Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий
методическая разработка (средняя группа)

Формирование диалогической речи  детей дошкольного возраста посредством информационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

    Формирование диалогической речи детей дошкольного              возраста посредством информационных технологий.

 Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Важным  устройством   ИКТ  является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением. 

Важным направлением в работе воспитателя  конечно же  является использование ИКТ. Чередование демонстрации наглядного материала и беседы с детьми помогают добиваться поставленных целей, дошкольники эффективнее усваивают изучаемый материал.

 Конечно же  сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребёнку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у детей познавательного интереса нужно сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, на материале, содержащем в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающем интерес у дошкольников к учебной деятельности и способствующем созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развитию речемыслительных способностей. На сегодняшний день развитие речи  становится всё более актуальной проблемой. Поэтому с недавнего времени уже все стараются использовать ИКТ в совместной деятельности с детьми. Делая при этом процесс обучения  более интересным и интенсивным.  Но  использование  ИКТ  технологий требует наличия достаточного оборудования и достаточной подготовки педагога, иначе ИКТ не будут эффективны. 

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога .

 Выделяют 2 вида занятий с дошкольниками с  использованием   ИКТ. 

  1. Занятие с мультимедийной поддержкой. 

 Понятие Мультимедиа – это тоже относится к средствам икт повышающим уровень образовательного процесса. Термин "мультимедиа" – это спектр информационных технологий, использующих различные технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Включение видеосюжетов и звукового сопровождения слайдов позволяет формировать у обучающихся   своё  отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию  к обучению.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе отбирается  необходимый материал для образовательной деятельности.                   

           Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point – мастер создания презентаций.

 Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования.  Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность.

Использование мультимедийной презентаций  делает занятие эмоциональным , интересными, являются прекрасным наглядным пособием,  способствует хорошей результативности занятия.

            С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. 

На занятиях по речевому развитию на примере  составления  рассказа  по картине обогащается  словарный запас ребенка. Ребенок излагает мысли, проявляет свои чувства. Развивается устная речь. Демонстрация простых картин с изображением предметов постепенно заменяется показом картин - сюжетов, действий. Мультимедийная презентация- одна из наиболее удачных форм представления учебного материала на таких занятиях.

Показ  информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают преодолеть интеллектуальную пассивность детей.  В основном можно использовать показ презентаций на интегрированных занятиях таких как:

«Все профессии нужны - все профессии важны»

«Перелетные птицы»

«Лесные жители»

«Домашние любимцы»

«Предметы –помощники»

«Наша Родина-Россия»

«Полезная еда»

Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать  речь, внимание, воображение ребенка. 

Плюсы презентаций:

Повышают мотивацию дошкольников к обучению.

- Привлекают внимание детей звуком, яркой мультипликацией.

-Формируют у детей рефлексию.

-Предъявляют информацию на экране монитора в игровой форме.

-Развивают познавательно- исследовательскую деятельность. 

Таким образом,  использование мультимедийных технологий способствует речевому развитию дошкольников.

          Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • Возможность демонстрации  объектов в многократно увеличенном виде;
  • Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы.
  • Активизирует  зрительные функции.

           

            Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,  развивает разносторонние умения, что способствует усвоению знаний  и повышает уровень готовности ребенка к школе.

            Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации. Технология работы доски, основанная на принципе  матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. 

           Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия.

           

           Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.

                         

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

           Чаще всего такие занятия проводятся с использованием  электронных учебников, а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник.  На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

             Работая с электронным учебником, планшетом,  ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку  по данной теме.

             Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого  материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.            

            Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста. Для организации таких занятий. Необходимо иметь мобильный класс соответсвующий требованиям СанПиН. Сегодня конечно некоторые сады оснащены компьютерными классами, но отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.  Важным правилом использования ИКТ в занятиях с детьми является периодичность ( 1-2 раза в неделю, не более 10-15 мин непосредственной деятельности за ПК).

           Специалисты выделяют требования к  развивающим программам для детей:

  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,

          Существующие обучающие программы для детей классифицируются:

1. Игры для развития памяти, воображения,

2. Программы по обучению чтению и математике.

3. Игры- путешествия, «бродилки».

 Широкие возможности раскрываются благодаря использованию   виртуальных экскурсий.

«Виртуальная экскурсия»- это  дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

 Возможности на сегодняшний день безграничны, благодаря доступности информационно- коммуникативных технологий.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »

Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе....

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...

Программно – методический материал «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ»

Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...

Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...