечает с места, чем у доски. Лучше отвечает учителю наедине, нежели перед всем классом. Плаксив или агрессивен, если ему делают замечания. Заикается, причём только на уроке. Проявляет двигательное беспокойство при ответах (теребит одежду, потирает руки, встряхивает кистями), часто смаргивает, облизывает губы во время устных ответов. Особенности выполнения заданий у тревожных детей: Высокая зависимость от поведения учителя. При устных ответах внимание отвлечено на поведение учителя, а не на то, что и как ответить. Считывает мимику педагога. "Залипание" на мелких деталях, трудности вычленения главной задачи. Плохо копирует по образцу. Смотрит на то, как выполняет задание сосед по парте. При однократно плохо выполненном задании начинает плакать и отказывается заниматься вообще.

Слайд 17

17 Особенности работы учителя со «сложными» детьми

Слайд 18

18 Способы мотивации

Слайд 19

19 Постановка задачи

Слайд 20

20 Организация деятельности Организация деятельности Использование наглядности, рассказывание историй, работа в группе (не так страшно), в кругу, не за партой. Речь! Пересказы, рассказывание историй, квесты. Движение, ощущение себя в пространстве. Запоминалки , интеллект-карты, легальные шпаргалки. Декламация под музыку. Развитие моторики, упражнения для рук. Интересная работа на уроке, а не слушание учителя, элемент открытия, новизны, исследования. Ситуация успеха (разрыв шаблона). Периоды отдыха на уроке. Нельзя: увеличивать объем задания, наказывать дополнительными занятиями, сравнивать.

Слайд 21

21 Домашнее задание

Слайд 22

22 Оценивание

Слайд 23

23 ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Слайд 24

24 Критерии гиперактивности

Слайд 25

25 Дефицит активного внимания Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции . Г иперактивному ребенку легче работать в начале дня , чем вечером , а также в начале урока , а не в конце . Р аботая один на один со взрослым , не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой . Р ебенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение длительного отрезка времени. Изменяйте режим и темп урока – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией. Ребенка увлекает всё новое и неожиданное. Чем театрален педагог , тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка Р ебенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью . Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности .

Слайд 26

26 Дефицит активного внимания Оптимальное место для такого ребёнка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случае затруднений. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий. Избегайте монотонной учебной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз. Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки. Гиперактивные дети испытывают трудности с переключением внимания. Заранее предупреждайте ребенка о смене деятельности. («Осталось 3 минуты», использование таймера)

Слайд 27

27 Дефицит активного внимания Необходимо учить гиперактивного ребенка соблюдать определенные правила («Свод правил», «Озвучь правило, которое тебе нужно соблюдать», «Что ты можешь себе посоветовать для успешного выполнения задания») Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой , но обязательно последовательной . П оощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15 — 20 минут («Жетонная система») Гиперактивный ребенок ждет от вас эмоциональной реакции. В любой ситуации оставайтесь спокойными . Помните : нет хладнокровия — нет преимущества ! Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, раздать тетради, разложить карточки, собрать самостоятельные работы и т.п.

Слайд 28

28 «Сильные» стороны гиперактивных детей

Слайд 29

29 Использование динамических пауз и физкультминуток Пальчиковые игры Игры на переключения внимания Игры на снятия мышечного напряжения «Ловим комара» « Кричалки , шепталки , молчалки » «Морские волны» «Многоножки», «Двуножки» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Готовность ребёнка к обучению в школе и проблема школьной дезадаптации"

Проблема, как готовности ребёнка к школьному обучению, так и школьной дезадаптации не нова, но в наше время, когда изменился уровень и темп жизни, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, ко...

Памятка "Проблема игровой зависимости в интернете у детей и подростков"

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр: 1. Стадия   увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру...

Основные психологические проблемы детей дошкольного возраста.

Основные психологические проблемы детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации"

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с учите...

"Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации"

Все больше дошкольников не хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые распространенные «...

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе» Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации

Консультация психолога для родителей: «Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе»Психолого-педагогические рекомендации по решению проблемы школьной дезадаптации...

Девиантное поведение детей и подростков. Причины девиантного поведения. Теоретические подходы к объяснению девиации.

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничество...