Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зобнина Елена Викторовна

В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. Адаптированная  основная образовательная  программа  (АООП) предназначена для работы с детьми с 4 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития.  

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_zpr.docx124.66 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

                                                     Составила воспитатель: Зобнина Е.В

  Содержание:

  1. Целевой раздел     3

1.1  Пояснительная записка        3 

1.1.1.  Цели и задачи Программы    6  

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы          8

1.2. Планируемые результаты        15

  1. Содержательный раздел   17

2.1. Общие положения          17

2.2. Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям             19

        

2.2.1.  Образовательная область  «Физическое развитие»    19  

         

2.2.2.  Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»    20        

2.2.3. Образовательная область  «Познавательное развитие»        22

2.2.4. Образовательная область  «Речевое развитие»        23

2.2.5. Образовательная область  «Художественно - эстетическое развитие»           23

2.3. Содержание коррекционной работы     25         

2.4. Формы, методы  и приёмы работы с воспитанниками     27

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников    27

2.6. Формы работы с родителями      28

III. Организационный раздел   28             

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка           28

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды        29

3.3 Кадровые условия реализации Программы        310

3.3.  Материально-техническое и методическое обеспечение Программы.    

       Предметно-развивающая среда.                                                                        31

3.4.  Планирование образовательной деятельности        32

3.5. Режим дня и распорядок        пребывания воспитанников в группе          34        

3.6.  Перечень  электронных и литературных источников         36        

I. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

    В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. Адаптированная  основная образовательная  программа  (АООП) предназначена для работы с детьми с 4 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития.  

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцации  словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.

Можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР (И.И.Мамайчук, 2004), что важно для построения АООП:

  1.Дети с относительно сформированными психическими процессами, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются лети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

 2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и    продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложененной формой психофизического инфантилизма.

3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

  4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обнаруживающих первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля.

Все перечисленные особенности обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой ...). Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно. Качественное своеобразие характерно для эмоционально волевой сферы и поведения.

Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической сфер.

Детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы усвоению определенного материала. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие воспитанников        с задержкой психического развития      с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а так же при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья – задержку психического развития (далее – ЗПР) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Программа учитывает специфику образовательных потребностей адресата – воспитанника с ЗПР, определяя комплекс основных характеристик дошкольного образования.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ЗПР и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

При разработке Программы при отсутствии примерной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР) и адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), использованы материалы и рекомендации, содержащиеся в Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.

Программа направлена на: 

- создание условий развития ребенка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Данная Программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду и направлена на разностороннее развитие детей 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования  для детей с ЗПР (далее АООП ДО для детей с ЗПР) разработана на основе:

  1. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования;
  2. Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»        (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),
  3. Адаптированной     примерной     основной     образовательной     программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной)
  4. Программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой- СПб.: ЦДК проф Л.Б. Баряевой , 2010

Программа разработана в соответствии с:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации        режима работы дошкольных организациях».
  3. Санитарно        -эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

4. Приказом Министерстваобразования инауки РоссийскойФедераци

          от 17.10.2013     №1155 "Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования"

                (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

  1. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования".
  2. Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с задержкой психического развития (далее - дети с ЗПР), имеющими особые образовательные потребности.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и сензитивных периодов развития психических процессов. Она соответствует основным принципам построения и реализации образовательной программы.

Срок реализации Программы – 4 года.

  1. Цели и задачи Программы. 

Цель: построить систему коррекционно-развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей детей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей (их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту разных  видах деятельности), формирование основ базовой культуры личности, формирование предпосылок к учебной деятельности, подготовку к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Задачи:

  • создание оптимальных условий для полноценного развития детей  в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями, личностными интересами и организация образовательного процесса, которые позволят:
  • создать для каждого воспитанника ситуации «успеха»;
  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • обеспечить        равные возможности для полноценного развития, в том числе и творческого потенциала, каждого ребенка;
  • выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
  • обеспечить        развитие        воспитанников в соответствии с возрастными        и индивидуальными особенностями в пяти основных направлениях:

      - социально-коммуникативное развитие;

           - познавательное развитие;

           - речевое развитие;

           -художественно-эстетическое развитие;

         - физическое развитие;

  • сформировать предпосылки успешной адаптации на новой ступени образования и жизни в целом;
  • обеспечение преемственности между дошкольным отделением и школой;

обеспечить воспитанников квалифицированной коррекционной помощью.

  • обеспечить        психолого-педагогической        поддержкой родителей/законных представителей детей с ОВЗ через повышение компетентности родителей /законных представителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Данная Программа:

● предусматривает четкую организацию жизни детей в период пребывания в дошкольном учреждении;

● обеспечивает достаточный объем коррекционно–развивающей работы с целью осуществления полной компенсации отклонений в физическом и/или психическом развитии воспитанников;

● обеспечивает правильное распределение нагрузки в течение дня, реализацию возможности развития детей во всех доступных видах деятельности,

● обеспечивает организацию оздоровительной работы для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями   здоровья;

Программа         реализуется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров), реализуется:

 в        непосредственно образовательной  деятельности, совместной        деятельности, осуществляемой в режимных моментах, когда ребенок осваивает, закрепляет и использует полученные умения;

 в самостоятельной деятельности детей, когда ребенок может выбрать деятельность по интересам, на равных взаимодействовать со сверстниками, решать проблемные ситуации и т.д;

 во взаимодействии с семьями детей.

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы

Общие дидактические принципы и особенности их применения при реализации  АООП и программы коррекционной работы:

  • Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер.
  • Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок с получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
  • Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированности познавательной мотивации существенно влияют на успешность освоения образовательной программы детьми с ЗПР. Педагоги должны знать об этих особенностях и строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность детей.
  • Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение ребенка с ЗПР должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития «, что соответствует требованиям   ФГОС ДО,

      и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности,                                 при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать   трудность предлагаемой информации.

  • Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному, кроме того при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри-предметные и меж-предметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира. Образовательная программа, как правило, строится по линейно-концентрическому принципу, что позволяет расширять и углублять знания и представления детей на каждом последующем этапе обучения.
  • Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с ЗПР отмечаются трудности при запоминании наглядной, и особенно словесной информации, если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности детей. В некоторых случаях возможно обучение детей простейшим мнемотехническим приемам.
  • Принцип наглядности  предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. В образовательном процессе используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т.д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания образовательной программы и от этапа работы с ребенком.
  • Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. В условиях групп комбинированной или компенсирующей направленности образовательная деятельность носит индивидуализированный характер. Малая наполняемость дошкольных групп позволяет использовать как фронтальные, так и индивидуальные формы образовательной деятельности. Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей. Индивидуальный подход позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными.

В работе с детьми с ЗПР не менее актуален дифференцированный подход в условиях коллективного образовательного процесса, который обусловлен наличием вариативных индивидуально- типологических особенностей даже в рамках одного варианта задержки развития. В одной и той же группе могут воспитываться дети как с различными вариантами ЗПР, так и с различными особенностями проявления нарушений, с возможными дополнительными недостатками в развитии. Дети будут отличаться между собой по учебно-

познавательным возможностям, степени познавательной активности, особенностям поведения. Учитывая наличие в группе однородных по своим характеристикам микро-групп, педагогу нужно для каждой из них дифференцировать содержание и организацию образовательной и коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы мотивации, программирования и контроля и образовательной деятельности.

Специальные принципы:

  • Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. На современном этапе развития системы образования важно понимание того, что обучаться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых, доступных ребенку,социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.
  • С вышеуказанным принципом органично связан принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.
  • Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симтоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
  • Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Любой дефект имеет системный характер. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка.
  • Принцип комплексного подхода  к  диагностике  и  коррекции  нарушений.

Психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования, в котором участвуют различные специалисты ПМПК (врачи, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях ДОО силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.

  • Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Любой момент в образовании ребенка с ЗПР должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. Этот принцип также предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Реализация данного принципа обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса.
  • Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Можно сказать, что коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего онтогенеза «. При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие может осуществляться в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Дети с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому содержание программ образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой стороны выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности детей группы.
  • Тесно  связан  с  предыдущим,  принцип  единства  диагностики  и  коррекции.  В процессе диагностической работы с каждым ребенком следует выявить уровень развития по наиболее важным показателям, что позволит определить индивидуальный профиль развития, а также характер и степень выраженности проблем у детей данной дошкольной группы. На этой основе отбирается содержание индивидуальных и групповых программ коррекционно - развивающего обучения и воспитания. Повышаются требования к профессиональной компетентности педагогов, это предполагает способность к творческому подходу при реализации образовательных программ и программ коррекционной работы.
  • Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться лишь преодоления актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

- профилактического;

- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

  • Принцип  реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа. На первом году жизни в качестве ведущей деятельности рассматривается непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым, прежде всего с матерью. В период от года до трех лет ведущей становится предметная деятельность, а от трех до семи лет – игровая. После семи лет ведущей является учебная деятельность. Реализация принципа деятельностного подхода предполагает организацию обучения с опорой на ведущую деятельность возраста. Однако нарушенное развитие характеризуется тем, что ни один из названных видов деятельности не формируется своевременно и полноценно, каждая деятельность в свою очередь нуждается в коррекционном воздействии. Поэтому реализация рассматриваемого принципа также предполагает целенаправленное формирование всех структурных компонентов любой деятельности (коммуникативной, предметной, игровой или учебной): мотивационного, целевого, ориентировочно - операционального, регуляционного. Детей обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт и т.д.). Для того, чтобы их деятельность приобретала осознанный характер, побуждают к словесной регуляции действий: проговариванию, словесному отчету, а на завершающих этапах работы подводят к предварительному планированию. Реализуя психологическую теорию о деятельностной детерминации психики, коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Предметно-практическая деятельность в системе коррекционно-развивающего воздействия является специфическим средством. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
  • Принцип  ранней  педагогической  помощи.  Многие  сензитивные  периоды,  т.е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических функций, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. В период до трех лет происходит морфо-функциональное созревание мозга и закладывается основной объем условных связей. Если в этот период ребенок оказался в условиях эмоциональной и информационной депривации, не получал должных развивающих и стимулирующих воздействий, отставание в психомоторном и речевом развитии может быть весьма значительным. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС.
  • Принцип комплексного применения методов педагогического и психологического воздействия означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко и игро-терапии; методов модификации поведения (поведенческий тренинг).
  • Принцип  развития  коммуникации,  речевой  деятельности  и  языка,  как  средства, обеспечивающего развитие речи и мышления. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметным и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, формирования речевого поведения, освоения коммуникативных умений. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи регулируется поведение. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка мышления, речи, умения общаться.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности.
  • Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Познавательная деятельность ребенка с ЗПР отличается от когнитивной деятельности обычного ребенка, так как имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием, и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять этим процессом. При разработке АООП учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы. Еще Л.С.Выготский в качестве одной из принципиально важных выдвинул концепцию развивающего обучения, подчеркивая, что обучение должно вести за собой развитие. Если рассматривать дошкольный этап как начальный этап образования (в соответствии с ФГО ДО), то следует исходить из того, что процесс обучения  это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию и познанию предметов и явлений окружающего мира, их закономерных связей. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определенном месте, в определенное время, в конкретных формах и т. п., в частности в специальных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях.

  • Принцип вариативности коррекционно- развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

    Целевые ориентиры , социально-нормативные, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы.

Социально-коммуникативное развитие:

- Ребенок вступает в контакт со сверстниками, взрослыми обменивается предметами;

- Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы;

- Понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим;

- В случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью;

- Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих;

- Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей;

- Может проявлять осторожность и осмотрительность с новыми вещами.

Познавательное развитие:

 - Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию ярких, значимых для него предметов;

- Организует собственную деятельность по исследованию свойств предметов и материалов;

- Ребенок классифицирует предметы (овощи, фрукты, мебель, одежда) по различным свойствам; выделяет некоторые признаки сходства и различия предметов;

- Имеет представления о растениях и животных, владеет некоторыми представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности;

- Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине предметов в соответствии со своим творческим замыслом.

Речевое развитие:

- Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами, явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения;

-Знает назначения предметов (одежда, обувь, мебель, посуда) и некоторые их свойства;

- Может совместно с взрослым прочить наизусть стихотворение;

- Активный словарь постепенно пополняется словами;

- Ребёнок может сказать, что изображено на картинке.

Художественно-эстетическое развитие:

- Умеет рассматривать и обследовать предмет, в том числе и с помощью рук;

- Умеет рисовать некоторые отдельные предметы и легкие композиции;

- Имеет представления о форме некоторых предметов, величине, цвете;

- Владеет приемами лепки, использования стеки;

- Овладевает приемами разрезания по прямой линии коротких и длинных полос;

- Умеет составлять из вырезанных полос изображения различных предметов;

- Владеет навыками наклеивания.

Физическое развитие:

- Ребенок выполняет основные движения в соответствии с возрастом;

- Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами  соревнования;

- Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку;

- Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние;

- Умеет метать мяч и предметы на расстояние вытянутой руки, в вертикальную и горизонтальную цель; отбивать руками мяч на месте;

- Одевается, раздевается и обувается с помощью взрослого, самостоятельно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены по назначению (мыло, расческа, полотенце, носовой платок);

- Умеет привлечь внимание взрослого в случае необходимости: травмы, недомогания и прочего.

II. Содержательный раздел.

2.1. Общие положения

Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, опирается на основные положение возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста.

Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО и деятельности специалистов по коррекции нарушений высших психических функций и речи.

На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена прежде всего совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ЗПР, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.

Вторая ступень посвящена работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в психо-речевом развитии детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.

На третьей ступени целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР включает образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию речевых        нарушений,        профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа по АООП ДО для детей с ЗПР предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.

Организованная формакоррекционно-развивающей работы рассматривается в АООПДО для детей с ЗПР как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка.

Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и        применяемыми        видами деятельности. Особое внимание уделяется        построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности.

Коррекционно-развивающая        работа проводится в процессе занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, коллективного труда и т. д. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.

Таким образом, реализация Программы обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью.

При разработке Программы учитывалось, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется, как правило, двумя путями:

- под руководством педагогов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно-развивающей работы;

- в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ОВЗ, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий.

Содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении выстроено в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. и коррекционными программами.

Содержание АООП ДО для детей с ЗПР обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -образовательные области):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

2.2.Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям.

Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня.

Режим дня и сетка непосредственно образовательной деятельности  воспитателя строятся с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения.

Воспитатели в вечерний отрезок времени осуществляет индивидуальную работу:  развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением программы.

     Необходимо помнить о том, какая нагрузка приходится на нервную систему детей. Режим дня должен выверяться и очень точно соблюдаться.

  1. Содержание образовательной деятельности по направлению «Физическая культура»

Содержание образовательного процесса по разделу «Физическая культура»

Цель: формирование у ребёнка с ЗПР интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

1. Продолжение работы по укреплению здоровья ребёнка.

2. Развитие и совершенствование основных видов движений.

3. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанника.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Цель: охрана здоровья ребёнка и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

1. Воспитывать гигиенические привычки.

2. Развивать умственную и физическую работоспособность.

3. Закаливать организм.

4. Знакомить ребёнка с основными ценностями здорового образа жизни.

5. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

  1. Содержание образовательной деятельности по направлению «Социально - коммуникативное развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

Цель: воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, привитие ему норм и ценностей, принятых в обществе.

Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

3.Учить заботиться о младших, помогать им.

4.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

5. Формировать представления о правилах поведения в общественных местах, в группе детского сада, дома

6. Обогащать словарь ребёнка вежливыми словами. Учить благодарить за оказанное ему внимание, помощь со стороны других детей, взрослых.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование основ безопасности»

Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Задачи:

1.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

2.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано.

3.Знакомить с явлениями неживой природы, с правилами поведения при грозе.

4.Знакомить ребёнка с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

5.Знакомить ребёнка об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора,

с правилами передвижения пешеходов.

7.Знакомить об источниках опасности в быту.

8.Учить воспитанника обращаться за помощью к взрослым и другим детям.

9.Учить называть свое имя, фамилию, возраст.

Содержание образовательного процесса по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Цель: воспитание у ребёнка культурно-гигиенических навыков и ценностного отношения к труду.

Задачи:

1.Формировать у воспитанника привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

3. Закреплять умение одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель.

4.Воспитывать умение самостоятельно раскладывать материалы, подготовленные воспитателем для занятий, убирать их в отведённое место.

5. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

6. Вовлекать ребёнка в совместные игры, различные виды деятельности с другими детьми.

7. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

8. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.

Содержание образовательного процесса по разделу «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»

Цель: формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

2. Расширять представления ребенка о семье.

3. Поощрять посильное участие ребёнка в подготовке различных семейных праздников.

4. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

5. Формировать интерес ребёнка к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому.

6. Приучать ребёнка поддерживать чистоту и порядок дома, в группе (игрушки, инструменты, предметы, инструменты и прочее складывать в отведённые места).

  1.  Содержание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование опыта ориентировки в окружающем мире.

Задачи:

1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира.

2.Развивать умение наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

3. Учить сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, устанавливать их сходство и различия.

4.Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку.

5.Продолжать знакомить с основными цветами спектра, правильно называть их.

6. Продолжать знакомить с основными геометрическими фигурами.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1.Учить считать в пределах 10.

2.Отсчитывать необходимое количество предметов.

3.Учить сравнивать два предмета по величине (большой – маленький).

4.Учить ориентироваться на листе бумаги.

5.Познакомить ребёнка с кругом, прямоугольником, треугольником.

Содержание образовательного процесса по разделу «Ознакомление с миром природы»

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями.

Задачи:

1.Формировать представления ребёнка о природе.

2.Учить наблюдать, развивать любознательность.

3.Формировать представления о растениях ближайшего окружения.

4. Познакомить с комнатными растениями.

5. Дать представления о домашних и диких животных.

6. Познакомить с особенностями времён года.

Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к социокультурным ценностям»

Цель: ознакомление с окружающим социальным миром.

Задачи:

1.Расширять представления ребёнка о мире окружающих его предметов.

2.Знакомить с предметами быта.

3.Дать представления о деньгах, их назначении.

  1. Содержание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие»

Цель: развитие всех компонентов речи воспитанника и овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи:

Развивать фонематический слух, закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Расширять представления ребёнка о многообразии окружающего мира.

Учить ребёнка формам выражения вежливости.

Обогащать речь ребёнка существительными, обозначающими предметы окружения;

Помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Учить интонационной выразительности речи.

Учить составлять по образцу (сюжетные картинки) простые предложения.

  1. Содержание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к искусству»

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Задачи:

1.Формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

2.Способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, эстетическое восприятие произведений искусства.

3.Познакомить с изображением родной природы в картинах художников.

4.Познакомить ребёнка с различными по назначению зданиями: жилые дома, магазины, кафе, стадионы и др.

Содержание образовательного процесса по разделу «Изобразительная деятельность»

Цель: развитие детского художественного творчества и интереса к различным видам изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; формировать знания об основных формах предметов и объектов природы.

2.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Развивать чувство формы, цвета, пропорций: учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет).

4. Формировать умение организовывать свое рабочее место.

5.Учить способам и приемам рисования различными изобразительными материалами

6. Продолжать знакомить ребёнка с особенностями лепки: развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.

7. Формировать у воспитанника умения лепить по представлению героев литературных произведений, мультфильмов.

8. Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (треугольники в квадрат, квадрат в два прямоугольника), создавать из этих фигур изображения разных предметов (лесенка, забор, скамейка, дом и другие).

9. Формировать умение создавать из листа бумаги фигуры: прямоугольник, треугольник; делить лист на две равные части, сглаживать сгибы.

Содержание образовательного процесса по разделу «Конструктивно – модельная деятельность»

Цель: формирование интереса ребёнка к конструктивной деятельности

Задачи:

1.Продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, пирамиды, игровое и прочее оборудование и т. п.).

2.Помогать ребёнку в выделении основных частей конструкций.

3.Поощрять самостоятельность, творчество.

4.Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине:

пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другими.

5.Учить заменять одни детали другими.

Содержание образовательного процесса по разделу «Музыкально – художественная деятельность»

Цель: воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Задачи:

1.Продолжать развивать интерес к музыке.

2.Развивать музыкальные способности ребёнка: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память.

3.Способствовать развитию начальных навыков пения, движений под музыку.

  1. Содержание коррекционной работы.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Психолого-педагогическое обследование детей. Составление индивидуальных маршрутов развития, заполнение документации.

16 сентября – 15 мая

Подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию.

16 - 30 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика развития детей. Заполнение документации.

Форма организации занятий – подгрупповая  и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности.

   Индивидуальные занятия составляют существенную часть  работы в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

  1. Формы, методы  и приёмы работы с воспитанниками

Формы работы

Непосредственная образовательная деятельность – занятия (НОД)

Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Занятия комплексные, интегрированные

Целевые прогулки

Экскурсии

Игры

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Утренняя гимнастика

Гимнастика после дневного сна

Коллективный труд

Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).

Активный отдых.

Физкультурные минутки

Динамические паузы.

Чтение художественной литературы

Тематические досуги, развлечения.

Театрализованные представления

Совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера.

Педагогическая ситуация.

Свободная (нерегламентированная) деятельность ребёнка

Спонтанная игровая деятельность

Свободная творческая, продуктивная деятельность

Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

Самостоятельная двигательная активность.

Уединение.

Методы и приёмы работы

Методы

Приёмы

Наглядный

  • Предметная наглядность
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Расположение предметов по образцу
  • Выкладывание последовательностей
  • Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
  • Выкладывание логических цепочек

Словесный

  • Вопрос как стимул к речевой активности
  • Оценка детской речи
  • Рассказ о проделанной работе
  • Придумывание по образцу
  • Комментирование собственных действий
  • Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
  • Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)
  • Анализирование  собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…)

Практический

  • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание)
  • Угадывание предметов на ощупь
  • Выполнение действий по словесной инструкции
  • Запоминание и выполнение инструкций.
  • Выкладывание фигур из палочек, веревочек, мозаики
  • Рисование в воздухе

Игровой

  • Использование игрушек и сказочных персонажей
  • Исправление «ошибок» педагога или персонажа

  1. Взаимодействие с семьями родителей

В условиях работы с детьми с задержкой психического развития перед педагогическим коллективом встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

Адаптированная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В основу сотрудничества положено взаимодействие «психолог – педагоги – родитель «. При этом активная позиция в этой системе принадлежит психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей. Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка, но и создает условия для сохранения психологического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного процесса.

При реализации задач социально-педагогического блока, требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.

  1. Формы работы с родителями

Общие и групповые родительские собрания

Соревнования

Тематические индивидуальные консультации

Театрализованные представления

Открытые занятия

Выставки

Тренинги

Папки-передвижки

Педагогические беседы

Памятки

Досуги

Стенгазеты

Утренники

Анкетирование

Проекты

III. Организационный раздел.

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и прочее; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности,        то        есть        сравнение        нынешних        и        предыдущих        достижений        ребенка, стимулирование самооценки.

3.  Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому, художественно - эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, тоесть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой

деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Коррекционно-развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с нарушениями в развитии.

Коррекционно-развивающая        среда         должна носить функцию сенсорно-стимулирующего пространства. Весь используемый дидактический материал по сенсорному развитию условно делиться на несколько групп:

 

  • Функционально        ориентированные         игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры и тела разной величины, геометрическое лото.

 Полифункциональные материалы: объёмные набивные модули, крупные конструкторы.

  • Игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики. Спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, массажный коврик и другие. Для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаика, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, семечки, жёлуди), коробки и лотки для их раскладывания; различные виды застёжек: крючки, пуговицы, молнии, шнурки, наборы верёвочек и лент и др.
  • Природный материал: коллекция плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, коробочки хлопка, которые способствуют не только овладению познавательными средствами (свойства, качество, величина и др.), но и стимулируют развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребёнка.
  • Оборудование для занятий музыкой, ритмикой: магнитофон, диски, звучащие игрушки, музыкальные инструменты.
  • Оснащение для арт-терапии: различные куклы и игрушки, элементы одежды костюмов; «предметы оперирования» - игрушки, имитирующие реальные предметы, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например: кукольная мебель).
  • Иллюстративный        и        образно-символический        материал:        схемы-планы пространственного      расположения        предметов,      условные      схематические изображения предметов.
  • Наглядно-графические        модели:        поэлементная        схема,        технологические (инструкционные) карты.
  • Нормативно-знаковый материал: набор цифр и букв, алфавитные таблицы и др., который способствует овладению ребёнком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
  • Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий).
  • Дидактические игры для сенсорного развития:

● Игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;

● Игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознания себя в окружающем пространстве, т.е. на кинетическое и кинестетическое развития.

● Игры динамического и статического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения.

Игра способствует накоплению запаса ярких, конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; активизирует познавательную деятельность ребёнка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений. Учатся сравнивать, группировать, исключать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению. Применение дидактического материала по сенсорному развитию в общем процессе сенсорного воспитания ребёнка делает данный процесс более эффективным.

  1. Материально - техническое обеспечения Программы.

3.3.1. Предметно-развивающая среда:

- способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов-восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;

- предназначена для осуществления разных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, продуктивной, восприятия художественной литературы и др.;

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Для занятий физической культурой в ДО функционируют спортивные залы и оборудована спортивная площадка. Залы оснащены всем необходимым инвентарем и оборудованием для физической активности детей: тренажеры, гимнастические лестницы, ребристые доски массажные коврики, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм и многое другое. На спортивной площадке размещено спортивное оборудование: волейбольная сетка, баскетбольные кольца, ворота для мини футбола, балансиры, спортивный комплекс и прыжковая яма.

С целью развития у детей музыкальных способностей в ДО оборудованы музыкальные залы, где имеются: фортепиано, музыкальный центр; детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, металлофоны; народные инструменты; музыкально-дидактические игры и другие пособия.

Для проведения театрализованной деятельности в ДОУ имеются: ростовые куклы, пальчиковый, кукольный, настольный и другие виды театров.

В каждой группе оборудованы центры музыкальной и театрализованной деятельности. В     группах     оборудованы     уголки     краеведения,     сделаны     подборки     детской, художественной, энциклопедической и методической литературы, пособий и дидактических игр.

 Для организации коррекционной работы с детьми в ДОУ оборудованы кабинеты: педагога-психолога, кабинеты учителей-логопедов, кабинеты учителей-дефектологов, где размещен демонстрационный и раздаточный дидактический материал.

В каждой возрастной группе созданы все условия для самостоятельной и целенаправленной деятельности детей.

При построении предметно- развивающей среды групп учитываются возраст детей, их интересы и желания. Предметная среда групп имеет разнообразные мини-среды, обеспечивающие игровую деятельность детей, как для мальчиков, так и для девочек. Выделено место для проведения совместной организованной продуктивной и познавательной деятельности воспитателя с детьми.

Группы оборудованы модульной мебелью, разнообразными дидактическими пособиями и игрушками. Во всех группах имеются игрушки и пособия для физического развития, музыкальные игрушки и разные виды театров.

Организация и размещение предметно - развивающей среды осуществляется педагогами рационально, логично, удобно для детей, с учетом возраста.

В каждой группе приобретено много игр и пособий в соответствии с современными требованиями, оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности:

- Центр двигательной деятельности:

- Центр сюжетно-ролевой игры

- Центр развивающих игр

-  Центр театрализованной деятельности

- Центр познавательно-исследовательской деятельности ∙ Центр книги

-  Центр изобразительного творчества ∙ Центр конструирования

- Центр трудовой деятельности

- Центр музыкальной деятельности

В ДОУ накоплен разноплановый фонд литературы: методического, научно-информационного и художественного направления. Он постоянно пополняется новинками.

3.4.        Планирование образовательной деятельности.

Воспитательно-образовательный        процесс строится с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

При организации воспитательно- образовательного процесса педагогами учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом, решая поставленные цели и задачи, не допускается перегрузка детей.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды.

Вся деятельность планируется в системе и находит отражение в следующих документах:

-        перспективный        комплексно-тематический        план        коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога/учителя-логопедаивоспитателейсгруппойвоспитанников (Тетрадь взаимодействия в группах компенсирующей направленности);

-        индивидуальный        план        коррекционно-образовательной        деятельности        учителя-дефектолога/учителя-логопеда           в        группах        компенсирующей/комбинированной направленности,

- рабочая программа каждого из специалистов психолого-педагогического сопровождения, 

- план образовательной деятельности воспитателей с группой,

- план работы по взаимодействию с семьями.

Основная коррекционная работа с дошкольниками с ЗПР осуществляется в образовательном процессе, поэтому особое значение приобретают средства, которые применяются в его организации и придают ей определенное своеобразие.

К ним относятся:

- индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности);

- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе; - сниженный темп обучения;

- структурная простота содержания; - повторность в обучении.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей в дошкольном отделении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм его организации, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), разрабатываемых для каждого ребенка.

Сочетание возможностей использования групповых и индивидуальных форм образовательного процесса позволяет в наибольшей мере учитывать индивидуальные особенности воспитанников        и обеспечивает тем самым возможность создания        и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.

Индивидуальные занятия проводят с детьми все специалисты сопровождения. Каждое индивидуальное занятие проводится в форме игры, с которой могут сочетаться и другие виды деятельности, например, рисование, конструирование, музыкальная деятельность и др. График     индивидуальной/подгрупповой     работы     в     группе     согласовывается     и

утверждается старшим воспитателем.

В процессе        организации педагогами совместной деятельности с детьми

коррекционно-развивающая работа организуется на основе использования всех видов игр, конструирования, рисования, лепки, музыкальной и трудовой деятельности.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

   ●        от 3 до 4 лет - не более 15 минут,

   ●        от 4 до 5 лет - не более 20 минут,

   ●      от 5 до 6 лет - не более 25 минут,

   ●      от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: -        в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,

- в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

3.5.        Режим дня и распорядок пребывания воспитанников в группе.

Режим пребывания детей в разных возрастных группах разработан на основе примерного режима дня, указанного в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы», СанПин 2.4.1-3049-13 и скорректирован с учетом специфики образовательного учреждения.

Режим дня составлен с расчетом на 12-ти часовое пребывание ребенка в группе полного дня.

В представленных режимах дня выделено специальное время для         всех         видов деятельности ребенка:

- специально – организованная деятельность;

 - совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

В режимах соблюден максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, с обязательным включением динамических пауз длительностью 10 мин. Образовательная         деятельность с детьми        старшего дошкольного возраста        может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.

Прием детей, прогулка, индивидуальное или подгрупповое общение, игры

7.00-8.00

Самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика «Круг»

8.00-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.55

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

8.55 – 9.55

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

9.55 -10.15

Подготовка к прогулке

10.15-10.30

Прогулка, возвращение с прогулки.

10.30- 11.30

Организованная образовательная деятельность

11.30 – 12.00

Подготовка к обеду, гигиенические процедуры

12.00 – 12.30

Обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность детей

15.00-15.25

Полдник

15.25-15.40

Организованная образовательная деятельность

15.40-16.10

Самостоятельная деятельность детей

16.10-16.40

Подготовка к прогулке

16.40-17.00

Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой

17.00-19.00

3.6. Электронные образовательные ресурсы:

http://www.fcpro.ru

http://www.edu.ru/index.php

http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.

http://www.edu.ru/

http://www.firo.ru

3.10. Перечень литературных источников

Баряева Л. Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Монография. ― СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.

Баряева Л. Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Бордовская Е.В., Вечканова И.Г. Генералова Р.Н. (под ред. Баряевой Л.Б.) Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: Программно-методический комплекс - СПб.: Каро, 2006.

Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии М., АСТ, Астрель, 2008 г.

Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Борякова  Н.  Ю.,  Касицына  М.  А.  Коррекционно-педагогическая  работа  в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект). – М.:

Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М.: Альфа, 2003.

Виник М.О. Задержка психического развития у детей: Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Дробинская А.О. Ребенок задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. - М.: Школьная Пресса, 2005.

ДьяченкоО.М., ЛаврентьеваТ.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М.: Эксмо, 2000

Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. СПб.: Каро, 2008

Журбина О.А. Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития: Подготовка к школе. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007

Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982.

Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). – М.: Пед. общество России, 2014.

Мамайчук И.И Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Организационный аспект Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008.

Мамайчук И.И. Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. - СПб.: Речь, 2004.

Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М. Компенс -цент, 1993

Марковская И. Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М: Комплекс-центр, 1993.

Мастюкова Е.М. т / Под ред. А.Г. Московкиной Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. - М.: Классике Стиль, 2003.

Микляева Н.В. Планирование в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М.: Аркти, 2005.

Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. – Смоленск, 1994.

Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. – 1972. – № 3.

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой,

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2004.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграфсервис, 1998.

Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика / Под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2010.

Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред.

Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. – СПб.: КАРО, 2009.

Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008.

Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.:

Педагогика, 1990.

Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород,

1999

Шевченко С. Г., Тригер Р. Д., Капустина, Г. М. Волкова, И. Н. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общ. ред. С. Г. Шевченко. – М.:

Шевченко   С.Г.   Коррекционно-развивающее   обучение:   Организационно-

педагогические аспекты: М: Владос 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (для детей с задержкой психического развития)

ОГЛАВЛЕНИЕ  1. ЦЕЛЕВОЙ РАДЕЛ 1.1. Пояснительная записка……………………………………&helli...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-7 (8) ЛЕТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»ДЛЯ ДЕТЕЙ С...