Развитие навыков словообразования в старшем дошкольном возрасте.
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Резкова Ирина Валерьевна

         Формирование грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskih_kategoriy_statya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

         Формирование грамматических категорий.

            Развитие навыков словообразования

               в  старшем дошкольном возрасте.

Грамматика  любого языка – это его построение, т.е.  те закономерности, по которым в языке изменяются и образуются слова.

Грамматика русского языка очень сложная,  многовариативная,  с  множеством исключений из правил. Поэтому недостаточно, если ребенок будет овладевать грамматическим строем речи самостоятельно, только подражая речи взрослых. Наиболее сложные случаи словоизменения и словообразования мы должны отрабатывать в специальных играх и упражнениях.

В детском саду мы знакомим детей с  тремя  способами образования новых слов – с помощью приставки, суффикса и путем сложения. Рассмотрим подробнее в каких играх, упражнениях и на каком лексическом материале (в каких темах) мы  будем знакомить детей с  каждым из способов.

1.ПРИСТАВОЧНЫЙ

Учим   образовывать глаголы с различными приставками в  темах «Транспорт» и «Птицы». С помощью игрушек, кубиков моделируем ситуацию – кормушка и птицы, машина и мост, гараж, остановка. А потом, демонстрируя действие, оречевляем его:

   - птичка ПОДлетела к кормушке, ПЕРЕлетела через нее, Улетела, Слетела, Вылетела из гнезда и т.д.;

- машина ПОДъехала к мосту, Въехала на него, ПЕРЕехала, Съехала, Отъехала и т.д.

2.СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ.

Учим детей складывать 2 слова, чтобы получилось новое:

-если листья падают, то это листопад;

-если снег падает, то это  снегопад;

-если машина по снегу ходит, то это  снегоход;

- если человек пешком ходит, то это пешеход и тд.

Обучаем этому способу  в темах «Человек» (голубоглазый, светловолосый, громкоголосый), «Животные» (длинноухий, короткохвостый, длинногривый, быстроногий), «Дом. Наша улица» (одноэтажный дом, многоэтажный, 1,2,3,4,5 – этажный дом), «Транспорт» (пароход, паровоз, самосвал, лесовоз), «Бытовая техника»( пылесос, мясорубка, скороварка).

3.СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

   а) образование существительных:

     - образование  уменьшительно-ласкательных существительных  с помощью  суффиксов  –к,  -ок, -ик, -очк (-очек), -ечк (-ечек), -чик. Игра «Большой-маленький»: гриб-грибок, грибочек, чашка-чашечка, зонт-зонтик, палец-пальчик и т.д.

     -  образование увеличительных и уменьшительных слов  на  основе русских народных сказок «Заяц-хваста», «Три медведя», игр «Гном и великан», «Девочка и кукла».   У гнома ручка, а у великана – ручища, у гнома – ножка,  а у великана – ножища и т.д.

    - образование названий детёнышей животных и птиц с помощью суффиксов  -онок(-ёнок)  и  –ата(-ята) : у кошки - котёнок, котята, у лисы – лисёнок, лисята.

    - называние профессий с помощью суффиксов  -тель, -щик, -ист. Учит (кто?) – учитель, воспитывает – воспитатель, пишет – писатель.

В подготовительной группе знакомимся с профессиями на стройке: работает на тракторе (кто?) – тракторист, на бульдозере – бульдозерист, на экскаваторе – экскаваторщик, стекла вставляет – стекольщик, камни кладет – каменщик и т.д.

   - называние профессий в женском роде с помощью суффиксов  -иц, -ниц, -щиц:  мужчина – художник, а женщина – художница, продавец – продавщица, певец – певица и т.д.

   - называние посуды, в которой хранятся продукты, с помощью суффиксов  -ниц  и  -онк(-ёнк): хлеб  в хлебнице, сухари в сухарнице, масло в маслёнке, соль в солонке.

б) образование степеней сравнения прилагательных и наречий:

куст низкий, а трава ещё ниже;  кошка маленькая, а мышка ещё меньше; луна далеко, а солнце ещё дальше.

в) учимся правильно употреблять возвратные и невозвратные глаголы.

Объясняем детям, что эти слова очень похожи  и отличаются друг от друга только маленьким  «хвостиком»  -ся. Раньше «хвостик»  -ся был словом  «себя». Поэтому «одеваться»  значит «одевать себя», «умываться»  значит «умывать себя».

г) образование прилагательных:

  - образование качественных  прилагательных от существительных:

Весь день идёт дождь, значит день какой? (дождливый)

Коту лень ловить мышей, значит кот какой? (ленивый)

Сегодня на улице мороз, значит день какой? (морозный)

На сапогах грязь, значит сапоги какие? (грязные)

Человек, у которого много ума – умный

Море, на котором буря – бурное                     и т.д.

  - образование притяжательных прилагательных:

Они обозначают принадлежность  и отвечают на вопросы  Чей?  Чья?   Чьё?  Чьи?  Обычно отрабатываем образование этих прилагательных в следующих темах  -  

«Семья».   Рассматриваем сюжетную картину по теме и отвечаем на вопросы  (Чьи это очки? – Это бабушкины очки. Чья это газета? – Это дедушкина газета. Чья это сумка? – Это мамина сумка.)

«Одежда. Обувь.»    Играем с кукольной и настоящей детской одеждой. (Чьи это сапоги? – Надины. Чья это кофта? – Верина. Чей шарф? – Сашин.)

«Животные». Существует много вариантов печатных игр «Чьи лапы?  Чей хвост?», «Кто спрятался?»  (Узнать животное по его части – Это лисий хвост. Это верблюжий горб. Это заячьи уши, значит за кустом спрятался заяц.)

 -  образование относительных прилагательных:

Лексические темы «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда» - называем материал, из которого сделаны вещи.

Платье из шёлка (какое?) – шёлковое

Шапка из меха – меховая

Кофта из шерсти – шерстяная

Сапоги из кожи – кожаные

Стол из дерева – деревянный

Стул из металла – металлический

Тарелка из глины – глиняная

Чашка из фарфора – фарфоровая.

При  изучении темы «Дом. Жилище человека»  традиционно читаем сказку « Три поросёнка» и говорим о разных видах домов – дом из соломы какой? – соломенный

дом из глины  - глиняный

дом из камней – каменный

Тема «Деревья.Листья» -  игра «С чьей ветки детки?»:

Лист дуба – дубовый

Лист березы – берёзовый

Шишка ели – еловая

Ветка сосны – сосновая

В темах «Наша пища. Труд повара. Продукты питания» учим правильно называть блюда и продукты:

Суп из рыбы  (какой?)  - рыбный

Суп из грибов – грибной

Запеканка из творога – творожная

Котлеты из мяса – мясные

Продукты из молока – молочные.

В темах «Ягоды.Фрукты.Овощи»  играем в игру «Назови сок, варенье, компот, конфету»:

Сок из груш – грушевый

Компот из яблок – яблочный

Варенье из черники – черничное

Конфета из малины – малиновая

А также  в игре «Поварёнок» закрепляем названия разных овощных  блюд:

Запеканка из картофеля – картофельная

Салат из моркови – морковный

Котлеты из овощей – овощные

Темы «Времена года. Части суток»:

День  (какой?) – весенний

Дождь  (какой?) – осенний

Заря (какая?) – утренняя

Работа (какая?) – вечерняя

д) Образование причастий от глаголов.  Отрабатывается  в подготовительной к школе группе, как самая сложная  для детей словообразовательная модель:

Лев рычит, он  -  рычащий

Мышка пищит, она – пищащая

Птица летит, она – летящая

Дятел стучит, он – стучащий

В процессе наблюдений за речью взрослых и  в специально организованных  играх ребёнок постепенно осознаёт смысл каждой грамматической формы и учится правильно употреблять их в собственной речи. Цель специальных грамматических игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.

Пусть речь наших детей будет правильной и красивой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Динамика развития навыков конструирования в дошкольном возрасте"

Анализ динамики развитие навыков конструирования в дошкольном возрасте....

Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста

подборка игр на развитие навыков общения для детей от 3 лет до 7 лет...

Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...

«Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Подготовила воспитательпервой квалификационной категорииПопова Н.О.Важную роль в ...

примерный конспект занятия по развитию навыков алгоритмики в дошкольном возрасте.

laquo; Развитие навыков алгоритмики в дошкольномвозрасте.(старший дошкольный возраст)...

Коммуникативные игры для развития навыков общения удетей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей  от 5 до 7 лет. Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верн...