Рабочая программа курсов логопедической направленности
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В материале представлены теоретический материал по написанию рабочих программ логопедической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy.docx | 22.42 КБ |
rabochie_programmy.pptx | 194.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курсов логопедической направленности
1 слайд
Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. рабочие программы курсов являются одним из основных компонентов образовательной программы.
Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогические работники которой имеют право разрабатывать рабочие программы коррекционных курсов, и обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых коррекционных курсов в соответствии с утвержденной программой.
При составлении программ педагоги сталкиваются с рядом трудностей.
- несовершенство нормативно – правовой базы (противоречия в документах федерального и регионального уровня, регламентирующих разработку рабочих программ);
- невозможность полностью стандартизировать содержание рабочих программ курсов логопедической направленности;
- недостаточность знаний о технологиях планирования программ и разработки программно-методических материалов;
- недостаток специальных пособий и учебно-методических материалов для разработки рабочих программ курсов логопедической направленности для различных категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2 слайд
Существующие программы и программно-методические материалы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются примерными и должны быть адаптированы к особенностям конкретной группы обучающихся и даже к одному и тому же курсу для обучающихся одного возраста с единой нозологией.
Среди учителей-логопедов существует недостаточное понимание в дифференциации понятий:
- адаптированная образовательная программа/ адаптированная основная образовательная программа;
-адаптированная образовательная/ адаптированная основная образовательная программа;
- программа коррекционной работы/рабочая программа коррекционного курса;
- адаптированная образовательная программа/специальная индивидуальная программа развития
Сложности в дифференциации обусловлены тем фактом, что данные понятия появились в нормативно-правовых документах недавно, а в ряде случаев в нормативных документах федерального и регионального уровня при употреблении данных понятий наблюдаются несоответствия и противоречия.
3 слайд
Адаптированная образовательная программа
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», п. 28 ст. 2
(реализуется как инклюзия)
Адаптированная основная образовательная программа
реализуется в отдельных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», п. 5 ст. 79 (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и т. д. группы компенсирующей направленности).
4 слайд
Программа коррекционной работы включает в себя описание содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа коррекционного курса это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какого-либо конкретного коррекционного курса («Произношение», «Развитие речи» и др.), в соответствии с которым учитель-логопед непосредственно осуществляет профессиональную коррекцию нарушений развития конкретной группы детей.
5 слайд
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
6 слайд
Рабочая программа коррекционного курса, является обязательным компонентом содержательного раздела АООП.
Цель рабочей программы коррекционного курса является планирование и управление коррекционно-развивающей работой в рамках определенного курса.
Задачи рабочей программы коррекционного курса – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения коррекционного курса с учетом требований конкретной АООП и контингента обучающихся, зачисленных на данный курс.
7 слайд
Рабочая программа выполняет три основные функции:
- нормативную
- информационно – методическую
- организационно – планирующую
Нормативная функция определяет объем и содержание программы. Реализация данной функции для работы с детьми с ОВЗ имеет свою специфику, которая заключается в отсутствии жестких требований к знаниям и умениям обучающихся по итогам реализации программы. Педагог может лишь предвидеть ожидаемый результат.
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам коррекционно-образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения содержания курса, а также путях достижения планируемых результатов освоения данного коррекционного курса.
Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Функции программ определяют следующие требования к ней:
- Наличие признаков нормативного документа
- Учет основных положений АООП
- Учет рекомендаций ПМПК
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения
- Системность и Целостность содержания
- Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания коррекционно-развивающей работы и процесса логопедического воздействия в построении программы.
- Учет логических взаимосвязей с другими курсами программы коррекционной работы и другими предметами/образовательными областями АООП
- Конкретность и однозначность представления элемента содержания.
Рабочая программа коррекционного курса должна быть разработана с учетом:
- рекомендаций ПМПК;
- основных положений АООП;
- содержания программы коррекционной работы/ коррекционно- развивающей работы;
- требования СанПиН
В заключение следует отметить, что разработка рабочих программ и планирование деятельности, безусловно, одна из сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у них достаточно высокого уровня профессионального мастерства.
Библиографический список
1. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: http://273-фз.рф/akty_ minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598
5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70760670
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовое обеспечение: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (статья 79- образование детей с ОВЗ) Приказ от 17 октября 2013г. №1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ № 1014 Министерства Образования и науки РФ от 30 августа 2013г. Приказ главного управления образования администрации города Красноярска от 29 мая 2015г. № 339 / п «об инклюзивном образовании» Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы… (САНПИН 2.4.1.3049-13 + дополнения 2015г.)
- адаптированная образовательная программа/ адаптированная основная образовательная программа; - адаптированная образовательная/ адаптированная основная образовательная программа; - программа коррекционной работы/рабочая программа коррекционного курса; адаптированная образовательная программа/специальная индивидуальная программа развития Проблемы дифференциации понятий
Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. ( реализуется как инклюзия) Адаптированная основная образовательная программа реализуется в отдельных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ( с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и т. д. группы компенсирующей направленности).
Программа коррекционной работы включает в себя описание содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . Рабочая программа коррекционного курса это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какого-либо конкретного коррекционного курса («Произношение», «Развитие речи» и др.), в соответствии с которым учитель-логопед непосредственно осуществляет профессиональную коррекцию нарушений развития конкретной группы детей.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
Цель рабочей программы коррекционного курса является планирование и управление коррекционно-развивающей работой в рамках определенного курса . Задачи рабочей программы коррекционного курса – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения коррекционного курса с учетом требований конкретной АООП и контингента обучающихся, зачисленных на данный курс.
Функции рабочей программы : - нормативная - информационно – методическая организационно – планирующая
Требования 1 . Наличие признаков нормативного документа 2. Учет основных положений АООП 3. Учет рекомендаций ПМПК 4. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения 5. Системность и Целостность содержания 6. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания коррекционно-развивающей работы и процесса логопедического воздействия в построении программы. 7. Учет логических взаимосвязей с другими курсами программы коррекционной работы и другими предметами/образовательными областями АООП 8. Конкретность и однозначность представления элемента содержания.
Рабочая программа коррекционного курса должна быть разработана с учетом : - рекомендаций ПМПК; - основных положений АООП; - содержания программы коррекционной работы/ коррекционно- развивающей работы; - требования СанПиН
Библиографический список 1. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: http://273-фз.рф/akty_ minobrnauki_rossii /prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598 5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: http://www.garant.ru/ products / ipo / prime / doc /70760670
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"
Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе....
Рабочая программа коррекционной логопедической деятельности с детьми в группах компенсирующей направленности
Даны основные этапы коррекционной логопедической деятельности с детьми с ОНР в группах компенсирующей направленности....
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Данная адаптированная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и отвечает требован...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....
Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023-2024 учебный год
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023 - 2024 учебный год
laquo;Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для занятий в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад ...