АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (для детей с задержкой психического развития)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАДЕЛ

 

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………3

1.2. Цель и задачи реализации адаптированной программы………….5

1.3. Основные направления коррекционно-развивающей работы. …………..…………………..………………………………………………8                                                             

1.4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка….………….11

 

1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы и целевые ориентиры……………………………………….......................................12

 

 

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Описание индивидуального образовательного  маршрута (траектории) ребенка  в соответствии с направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях…………………….19

 

2.2. Основные направления коррекционно-педагогической

работы с детьми, имеющими ЗПР ………………………………………20

 

 

 

2.3. Взаимодействие с семьёй воспитанника………………………….….23

2.4. Психолого-педагогическая диагностика……………………………25

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

 

 

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического развития……………………………25

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды….32

3.3. Методическое обеспечение программы……………………………..39

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya.docx890.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеобразовательной направленности для детей дошкольного возраста

Рассмотрено»

на заседании

минипедсовета

протокол № ____

от  «__»____ 2017 г.

«Согласовано»

старший воспитатель

____________________

( подпись курирующего лица)

«__» ____ 2017г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (для детей с задержкой психического развития)

на 2017-2018 учебный годp3 belosnejkakopiya

Ответственные за

реализацию программы:

педагог-психолог: Разумная Е.Ю.

Воспитатель: Кригер Л.В

Югорск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАДЕЛ

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………3

1.2. Цель и задачи реализации адаптированной программы………….5

1.3. Основные направления коррекционно-развивающей работы. …………..…………………..………………………………………………8                                                            

1.4. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка….………….11

1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы и целевые ориентиры……………………………………….......................................12

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание индивидуального образовательного  маршрута (траектории) ребенка  в соответствии с направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях…………………….19

2.2. Основные направления коррекционно-педагогической

работы с детьми, имеющими ЗПР ………………………………………20

2.3. Взаимодействие с семьёй воспитанника………………………….….23

2.4. Психолого-педагогическая диагностика……………………………25

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического развития……………………………25

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды….32

3.3. Методическое обеспечение программы……………………………..39

  1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно- образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности. Данная программа разработана на основе: -Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 -Конвенцией о правах ребенка ООН; -Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10; -Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) -Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014) -Устава Учреждения, утвержденного Постановлением администрации города Тамбова от 10.06.2015 № 4520. Программа представляет собой модель процесса воспитания, обучения и коррекции детей, имеющих задержку психического развития, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе. Программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей с ЗПР существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Адаптированная программа рассчитана на детей с ЗПР в возрасте от 3 до 7 лет. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Организационный раздел содержит описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает режим дня, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Новизна программы заключается в следующем: -разработаны рабочие программы учителя-дефектолога, учителя- логопеда, педагога-психолога, по работе с детьми с ЗПР. (Приложение); -составлен тематический план коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР 3-7 лет (Приложение); -подобран комплекс диагностических методик, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей (Приложение); -разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей имеющих детей с ЗПР. Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях: -совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая); -максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2. Цель и задачи реализации адаптированной программы

Цель программы:

Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребёнка с задержка психического развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Основные задачи Программы:

-определить особенности организации образовательного процесса в

соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка,

структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с

рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР при

освоении ими образовательной программы;

-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-

психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с

ЗПР с учётом особенностей психического и физического развития,

индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями

психолого-медико-педагогической комиссии);

-разработать и реализовать индивидуальные образовательные

маршруты;

-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков

конструктивного личностного общения со сверстниками;

-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной

адаптации и интеграции детей с ЗПР;

-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом

ведущей деятельности ребенка;

-оказывать консультативную и методическую помощь родителям

(законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным,

правовым и другим вопросам.

В соответствии с Законом РФ и Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования квалифицированная

коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с

ограниченными возможностями может осуществляться в форме

инклюзивного образования.

Для коррекционной работы с детьми, имеющими задержку

психического развития осваивающими основную программу совместно с

другими детьми, в группах комбинированной и общеразвивающей

направленности создаются условия в соответствии с перечнем и планом

реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,

обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей

детей с ОВЗ. Организационная особенность дошкольного учреждения -

инклюзивная.

Основной формой работы учителя-логопеда, педагога-психолога,

учителя-дефектолога с ребенком, имеющим задержку психического развития

и посещающим группу комбинированной или общеразвивающей

направленности, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2-3

раза в неделю. Проводятся подгрупповые занятия.

Специалисты дошкольного учреждения осуществляют

информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и

родителей, подключая последних к коррекционно-развивающей

деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со

своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в

интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных

занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей

специалистами.

Коррекционная работа и инклюзивное образование направлены на:

- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий

детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им

квалифицированной помощи в освоении Программы;

- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья

Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,

социальной адаптации.

Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с

ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в

группах комбинированной и общеобразовательной направленности, должны

учитывать особенности развития и специфические образовательные

потребности каждой категории детей.

Цель: достижение здоровыми воспитанниками, посещающими группы

комбинированной направленности, готовности к усвоению основных

общеобразовательных программ и достижение детьми с ОВЗ

дифференцированной, в зависимости от тяжести и сложности нарушений

развития, готовности к усвоению программ специальных образовательных

учреждений либо освоение возможного уровня навыков самообслуживания

и социального взаимодействия.

Задачи:

- создание современной развивающей образовательной среды,

комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся

детей, родителей и педагогического коллектива;

- формирование общей культуры; развитие физических,

интеллектуальных и личностных качеств;

- формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций,

обеспечивающих социальную успешность;

- сохранение и укрепление здоровья; коррекцию недостатков в

физическом и (или) психическом развитии детей.

1.3 Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1.Диагностическая работа включает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с

ограниченными возможностями здоровья при освоении основной

образовательной программы;

- проведение комплексной социально-психолого-педагогической

диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с

ограниченными возможностями здоровья;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка

с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных

возможностей;

- изучение развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой

сфер и личностных особенностей детей;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного

воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с

ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой

развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг

динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

2.Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию комплексного индивидуально-ориентированного

социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях

воспитательно-образовательного процесса детей с ограниченными

возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического

развития;

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными

возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и

приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми

образовательными потребностями;

- организацию и проведение индивидуальных и групповых

Коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий,

необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом

развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-

волевой, познавательной и речевой сфер;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных

состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции.

3. Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным

направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,

единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально

ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии

воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с

ограниченными возможностями здоровья.

4.Информационно-просветительская работа предусматривает:

- информационную поддержку образовательной деятельности детей с

особыми образовательными потребностями, их родителей (законных

представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,

информационные стенды, печатные материалы), направленные на

разъяснение участникам образовательного процесса - родителям (законным

представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с

особенностями;

- образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными

возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для

педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению

индивидуально особенностей различных категорий детей с ограниченными

возможностями здоровья.

1.4.Психолого-педагогическая характеристика на ребенка

Общие сведения о ребёнке: Биктимиров Кирилл Андреевич

Дата рождения: 17.08.12

Состояние здоровья:

Заключение ТПМПК

Период   адаптации   осложненный. Первоначально   воспринимал   все  с  интересом,  повторял  то, что делают дети,  на  приход  родственников (мамы, бабушки)    реагировал  бурными  истериками. Сейчас   истерики   проявляются и   без   объективных причин. Ребенок   отказывается   садиться на стул,  кричит,  падает на  пол, стучит ногами. Упрям. Непослушен. Наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых. Не выполняет правила распорядка жизни группы. По отношению к сверстникам неагрессивен. Наблюдаются навязчивые движения-раскачивания (реакция на музыку.) 


Чаще всего в группе просто наблюдает за действиями взрослых и детей. В контакт со сверстниками не вступает. Интерес к игрушкам    формальный, иногда отказывается брать в руки. Игровые действия   не выполняет даже на уровне подражания. Со   взрослыми контакт невербальный. Обращенную речь понимает на бытовом уровне.


Недостаточно   сформированы   общие  культурно-гигиенические   навыки  (неопрятно  ест, не умеет   одевается, не следит за своим внешним видом, не умеет пользоваться полотенцем, расчёской) 


На занятиях пассивно сидит непродолжительное время, затем отвлекается, отвлекает детей. Инструкции, объяснения педагога не понимает. Цвета и форму предметов не знает. Может ситуативно выполнить задание по подражанию детям (соотнесение цвета). Продуктивная деятельность недоступна. Не способна контролировать свое поведение и  деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.
Моторное развитие не  соответствует возрасту. Плохо развита мелкая моторика рук (научился держать ложку  после 4 лет). Нарушена общая координация; неуклюж.


Недоразвитие  речи системного характера,  приближенное  к  ОНР  I ур. Нарушено  понимание речи, произносит звуки, неречевые звукосочетания.

1.5.Планируемые результаты освоения ребенком с ЗПР программы к семилетнему возрасту.

При реализации Адаптированной основной образовательной программы в группах компенсирующей направленности педагоги ориентируются на те же требования к планируемым результатам освоения Программы, что и при работе с детьми с нормальным психофизическим развитием.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,

опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений

Образовательные области Планируемые результаты (ожидаемые результаты)

1. Социально- коммуникативное развитие

1 период обучения:

 Ребенок выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;

-участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает

взрослый);

-пытается соблюдать в игре элементарные правила; проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

-ориентирует на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушка и т.п.);

- замечает не соответствия поведения других детей

требованиям взрослого;

-может заниматься не отвлекаясь в течении 5-10 минут;

- обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

-Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

-Выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

2 период обучения:

Владеет основными формами продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении,

конструировании и др.;

- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

-передаёт как можно более точно сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

-пытается регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

-Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

-стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

2 Познавательное развитие

(ФЦКМ-формирование целостной картины мира)

1 период обучения:

-Знает некоторые конкретные знаки (буква, цифра, дорожные знаки), символы (флаг, герб). Знает название родного города, достопримечательности, историю появления города, основные профессии, их содержание. Устанавливает родственные связи, рассказывает о них,

называет домашний адрес.

-Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт. Определяет в предметах размер, цвет, форму, материал и т.п. и на их основе описывает предмет. Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны, самостоятельно определяет свойства и качества этих материалов (структура поверхности, твердость - мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности). Знает, что любая вещь создана трудом многих людей.

-Хорошо знает и выполняет правила дорожного движения. Анализирует результаты наблюдений и делает выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Упорядочивает накопленную информацию.

2 период обучения:

- Различает и называет виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определяет материал, из которого сделан предмет: ткань, дерево, пластмасса и т.п.)

-Устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием. Определяет прошлое рукотворных предметов.

-Обследует предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. Знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

-Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей. Объясняет экологические зависимости; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой. Имеет представления о различных

природных объектах, растительности леса (луга, сада, поля) о домашних и диких животных, птицах.

ФЭМП (формирование элементарных математических

представлений)

1 период обучения:

- Владеет навыками счета в пределах 10, отсчитывает по заданной мере, называет цифры от 0 до 9, соотносит количество предметов с цифрой, отсчитывает количество на единицу больше или меньше. Составляет число из единиц, различает количественный и порядковый счёт. Сравнивает две группы предметов (не зависимо от размера сравниваемых предметов).

- Сравнивает предметы по длине, высоте, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты. Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выражает

словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Называет дни недели, последовательность частей и суток.

2 период обучения:

- Владеет навыками счета до 20, отсчитывает по заданной мере, обозначает число цифрой, называет цифры от 1 до 20. Знает количественный состав числа из единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших, различает

количественный и порядковый счёт. Соотносит количество предметов с цифрой. Владеет умением увеличивать и уменьшать число на единицу. Составляет и решает задачи на сложение и вычитание, пользуется арифметическими знаками действий. Измеряет длину предметов с помощью условной мерки. Узнаёт и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Называет текущий месяц, последовательность дней недели, времена года (месяцы по временам года).

-Ребенок, в полной мере овладевший элементарными представлениями о признаках предметов, количестве и числе, выполняет простейшие счетные операции, решает арифметические задачи, ориентируется во времени и пространстве; овладел средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 Речевое развитие

1 период обучения:

-Объясняет правила игры, аргументированно оценивает ответ, высказывание сверстника. Употребляет сложные предложения разных видов: пересказывая, пользуется прямой и косвенной речью. Составляет по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочиняет концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет место звука в слове.

-Подбирает несколько прилагательных к существительному; заменяет слово другим со сходным значением. Употребляет слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

2 период обучения:

- Ребенок участвует в коллективном разговоре: задаёт вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте событии, явлении. Доброжелателен как собеседник, говорит спокойно, не повышая голоса. В общении со сверстниками пользуется стандартизированными формулами словесной вежливости.

- Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различает понятие звук, слог, слово, предложение. Различает мягкие и твердые согласные, гласные. Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове. Правильно согласовывает числительные с существительными, употребляет пространственные предлоги. Использует в речи разные типы предложений. Образовывает родительный падеж множественного числа существительных, притяжательных местоимений.

4 Художественно- эстетическое развитие

1 период обучения:

- Ребенок раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

- создаёт предметный схематический рисунок по образцу;

- проявляет интерес к стихам и сказкам, рассматриванию картинки;

-проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

- эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, её процессу и результатам;

- используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др) и их свойства;

- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами в изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;

- рисует прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины;

- сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;

-прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнаёт и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

2 период обучения:

- Ребенок стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

- владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);

- знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и Богородская игрушка);

-эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с

помощью творческих рассказов;

- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки к музыкальным инструментам; имеет элементарные представления о видах искусства.

- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

- сопереживает персонажам художественных произведений.

5 Физическое развитие 

1 период обучения:

- Ребенок знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек (проходит по гимнастической скамейке; ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

- обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движений;

- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам и т. п.);

- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

- выполняет по образцу взрослого простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

- стремится принимать активное участие в подвижных играх;

- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с помощью взрослого;

- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец

2 период обучения:

- Ребенок выполняет основные виды движений и упражнений по словесной инструкции взрослых;

- выполняет согласованные движения, а так же разноименные и разнонаправленные движения; выполняет разные виды бега;

- сохраняет заданный темп во время ходьбы;

- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек)

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Описание индивидуального образовательного маршрута в соответствии с направлениями развития, представленными в пяти образовательных областях.

Описание образовательной деятельности в соответствии с на-

правлениями развития ребенка, представленными в пяти образователь-

ных областях

Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех

пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-

коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм

и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта и т.д.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и т.д.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.

Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие пред-

посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру и т.д.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих ви-

дах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением 12 упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость и т.д.

 2.2. Основные направления коррекционно-педагогической

работы с детьми, имеющими ЗПР

Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, сочетанием незрелости

эмоционально-волевой сферы и несформированностью познавательной

деятельности. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока:

образовательный и коррекционно-развивающий.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление первичных нарушений, вызванных непосредственно первопричиной возникновения нарушений в развитии психических процессов, но и на предупреждение вторичных нарушений развития, которые могут возникнуть. А также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению

в общеобразовательной школе.

Коррекционная направленность пронизывает все разделы

физкультурно - оздоровительной, воспитательно-образовательной и

социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-

развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических

особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально - дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и

младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования

психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

- стимуляцию познавательной активности и совершенствование

ориентировочно - исследовательской деятельности;

- развитие общей и ручной моторики;

- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных

связей;

- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов

восприятия - развитие и коррекцию простых модально-специфических

функций, таких как - выносливость к непрерывному сосредоточению на

задании (работоспособность);

- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления

следов памяти на уровне элементарных процессов;

- способность к концентрации и к распределению внимания;

- готовность к сотрудничеству со взрослым;

- стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких

направлениях:

- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и

формирующейся личности:

- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию

ребенка к новым социальным условиям;

- профилактику и устранение встречающихся аффективных,

негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

- развитие социальных эмоций;

- создание условий для развития самосознания и самооценки;

- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

- развитие сферы образов-представлений;

- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной

активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных

форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие умственных способностей через овладение действиями

замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- развитие творческих способностей;

- совершенствование мнестической деятельности;

- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-

моторных навыков.

Развитие речи и коммуникативной деятельности:

- целенаправленное формирование функций речи (особенно

регулирующей, планирующей);

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами

языковой системы;

- развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование

слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи,

формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для

овладения различными формами общения: обеспечение полноценных

эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками,

стимуляцию к внеситуативно - познавательному и внеситуативно-

личностному общению.

Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных,

ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов):

- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-

операционных и регуляционных компонентов деятельности

- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью:

умения программировать, регулировать и оценивать результаты при

выполнении заданий учебного типа;

- формирование основных компонентов готовности к школьному

обучению: физиологической, психологической (мотивационной,

познавательной, эмоционально - волевой), социальной.

Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-

дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Некоторые

задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются

упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо- моторных навыков, сенсорно - перцептивной деятельности и др.

2.3 Взаимодействия с семьёй воспитанника

С семьями воспитанников взаимодействуют все специалисты ДОУ. Педагоги  систематически оказывают родителям активную помощь в выявлении у детей положительных и отрицательных качеств личности, руководят самообразованием родителей, развивают у них стремление к самосовершенствованию, помогают в создании благоприятных и комфортных условий для развития нетипичного ребенка в семье, постоянно работают над единством педагогических требований в семье и детском саду.

Формы сотрудничества с семьей: информативные (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, папки-передвижки, информационные стенды), обучающие (семинары-практикумы, тренинги, конкурсы совместных рисунков, поделок, совместные проекты, совместные праздники, досуги, семейные клубы), исследовательские (анкетирование, тестирование).  

Взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ в группе кратковременного пребывания имеет некоторые особенности. Так, родители ребенка с особыми образовательными потребностями находятся с ним в группе во время пребывания ребенка в ДОО, имеют возможность присутствовать на занятиях, наблюдая за способами общения с ребенком, за играми и особенностями их организации. Это позволяют родителям в течение дня познакомиться с содержанием проводимых в группе коррекционных мероприятий и режимных моментов, понять сложность и многогранность работы дошкольного учреждения, ее значение для всестороннего развития детей. После занятий или между ними специалисты группы проводят также индивидуальные или подгрупповые консультации с родителями, имеющими общие проблемы в воспитании детей. Консультированию родителей  всегда предшествует тщательное изучение "анамнеза" семьи. Общие и групповые родительские собрания проводятся с целью пропаганды общих и специальных (коррекционных) педагогических знаний, обеспечения единства требований в детском саду и семье.

Детский сад имеет собственный сайт, на котором систематически обновляется информация для родителей. Родители и законные представители могут ознакомиться с  документами по организационным и образовательным вопросам, с последними событиями и мероприятиями детского сада, посмотреть фотографии.

Эффективная коррекционно-развивающая работа ДОУ возможна только благодаря интеграции усилий педагогов детского сада  и семей воспитанников.

2.4. Психолого-педагогическая диагностика.

С целью эффективной реализации Программы в ДОУ проводится психолого-педагогическая диагностика детей три раза в год: в сентябре, январе и мае. Оценку физического развития осуществляет инструктор по физической культуре и медицинская сестра, психических процессов – педагог-психолог, познавательного развития – учитель-дефектолог, продуктивной деятельности – воспитатель, музыкального развития – музыкальный руководитель. Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту динамики развития детей для каждой группы. Специалисты оценивают степень развития по каждому диагностическому критерию.  

Результаты психолого-педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательного маршрута (траектории) или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей.

Участие ребенка в психологической диагностике происходит только с согласия его родителей (законных представителей).

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с задержкой психического развития

Направлениями деятельности образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, по выполнению образовательной программы в группах компенсирующей и комбинированной направленности являются:

– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

 – формирование предпосылок учебной деятельности;

– сохранение и укрепление здоровья; – коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ЗПР, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

– формирование у детей общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных

потребностей детей с ЗПР и заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Дети с ЗПР могут получать коррекционно-педагогическую помощь как в группах

комбинированной и компенсирующей направленности, так и в инклюзивной образовательной среде.

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:

1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ строится специалистами и воспитателями дошкольной образовательной организации в соответствии с АООП или АОП, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК и/или ИПРА для ребенка-инвалида;

2) создание специальной среды;

3) предоставление услуг ассистента (помощника), если это прописано в заключении ПМПК;

4) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) дошкольной образовательной организации.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ существляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

В группах комбинированной направленности реализуются две программы: АООП для детей с ЗПР и основная программа дошкольного образования.

В общеобразовательных группах работа с детьми с ЗПР строится по АОП, разработанной на базе основной образовательной программы дошкольного образования и ПрАООП с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обеспечивающих реабилитацию, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

При составлении АООП необходимо ориентироваться на:

– формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и

физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

– создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

– личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.

В АООП определяется оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.

АООП обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей ребенка). В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести недостатков развития, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы.

Реализация индивидуальной АОП ребенка с ЗПР в общеобразовательной группе реализуется с учетом:

– особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными

представителями) на каждом этапе включения;

– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками организации;

– вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению в среду нормативно развивающихся сверстников;

– критериев готовности особого ребенка продвижению по этапам инклюзивного процесса;

– организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.

В настоящее время можно выделить несколько форм (моделей) организации психолого-педагогической помощи дошкольникам с отклоняющимся развитием (О.А. Степанова (2000),

Н.Д. Шматко (2001), С.Г. Шевченко (2005)) и с учетом требований ФГОС ДО.

Модель 1. Группы компенсирующей направленности. В целях индивидуализации педагогического процесса, создания необходимых условий для психокоррекции и обеспечения эмоционального комфорта воспитанников с ЗПР число их в группе должно составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 - 6 детей раннего возраста и 10 человек

дошкольного возраста. Помимо традиционных задач, которые реализуются в педагогическом процессе ДОО, в задачи таких групп входят:

— сохранение и укрепление соматического и нервно-психического здоровья детей;

—коррекция недостаточного уровня социальной и психолого-педагогической

готовности к школе;

—формирование психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности;

—оптимизация социальной ситуации развития и др.,

Сопровождение работы таких групп осуществляют специалисты: дефектолог, логопед, психолог и др. Непосредственно работают с детьми, имеющими ЗПР, компетентные, прошедшие специальную подготовку воспитатели, которые в тесном контакте со специалистами разрабатывают и реализуют групповую АООП.

Модель 2. Для групп комбинированной направленности нормы комплектования в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13: не более 10 чел. из них 3 чел. с ЗПР – ранний возраст; не более 17 чел., из них 5 с ЗПР – дошкольный возраст.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование детей с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования, имеющей в структуре раздел «Коррекционная работа/инклюзивное образование», при разработке которого учитываются особенности психофизического развития воспитанников с ОВЗ, определяющие организацию и содержание коррекционной работы специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.). Таким образом, воспитанник с ЗПР получает образование по основной образовательной программе дошкольного образования или по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. (ПМПК)

Для детей (ребенка) с ЗПР на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и его

социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

Модель 3. Группы кратковременного пребывания для осуществления развивающей и коррекционной работы с детьми с нарушениями развития. Работа специалистов в этих группах ограничивается несколькими часами в день, однако все занятия с детьми носят выраженную коррекцинно-развивающую направленность. В таких группах предполагается индивидуализация образовательной и коррекционно-развивающей работы. Часть детей впоследствии могут успешно адаптироваться к коллективу сверстников и режиму жизни детского сада.

Условия обучения, воспитания и развития дошкольников с ЗПР

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах

образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается, в ПрАООП для детей с ЗПР во II разделе программы этому направлению посвящен специальный раздел.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных

компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который даёт представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам.

Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, реализации задач ПрАООП при проектировании РППС соблюдается ряд базовых требований.

1) Для содержательного насыщения среды должны быть:

средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2) РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

3) в РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает

возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

4) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5) все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

РППС проектируются на основе ряда базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка, это: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные зоны, предметно-игровая среда, детская библиотека и игротека, музыкально-

театральная среда, предметно-развивающая среда для различных видов деятельности и др.

Предметно-игровая среда строится на определенных принципах:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Обеспечивается, созданием системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства пребывания детей. Ребенок по своему усмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или малым числом сверстников, со взрослыми или может оставаться в одиночестве — в

зависимости от настроения, эмоционального или психологического состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества. Обеспечивается созданием развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Принцип стабильности-динамичности. Реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций. В детском саду существуют специальные функциональные помещения (физкультурный и музыкальный залы,

лаборатория или специально отведенное место для детского экспериментирования, лего-кабинет и др.) Зонирование в группах достигается путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых для пространственного обеспечения необходимых видов

деятельности детей.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Обеспечивается увеличением непрогнозируемости событий, наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений, представлений об окружающем, знакомству с языком движений, графики и т. д.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Педагоги проектирую элементы, которые создают ощущение необычности, таинственности, сказочности. Детям предоставляется возможность изменять среду за счет создания необычных поделок, украшать ими группу, дарить друзьям и родителям, устраивать

выставки творческих работ.

Принцип открытости—закрытости. Представлен в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «я», собственного внутреннего мира. Предполагает нарастание структурности среды, разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и т. д.Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации представляется в виде схемы: «общество — игрушка — ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

Принцип учета половых и возрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Учитывая, что у дошкольников с ЗПР снижены общая мотивация деятельности и познавательная активность к среде, предъявляются следующие дополнительные требования:

Принцип занимательности. Облегчает вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а так же стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.

При проектировании РППС учитывают необходимость создания целостности образовательного процесса, в заданных ФГОС ДО образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, группах и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях.

Во время различных плановых мероприятий (досугов, взаимопосещений, прогулок и д.р.) дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей. С целью обеспечения условий для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей соблюдается норматив наполняемости групп. В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование инвентарь и материалы для развития крупной моторики и

содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В группах оборудуются уголки для снятия психологического напряжения.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих

территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно- исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.)

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

Для реализации ПрАООП необходимы: отдельные кабинеты для занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом психологом, сенсорная комната.

Оборудование кабинетов осуществляется на основе паспорта кабинета специалиста.

Примерное содержание РППС (перечень оборудования) составлено с учетом образовательных областей и их содержания.

Модули Содержание модуля Перечень оборудования

Коррекция и развитие психомоторных функций у детей

-упражнения для развития мелкой моторики;

-гимнастика для глаз;

-игры на снятие мышечного напряжения;

-простые и сложные растяжки;

-игры на развитие локомоторных функций;

-комплексы массажа и самомассажа;

-дыхательные упражнения;

-игры на развитие вестибулярно-моторной активности;

Сортировщики различных видов, треки различного вида для прокатывания шариков; шары звучащие, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; настольные и напольные наборы из основы со стержнями и деталями разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; народные игрушки «Бирюльки», «Проворные мотальщики», «Бильбоке»; набор из ударных музыкальных инструментов, платков, лент, мячей для физкультурных и музыкальных занятий; доски

-кинезиологические упражнения; с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; мозаика с шариками для перемещения их пальчиками; наборы ламинированных панелей для развития моторики; магнитные лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; конструкция с шариками и рычагом; наборы с шершавыми изображениями; массажные мячи и массажеры различных форм, размеров и назначения; тренажеры с желобом для удержания шарика в движении; сборный тоннель-конструктор из элементов разной формы и различной текстурой; стол для занятий с песком и водой.

Коррекция эмоциональной сферы

-преодоление негативных эмоций;

-игры на регуляцию деятельности дыхательной системы;

-игры и приемы для коррекции тревожности;

-игры и приемы, направленные на формирование адекватных форм поведения;

-игры и приемы для устранения детских страхов;

-игры и упражнения на развитие саморегуляции и самоконтроля

Комплект деревянных игрушек-забав; набор для составления портретов; костюмы, ширмы и наборы перчаточных, пальчиковых, шагающих, ростовых кукол, фигурки для теневого театра; куклы разные; музыкальные инструменты; конструктор для создания персонажей с различными эмоциями, игры на изучение эмоций и мимики, мячики и кубик с изображениями эмоций; сухой бассейн, напольный балансир в виде прозрачной чаши; сборный напольный куб с безопасными вогнутыми, выпуклыми и плоскими зеркалами.

Развитие познавательной деятельности

-игры на развитие концентрации и распределение внимания;

-игры на развитие памяти;

Наборы из основы со стержнями разной длины и элементами одинаковых или разных форм и цветов; пирамидки с элементами различных форм; доски с вкладышами

- упражнения для развития мышления;

-игры и упражнения для развития исследовательских способностей;

-упражнения для активизации познавательных процессов тактильными элементами; наборы рамок- вкладышей одинаковой формы и разных

размеров и цветов со шнурками; доски с вкладышами и рамки вкладыши по различным тематикам; наборы объемных вкладышей;

составные картинки, тематические кубики и пазлы; наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; мозаики с цветными элементами различных конфигураций и размеров; напольные и настольные конструкторы из различных материалов с различными видами крепления деталей; игровые и познавательные наборы с зубчатым механизмом; наборы геометрических фигур плоскостных и

объемных; наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала разного вида; математические весы разного вида; пособия для изучения состава числа; наборы для изучения целого и частей;

наборы для сравнения линейных и объемных величин; демонстрационные часы; оборудование и инвентарь для исследовательской деятельности с методическим сопровождением; наборы с зеркалами для изучения симметрии; предметные и сюжетные

тематические картинки; демонстрационные плакаты по различным тематикам; игры-головоломки

Формирование высших психических функций

-игры и упражнения для речевого развития;

-игры на развитие саморегуляции;

-упражнения для формирования Бусы с элементами разных форм, цветов и размеров с образцами сборки; набор составных картинок с различными признаками для сборки; наборы кубиков с графическими

элементами на гранях и образцами сборки; домино картиночное, логическое, тактильное; межполушарного взаимодействия;

- игры на развитие зрительно-пространственной координации;

-упражнения на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элиминацию импульсивности и агрессивности;

-повышение уровня работоспособности нервной системы лото; игра на изучение чувств; тренажеры для письма; аудио- и видеоматериалы; материалы Монтессори; логические игры с прозрачными карточками и возможностью самопроверки; логические пазлы; наборы карт с заданиями различной сложности на определение «одинакового», «лишнего» и «недостающего»; планшет с передвижными фишками и

тематическими наборами рабочих карточек с возможностью самопроверки; перчаточные куклы с подвижным ртом и языком; трансформируемые полифункциональные наборы разборных ковриков

Развитие коммуникативной деятельности

-игры на взаимопонимание;

-игры на взаимодействие

Фигурки людей, игра «Рыбалка» с крупногабаритными элементами для

совместных игр; набор составных «лыж» для коллективной ходьбы, легкий парашют для групповых упражнений; диск-балансир для двух человек; домино различное, лото различное; наборы для театрализованной деятельности Необходимо создать условия для информатизации образовательного процесса. Рабочие места специалистов должны быть оборудованы стационарными или мобильными компьютерами, принтерами. Компьютерно-техническое оснащение используется для различных целей:

-для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

-для включения специально подготовленных презентаций в образовательный процесс;

-для визуального оформления и сопровождения праздников, дней открытых дверей, комплексных занятий и др.;

-для проведения методических мероприятий, участия в видеоконференциях и вебинарах;

-для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию АООП;

-для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам,

вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

-для более активного включения родителей (законных представителей) детей в образовательный процесс, обсуждения с ними вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

Для организации РППС в семейных условиях родителям (законным представителям) также рекомендуется ознакомиться с АООП, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания.

Важное место отводится методическому кабинету как центру методической работы.

Основной задачей методического кабинета является создание условий для совершенствования мастерства педагогов и повышения педагогической компетентности в вопросах общего дошкольного и специального образования.

Методическому кабинету принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет служит копилкой лучших традиций детского сада. Накопленный опыт должен быть доступен всем педагогическим работникам. На базе методического кабинета под руководством методиста создаются различные творческие и рабочие группы для решения перспективных и актуальных задач и проектов.

В кабинете формируется фонд методической, дидактической, психологической литературы; аудио, видеоматериалы, мультимедиа библиотека; банк методических разработок; периодические издания. Также в кабинете формируется и располагается оперативная информация и выставки. Например: «Идет аттестация», «Подготовка к педсовету», материалы семинаров-практикумов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт.

Методический кабинет детского сада соответствует всем современным требованиям: информативность, доступность, эстетичность, содержательность. Он способствует обеспечению мотивации и активности в развитии педагогического коллектива, является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией.

АООП оставляет за педагогами право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации адаптированной основной образовательной программы с учетом особенностей развития

различных групп детей с ОВЗ или конкретного ребенка.

3.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Перечень программ:

1) От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.-304 с.

2) Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М.: Школьная пресса, 2005. - 96 с.

3) Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ.ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Школьная пресса, 2005. - 112 с.

4) Нищева Н. В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет.

5) Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.

6) В. В. Колесникова, Т. М. Неретина и др. Система работы со старшими дошкольниками ЗПР. Программно-методическое пособие.        

Перечень пособий.

1.Борякова,Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева. - М. : Гном-Пресс, 1999.-63 с.

2. Вахрушев, А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников : метод.рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А. А. Вахрушев [и др.]. - М. :Беласс, 2003. - 304 с.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / JI. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.

4. Данилова,Е. А. Пальчиковые игры / Е. А. Данилова. - М.: Росмэн-Пресс, 2010. - 95 с.

5. Касицына, М. А. Дошкольная математика : учеб.-практ. пособие для педагогов и родителей / М. А. Касицына, В. Д. Смирнова. - М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.

6. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий / Е. В. Колесникова. — 2-е изд., испр., доп. - М. : Гном-Пресс, 1999. - 80 с.

7. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М. : Профи, 1993. - 198 с.

8. Методические рекомендации по развитию детей дошкольного возраста. МОУ ДПО - Ресурсный центр г. Чапаевска, 2008.

9. Петерсон, Л. Г.Игралочка. Практический курс математики для дошкольников: метод, рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Беласс, 1998.- 160 с.

10. Пожеленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика : метод, рекомендации

по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2004.-92 с.

11. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / Е. А. Стребелева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 164 с.

12. Ткаченко, Т. А. Речь и моторика / Т. А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2007. - 224 с.

13. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород, 1994. - 228 с.

14. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.

15. Чумакова, И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Книга для педагога-дефектолога / И. В. Чумакова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 88 с.

16. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики руку детей раннего возраста (1 года): метод, пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 56 с.        

17. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013

18. Шевченко C.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради № 1, № 2. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.

19. Шевченко С.Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.

20. Руденко ЕД., Останина ЕЛ. Практическое пособие по развитию речи. —М., «Руссико», 1994.

21. Белова И.К., Шевченко СТ. Игры и игровые упражнения со старшими дошкольниками с ЗПР. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004.

22.Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. УМК: тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Ч. I. — Смоленск, 1998, 2000.

23. Тригер Р.Д. УМК: методическое пособие «Подготовка к обучению грамоте». — Смоленск, 2000.

24.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М., Просвещение. 1992.

25.Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина   «Коррекционное обучение и воспитание детей с  ОНР»

26.Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова «Тетрадь логопедических заданий во второй младшей группе». М.,2010г.

27.Е.А.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.

28.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6/6-7 лет с ЗПР-М.: 2010г.

29.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М.: 2005г.