Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
статья (подготовительная группа) на тему

Черноситова Людмила Васильевна

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernositova_razvitie_dialogicheskoy_rechi_detey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Черноситова Л.В.

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в детском саду направлена на усвоение детьми образовательной программы и овладение целевыми ориентирами, одним из которых является «Речевое развитие»: «хорошо понимают устную речь и могут выражать свои мысли и желания. Высказывают предположения, дают советы; адекватно используют в речи названия нравственных качеств человека, употребляют вежливые формы речи, следуют правилам речевого этикета. Составляют творческие рассказы, сказки, загадки; могут рассказать о собственном замысле, способе решения проблемы посредством описательного и повествовательного высказывания. Адекватно и осознанно выбирают стиль и разнообразные средства общения: мимику, жесты, действия».

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Обучение диалогической речи протекает в следующих формах: в свободном речевом общении;  при специально организованных наблюдениях, в непосредственно образовательной деятельности; в различных видах деятельности. 

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.   Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Учитывая данное, для получения результат - эффекта по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста мы используем интерактивные технологии обучения в их взаимодействии друг с другом.

Согласно энциклопедическому словарю: «Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».

Интерактивная  технология «Работа в парах». Работая в паре, дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию, совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.

Интерактивная технология «Карусель». Мы считаем, что именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом и это стимулирует общение между детьми. Для того чтобы интерактивная технология «Карусель» заработала, мы предлагаем детям договориться с кем бы они хотели поиграть в паре и кто из них будет стоять во внешнем круге, а кто - во внутреннем. Дети из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте. Дошкольники, которые находятся во внешнем круге, после  каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником. Познавательный диалог повторяется вновь и вновь. Тематика мини - диалогов может быть самой разнообразной: понятия - их определения; изучаемое правило - подтверждающий пример и т. п. Особое внимание уделяем развитию умения у детей формулировать и задавать вопросы; в соответствии с услышанным - строить ответ; дополнять, исправлять собеседника; сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. В своей работе применяем следующие упражнения: «Определи звук в слове», «Назови слово», «Составь предложение», «Определи на слух» и т.д.

Интерактивная технология «Аквариум» – форма диалога, представляющая собой обсуждение детьми проблемы «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные дети выступают в роли зрителей.

Отметим, что большое внимание мы уделяем качеству ответов детей: развиваем у них умение отвечать на вопрос, как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от его содержания. Постепенно приобщаем детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает взрослый, слушать высказывания товарищей, не перебивать его (их), не отвлекаться. Содержательная сторона технологии «Аквариум» состоит в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Для этого мы используем игровые упражнения: «Составьте схему слова», «Составьте слово из слогов», «Дифференциация звуков», «Слоговая лесенка», игра «Угадай имя»  и т.д.

Для активизации речевой поисковой активности используем логические задачи, проблемные ситуации с использованием интерактивной технологии «Большой круг».

Каждый ребенок в «Большом круге» высказывает своё мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации.

Детям очень нравится интерактивная технология «Интервью», применение которой требует каждым играющим выполнение правил ведения диалога: соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая его; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё; проявлять внимание и уважение к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать только литературную лексику; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть своего собеседника и чтобы оно было понятно ему; в случае необходимости уметь вежливо отказать.

Умение общаться с окружающими – важная сторона социального - личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития. Мы стремимся к тому, чтобы речь детей была содержательной, и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Развивать диалогическую речь ребёнка невозможно без поддержки всех участников образовательного процесса. Взаимодействие с родителями, как непосредственными участниками образовательного процесса в детском саду, направлено у нас, прежде всего, на повышение их педагогической компетентности по вопросам речевого развития  детей посредством бесед, консультаций и неоспоримых возможностей представления наглядно – стендовой информации (небольшие заметки, статьи, буклеты и т.д.).

Вовлекая родителей в совместную деятельность с детьми, мы одновременно решаем несколько задач: во-первых, развитие детско-родительских отношений, гармоничное общение и взаимодействие их друг с другом; во-вторых, обогащение новыми знаниями, как детей, так и взрослых (например, знакомство родителей с интерактивными технологиями для развития речи детей); в-третьих, презентация ребёнком своих и совместных достижений.

Наш опыт работы по развитию диалогического общения позволил сделать вывод о том, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Речевое развитие», а именно:

  • развивают свободное общение с взрослыми и детьми;
  • развивают все компоненты устной речи детей;
  • способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Интерактивные технологии дают возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждают детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Согласно нашим наблюдениям за образовательной деятельностью детей, мы убедились в эффективности применения интерактивных технологий в развитии диалогической речи воспитанников: ребята владеют: навыками употребления речевого этикета, запроса информации, употребляют реплики различного вида (сообщения, побуждение, советы, просьбы и другое); различными приёмами, стимулирующими собеседника продолжить разговор; самостоятельно составляют диалог в ситуациях стимулированного общения.

Работа в данном направлении продолжается, намечены перспективы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».

Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»

Задачи:Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развивать...

Мастер - класс. Тема: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

  В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю социо - игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...

Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий

Формирование диалогической речи  детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...