Консультация для родителей:«Роль речевых упражнений в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста»
консультация

Ламакина Ольга Геннадьевна

Дети учатся общаться с самого рождения на всех этапах своего развития. Малышу потребуется не мало времени, чтобы этому научиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка»

Консультация для родителей:

«Роль речевых упражнений

 в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста».

Подготовила  воспитатель:

Ламакина О.Г.

2019 г.

Правила развития диалогической речи.

1.Эмоциональное расположение.

2.Чаще разговаривайте,  побуждайте к диалогу.

3.Поощрение даже за незначительные достижения.

4.Не требуйте результат.

5.Пусть ребёнок будет активным участником диалога.

6.Научитесь слушать ребёнка, предоставьте ему свободу слова.

7.Учите ребёнка слушать и понимать вас.

Дети учатся общаться с самого рождения на всех этапах своего развития. И самый первый навык, который вы можете привить - говорить доброжелательно, слушать - не перебивая. Малышу потребуется немало времени, чтобы этому научиться. Важной частью этого процесса является саморегулирование. И здесь немалую роль играет темперамент ребенка. Общительный ребенок активно вступает в любой разговор, но при этом может не уметь слушать. В то время как застенчивый малыш охотно слушает, но затрудняется ответить.

 Поиграйте с ребенком в куклы. Ведите разговор за одну куклу, и направляйте ребенка, когда он разговаривает за другую. Отработайте модели поведения в разных ситуациях.

Разговаривая, задавайте вопросы по очереди, и выслушайте ответы. Не забывайте хвалить ребенка, когда общение удается. Например, «спасибо, что ты подождала, пока я все сказала до конца. Ты - молодец!»

Упражнения на развитие фонематического слуха и слухового внимания

Игры и упражнения для развития речи включают задания на развитие способности различать и сравнивать звуки, а также задерживать внимание на определенном звуке. Без этих навыков ребенок не достигнет полноценной грамотности. Неумение различать звуки отражается на произношении, а немного попозже – на знании орфографии.

Развитие слухового внимания:

1.Выполни просьбу.

Ребенок находится недалеко от Вас (2-3 метра). Вы шепотом (но при этом отчетливо) называете какую-либо просьбу. Малыш должен ее выполнить.

2.Кто шалит?

Для упражнения необходимо отобрать несколько звучащих предметов (которые ребенок уже хорошо знает). Ребёнок сидит спиной к вам, а одна из игрушек "шалит" – издает звук. Малыш пытается отгадать, который из предметов звучал.

3.Жмурки с колокольчиком

Жмурки – известны как  игра, в которую играли еще наши прабабушки. Упражнение - забава послужит на пользу ребенку. Во время игры водящему завязывают глаза и он, идя на звук колокольчика, пытается поймать товарища.

4.Упражнение «Эхо» 

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в

лесу, другая — эхо. Группы располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

Развитие фонематический слуха:

До того, как развивать речь ребенка, посетите отоларинголога – возможно, проблемы в произношении связаны с тем, что ребёнок плохо слышит.

1.Закончи фразу

Прекрасное и доступное упражнение на развитие речи у детей дошкольного возраста, которое укрепляет память и интерес к чтению стихов. Выберите одну из известных ребенку рифмованных сказок или стихов. Читая сказку, не договаривайте некоторые слова (а немного позже и отдельные звуки). Задача малыша – закончить фразу правильно. Начинайте с коротеньких детских стишков.

2. «Чей это голос?»
Цель упражнения: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

В таких упражнениях  дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

Подобные упражнения  можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку... — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

3.Секретное  письмо

Игрушка - друг прислал вам письмо. Слова в письме зашифрованы – не достает некоторых звуков. Пусть малыш поможет расшифровать его (например, …руша – груша, чаш… - чашка и так далее).

4.Клубок слов (следующее слово начинается с того звука, на который закончилось предыдущее) отлично влияет на речевое развитие дошкольников. Можно так же  предложить поиграть в такую игру «Кто больше назовёт слов на определённый звук». Все словарные игры очень полезны и удобны в дороге – они интересны и увлекательны.

5.Скороговорки. Очень полезным упражнением для развития речи служат скороговорки. Они не предназначены для  постановки определённого звука, их необходимо использовать как закрепляющий материал. То есть, сначала ребёнок учится произносить звук, а уж потом учит скороговорку на эту фонему. Не нужно требовать от ребёнка быстрого повторения скороговорки, главное чтобы он произносил правильно необходимый  для закрепления звук. Например:

Звуки [м] и [м']

Повтори скороговорку:

Милый, милый Михаил

Мыться с мылом не любил.

Говорил: «Не надо мыла!

Я без мыла очень милый!»

(Т. Павлова-Зеленская)

            *      *      *

Марина Малъвину кормила малиной.

(Т. Павлова-Зеленская)

Закреплению правильного произношения способствует так же повторение чистоговорок. Например:

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3.  Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Упражнения  на развитие разговорной речи.

Основу для таких упражнений составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Упражнения полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся. 

1."Весёлые рифмы". 

Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру. А так же мотивировать детей на какую либо деятельность.
*Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, ты другу улыбайся и чаще обнимайся!

*Эй, рука держись, держись, только больше не дерись. 
*Прочь обида – все равно ты забыта, 
 Беги во двор, перелезь через забор, 
 Садись на коня, скачи от меня!

*А ну - ка пальчики – малыши берите правильно карандаши!

*Ах, как наши малыши любят кашу от души!
*Ну- ка Ваня не тужи, с детками скорей дружи!

*Раз, два, три, четыре, пять – буду деток я считать, друга за руку берите и ко мне сюда идите.

2. «Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).


3.Маленький экскурсовод

Сюжет игры таков – в гости к ребёнку пришла новая игрушка(кукла), который не знает правил поведения в группе. Предложите ребёнку  устроить «другу» экскурсию – показать и назвать предметы в комнате  (на улице, в магазине). Следите, чтобы слова выговаривались четко, иначе игрушка – друг  ничего не поймет. Для этой игры можно использовать предметные картинки для развития речи дошкольников, фотоальбомы, иллюстрации из книг.


4."Отгадай название сказки". Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название. 

Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор… 

5."Сказочный переполох" 

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово. 

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц"). 

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка"). 

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди"). 

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью"). 

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке"). 

6."Сказочная  путаница". Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. 

За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Читающий, нарочно искажает содержание  событий, происходящих в сказке, чем вводит в заблуждение слушателей. И те в свою очередь взахлёб начинают правильно интерпретировать содержание сказки. Например: сказка "Теремок". 
  Стоял в
огороде теремок, был ни низок, ни высок!
Правильная интерпретация - Стоял в поле теремок,  был ни низок, ни высок!
И дальше, так же искажаем содержание сказки, тем самым побуждаем детей мыслить, вспоминать сказку, учим отстаивать свою точку зрения, развиваем диалогическую речь.

7. "Скажи наоборот". 

Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный… 


8.«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.


9.«Волшебная палочка».
Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает. 

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка. 

Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище… 

Используемая   литература:

[1] Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – с.133.

[2] Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – с.132.

[3] Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – с.48.

[4] Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – с.12.

[5] Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада //  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.223.

[6] Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – с.69.

[7] БизиковаО.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. Москва 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: «Роль природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является базой  для формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для всестороннего развития ребенка, в том числе и творческого развития. Развивать творческ...