Рабочая программа курсов логопедической направленности
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова Елена Васильевна

В материале представлены теоретический материал по написанию рабочих программ логопедической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.docx22.42 КБ
Файл rabochie_programmy.pptx194.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курсов логопедической направленности

1 слайд

Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. рабочие программы курсов являются одним из основных компонентов образовательной программы.

Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогические работники которой имеют право разрабатывать рабочие программы коррекционных курсов, и обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых коррекционных курсов в соответствии с утвержденной программой.  

        При составлении программ педагоги сталкиваются с рядом  трудностей.

- несовершенство нормативно – правовой базы (противоречия в документах федерального и регионального уровня, регламентирующих разработку рабочих программ);

- невозможность полностью стандартизировать содержание рабочих программ курсов логопедической направленности;

- недостаточность знаний о технологиях планирования программ и разработки программно-методических материалов;

- недостаток специальных пособий и учебно-методических материалов для разработки рабочих программ курсов логопедической направленности для различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2 слайд

        Существующие программы и программно-методические материалы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются примерными и должны быть адаптированы к особенностям конкретной группы обучающихся и даже к одному и тому же курсу для обучающихся одного возраста с единой нозологией.

        Среди учителей-логопедов существует  недостаточное понимание в дифференциации понятий:

- адаптированная образовательная программа/ адаптированная основная образовательная программа;

-адаптированная образовательная/ адаптированная основная образовательная программа;

- программа коррекционной работы/рабочая программа коррекционного курса;

- адаптированная образовательная программа/специальная индивидуальная программа развития

Сложности в дифференциации обусловлены тем фактом, что данные понятия появились в нормативно-правовых документах         недавно, а в ряде случаев в нормативных документах федерального и регионального уровня при употреблении данных понятий наблюдаются несоответствия и противоречия.

3 слайд

Адаптированная образовательная программа

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», п. 28 ст. 2

(реализуется как инклюзия)

Адаптированная основная образовательная программа

реализуется в отдельных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», п. 5 ст. 79 (с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и т. д. группы компенсирующей направленности).

4 слайд

Программа коррекционной работы включает в себя описание содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа коррекционного курса это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какого-либо конкретного коррекционного курса («Произношение», «Развитие речи» и др.), в соответствии с которым учитель-логопед непосредственно осуществляет профессиональную коррекцию нарушений развития конкретной группы детей.

5 слайд

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

6 слайд

Рабочая программа коррекционного курса, является обязательным компонентом содержательного  раздела АООП.

Цель рабочей программы коррекционного курса является планирование и управление коррекционно-развивающей работой в рамках определенного курса.

Задачи  рабочей программы коррекционного курса – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения коррекционного курса с учетом требований конкретной АООП и контингента обучающихся, зачисленных на данный курс.

7 слайд

Рабочая программа выполняет три основные функции:

- нормативную

- информационно – методическую

- организационно – планирующую

Нормативная функция определяет объем и содержание программы. Реализация данной функции для работы с детьми с ОВЗ имеет свою специфику, которая заключается в отсутствии жестких требований к знаниям и умениям обучающихся по итогам реализации программы. Педагог может лишь предвидеть ожидаемый результат.

        Информационно – методическая функция позволяет всем участникам коррекционно-образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности  изучения содержания курса, а также путях достижения планируемых результатов освоения данного коррекционного курса.

        Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Функции программ определяют следующие требования к ней:

  1. Наличие признаков нормативного документа
  2. Учет основных положений АООП
  3. Учет рекомендаций ПМПК
  4. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения
  5. Системность и Целостность содержания
  6. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания коррекционно-развивающей работы и процесса логопедического воздействия в построении программы.
  7. Учет логических взаимосвязей с другими курсами программы коррекционной работы и другими предметами/образовательными областями АООП
  8. Конкретность и однозначность представления элемента содержания.

Рабочая программа коррекционного курса должна быть разработана с учетом:

- рекомендаций ПМПК;

- основных положений АООП;

- содержания программы коррекционной работы/ коррекционно- развивающей работы;

- требования СанПиН

В заключение следует отметить, что разработка рабочих программ и планирование деятельности, безусловно, одна из сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у них достаточно высокого уровня профессионального мастерства.

Библиографический список

 1. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: http://273-фз.рф/akty_ minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598

 5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочая программа курсов логопедической направленности Выполнила: учитель-логопед Борисова Е.В.

Слайд 2

Нормативно-правовое обеспечение: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (статья 79- образование детей с ОВЗ) Приказ от 17 октября 2013г. №1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ № 1014 Министерства Образования и науки РФ от 30 августа 2013г. Приказ главного управления образования администрации города Красноярска от 29 мая 2015г. № 339 / п «об инклюзивном образовании» Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы… (САНПИН 2.4.1.3049-13 + дополнения 2015г.)

Слайд 3

- адаптированная образовательная программа/ адаптированная основная образовательная программа; - адаптированная образовательная/ адаптированная основная образовательная программа; - программа коррекционной работы/рабочая программа коррекционного курса; адаптированная образовательная программа/специальная индивидуальная программа развития Проблемы дифференциации понятий

Слайд 4

Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. ( реализуется как инклюзия) Адаптированная основная образовательная программа реализуется в отдельных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ( с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и т. д. группы компенсирующей направленности).

Слайд 5

Программа коррекционной работы включает в себя описание содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . Рабочая программа коррекционного курса это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какого-либо конкретного коррекционного курса («Произношение», «Развитие речи» и др.), в соответствии с которым учитель-логопед непосредственно осуществляет профессиональную коррекцию нарушений развития конкретной группы детей.

Слайд 6

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.

Слайд 7

Цель рабочей программы коррекционного курса является планирование и управление коррекционно-развивающей работой в рамках определенного курса . Задачи рабочей программы коррекционного курса – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения коррекционного курса с учетом требований конкретной АООП и контингента обучающихся, зачисленных на данный курс.

Слайд 8

Функции рабочей программы : - нормативная - информационно – методическая организационно – планирующая

Слайд 9

Требования 1 . Наличие признаков нормативного документа 2. Учет основных положений АООП 3. Учет рекомендаций ПМПК 4. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения 5. Системность и Целостность содержания 6. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания коррекционно-развивающей работы и процесса логопедического воздействия в построении программы. 7. Учет логических взаимосвязей с другими курсами программы коррекционной работы и другими предметами/образовательными областями АООП 8. Конкретность и однозначность представления элемента содержания.

Слайд 10

Рабочая программа коррекционного курса должна быть разработана с учетом : - рекомендаций ПМПК; - основных положений АООП; - содержания программы коррекционной работы/ коррекционно- развивающей работы; - требования СанПиН

Слайд 11

Библиографический список 1. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: http://273-фз.рф/akty_ minobrnauki_rossii /prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598 5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: http://www.garant.ru/ products / ipo / prime / doc /70760670


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"

Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе....

Рабочая программа коррекционной логопедической деятельности с детьми в группах компенсирующей направленности

Даны основные этапы коррекционной логопедической деятельности с детьми с ОНР в группах компенсирующей направленности....

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и   отвечает требован...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023-2024 учебный год

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023 - 2024 учебный год

laquo;Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для занятий в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад ...