Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Поляничко Евгения Александровна

Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира.

Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

На современном темпе обучения, дети с функциональными расстройствами зрения (дети с амблиопией и косоглазием)  подвержены серьезным нагрузкам.

Лечение амблиопии и косоглазия  создает особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярному зрению, обусловливающей «пространственную слепоту», естественному сужению поля зрения ребенка. Отсутствие бинакулярного зрения приводит к тому, что дошкольники не выделяют глубину, удаленность, протяженность, приводит  к формированию нечетких, неясных образов и представлений, отрицательно влияет на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), а это в свою очередь приводит к фрустрации — неудовлетворенности в общении с окружающим миром. Все это провоцирует негативные процессы развития  эмоциональной сферы дошкольников данной  категории.

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

Рассматривая  понятие  эмоционального неблагополучия ребенка с нарушением зрения, можно определить его как отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Эмоциональное  неблагополучие, связанное с затруднением в общении со сверстниками и другими детьми, может приводить к двум типам поведения.

К первой группе относятся дети с нарушением зрения неуравновешенные, легко возбудимые; безудержность эмоций часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции данной категории детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаются слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Негативные эмоциональные реакции: быстро вспыхивая, быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с нарушениями зрения с устойчивым негативным отношением к общению. У них обида, недовольство, неприязнь  надолго сохраняются в памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Для таких детей  характерно обособленность, они избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателями или сверстниками. 

Как  упоминалось выше, при появлении новых психологических условий в семье при обнаружении зрительных нарушений у ребенка, можно выделить зависимость между характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей.

 Неудовлетворительный с психологической точки зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах сознания и подсознания. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка. У детей с наличием зон повышенной эмоциональной напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на уроках не собраны и невнимательны.

Существенной  причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, является индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам он относит угрозы, суровые или телесные наказания, искусственные ограничения движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка с нарушением зрения и прочее. Постоянное  запугивание «искусственными ограничениями»  приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт.

Многие исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается  повышенная тревожность. Повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Можно выделить общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения:

- повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

- страх перед всем новым, необычным;

- неуверенность в себе, заниженная самооценка;

- ожидание неприятностей, неудач;

 - стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;

- безынициативность, пассивность;

- склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

- боязнь общения с новыми людьми;

- неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.

У многих детей с различными нарушениями зрения значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие эмоции как  вина, страх, обида. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми, в том числе с представителями другого пола. Если анализировать  отношение детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя с детьми с нормальным зрением, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Своевременно оказанная психологическая поддержка эмоционального развития дошкольников, способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к будущей школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья.

Эмоционально-волевая сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети имеющие зрительные нарушения чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира.

Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

На современном темпе обучения, дети с функциональными расстройствами зрения (дети с амблиопией и косоглазием)  подвержены серьезным нагрузкам.

Лечение амблиопии и косоглазия  создает особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярному зрению, обусловливающей «пространственную слепоту», естественному сужению поля зрения ребенка. Отсутствие бинакулярного зрения приводит к тому, что дошкольники не выделяют глубину, удаленность, протяженность, приводит  к формированию нечетких, неясных образов и представлений, отрицательно влияет на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), а это в свою очередь приводит к фрустрации — неудовлетворенности в общении с окружающим миром. Все это провоцирует негативные процессы развития  эмоциональной сферы дошкольников данной  категории.

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

Рассматривая  понятие  эмоционального неблагополучия ребенка с нарушением зрения, можно определить его как отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Эмоциональное  неблагополучие, связанное с затруднением в общении со сверстниками и другими детьми, может приводить к двум типам поведения.

К первой группе относятся дети с нарушением зрения неуравновешенные, легко возбудимые; безудержность эмоций часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции данной категории детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаются слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Негативные эмоциональные реакции: быстро вспыхивая, быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с нарушениями зрения с устойчивым негативным отношением к общению. У них обида, недовольство, неприязнь  надолго сохраняются в памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Для таких детей  характерно обособленность, они избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателями или сверстниками. 

Как  упоминалось выше, при появлении новых психологических условий в семье при обнаружении зрительных нарушений у ребенка, можно выделить зависимость между характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей.

 Неудовлетворительный с психологической точки зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах сознания и подсознания. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка. У детей с наличием зон повышенной эмоциональной напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на уроках не собраны и невнимательны.

Существенной  причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, является индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам он относит угрозы, суровые или телесные наказания, искусственные ограничения движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка с нарушением зрения и прочее. Постоянное  запугивание «искусственными ограничениями»  приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт.

Многие исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается  повышенная тревожность. Повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Можно выделить общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения:

- повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

- страх перед всем новым, необычным;

- неуверенность в себе, заниженная самооценка;

- ожидание неприятностей, неудач;

 - стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;

- безынициативность, пассивность;

- склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

- боязнь общения с новыми людьми;

- неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.

У многих детей с различными нарушениями зрения значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие эмоции как  вина, страх, обида. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми, в том числе с представителями другого пола. Если анализировать  отношение детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя с детьми с нормальным зрением, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Своевременно оказанная психологическая поддержка эмоционального развития дошкольников, способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к будущей школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья.

Эмоционально-волевая сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети имеющие зрительные нарушения чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.

Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...

Музыкотерапия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения

1.     Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2.     История развития музыкотерапии.3.     Практическое использование м...

Образовательная среда как средство развития компенсаторных способностей ребенка с нарушением зрения.

Статья содержит опыт работы по развитию компесаторных способностей у детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении....

Развитие эмоционального мира дошкольников с нарушением зрения

Консультация для родителейВ настоящее время особо значимой является проблема исследования эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями в развитии, поскольку любой дефект сопровождается измен...

Методический материал по коррекционной педагогике на тему «Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения»

Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциона...