Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Наталия68

 

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Попова Н.О.

Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для форми-рования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.

 

Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и тем, что субъективно значимо для него. Таким образом, само содержание учебного материала и методики его преподавания детям дошкольникам должны опираться на имеющиеся у них потребности: потребность в игре, в общении, в движении, в продуктивных видах деятельности.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

Игры для формирования культуры общения:

Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных прилагательных).

Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое (сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (коротко стриженные)» и так далее).

Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Упражнение «Почему? А потому!»

Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений.

Оснащение: фишки.

Ход игры:

Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу.Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота?

- А почему поезд не летает?

- Почему заяц грызет морковку? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Сундучок

Цель: развитие слухового внимания

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

Что изменилось?

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в одежде, прическе деитей, можно пересесь на другое место), но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть существенными, заметными.

Задача водящего – правильно подметить произошедшие изменения.

Игра-разминка «Потерялось словечко»

(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).

Цель: Развивать интерес к вежливым словам.

 Ход игры:

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_aprel21_g.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Попова Н.О.

Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для форми-рования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Потребность в общении рано становится основной социальной потребностью ребенка. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.

Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и тем, что субъективно значимо для него. Таким образом, само содержание учебного материала и методики его преподавания детям дошкольникам должны опираться на имеющиеся у них потребности: потребность в игре, в общении, в движении, в продуктивных видах деятельности.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей. В процессе игры, дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

Игры для формирования культуры общения:

Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных прилагательных).

Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое

(сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (коротко стриженные)» и так далее).

Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Упражнение «Почему? А потому!»

Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений.

Оснащение: фишки.

Ход игры:

Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу.Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота?

- А почему поезд не летает?

- Почему заяц грызет морковку? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Сундучок

Цель: развитие слухового внимания

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

Что изменилось?

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в одежде, прическе деитей, можно пересесь на другое место), но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть существенными, заметными.

Задача водящего – правильно подметить произошедшие изменения.

Игра-разминка «Потерялось словечко»

(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).

Цель: Развивать интерес к вежливым словам.

 Ход игры:

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...

Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....

Консультация для родителей "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В рамках работы творческой группы "Топают ножки" и с целью профилактики и коррекции заболеваний опорно–двигательного аппарата детей дошкольного возраста были составлены консультации дл...

Консультация для родителей:«Роль речевых упражнений в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста»

Дети учатся общаться с самого рождения на всех этапах своего развития. Малышу потребуется не мало времени, чтобы этому научиться....

«Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры и упражнения на развитие навыков общения»

Мимикой и жестами мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с друзьями, родными и близкими....

Картотека "Игры и упражнения для развития навыков общения", младший дошкольный возраст

Данная картотека будет полезна воспитателям младшего дошкольного возраста, а так же их родителями. ...