ПРОЕКТ: «Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »
проект по логопедии (средняя группа) на тему

Гончарова Татьяна Анатольевна

Данный проект расчитан на один год индивидуальных коррекционных занятий в старшей или подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx256.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ:

«Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий »

Автор проекта:

Учитель-логопед Гончарова Татьяна Анатольевна

Красноярский край г.Назарово

  1. Актуальность проекта.

В современной жизни человека повсеместно окружают информационно-коммуникативные технологии. В профессиональных учебных заведениях и в школах давно используют такие средства передачи и приобретения знаний, как компьютер, Интернет, телевизор, видеопроектор, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование и многое другое. Однако в дошкольное образование информатизация только начинает внедряться педагогами и специалистами. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования, которые нам диктуют закон “Об образовании Российской Федерации” и федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

Как известно, что дети с речевой патологией имеют низкую познавательную активность, быстро переутомляются, их трудно сосредоточить на однообразной работе. Поэтому важно использовать разнообразные нетрадиционные методы и приемы при коррекции речи таких детей. Использование информационных технологий помогут повысить эффективность коррекционно-развивающей работы, сделав ее более динамичной разнообразной, насыщенной информацией.

  1. Цель проекта:

Формирование умения детей правильно произносить звуки родного языка.

  1. Задачи проекта.
  • учить детей правильному произношению звуков родного языка нуждающиеся в коррекции;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс.

  1. Принципы проекта.
  • Поддержка разнообразия детства
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • Этиопатогенетический принцип.
  • Принцип системного подхода.
  • Принцип учёта структуры речевого нарушения.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип поэтапности.
  • Принцип развития.
  • Принцип учёта личностных особенностей.
  • Принцип деятельностного подхода.
  • Принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Участники проекта:

  • Дети
  • Родители

Тип проекта: коррекционный.

Срок реализации: проект рассчитан на один учебный год.

Содержание воспитательно-коррекционной работы:

Основная идея – коррекционно-развивающее обучение.

Формы работы с детьми:

  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Коррекционно-развивающая работа.
  • Творческая деятельность

Методы и приемы:

Практические методы - упражнения игры и моделирование.

Наглядные методы – наблюдение, воспроизведение магнитофонных записей, диафильмы, кинофильмы, слайдовые презентации.

Словесные методы – рассказ, предварительная беседа, итоговые, обобщающие беседы.

Взаимодействие с родителями:

Вовлечение родителей воспитанников, имеющих нарушения речи, в коррекционно-развивающий процесс посредством ИКТ технологий. Найти пути совместного преодоления нарушения речи детей, посещающих логопедические занятия.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Анкетирование.
  • Родительские собрания.
  • Консультативная работа.
  • Мастер-классы.
  • Тренинги.
  • Индивидуальные беседы.

  1. Предполагаемый результат:

Дети в совершенстве владеют произношением звуков подвергшихся коррекции, владеют звуковым анализом и синтезом, могут определить позицию заданного звука в слове, дают четкую характеристику звукам речи родного языка, владеют такими понятиями как «звук», «слог», «слово».

Иннервация речевого аппарата улучшена. Дети с легкостью выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. В свободной речи используют приемы правильного речевого дыхания.

100% родителей вовлечены в коррекционно-развивающий процесс.

Тематический план мероприятий

В данном тематическом планировании представлены только те мероприятия, на которых использовались ИКТ.

Месяц

Мероприятия для воспитанников с использованием ИКТ

Мероприятие для родителей с использованием ИКТ

Сентябрь

  1. Групповые занятия с детьми старшей и подготовительных к школе группах «Мохнатая азбука».
  2. Подгрупповые занятия в старшей и подготовительных к школе группах «Знакомство со звуками».
  3. Интерактивная игра на индивидуальных занятиях с детьми «Угадай звук».
  4. Развлекательное мероприятие с прослушиванием сказки «Сказка о звуках».

Родительское собрание в старшей группе «Результаты логопедического обследования»

Октябрь

Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звука С.

  1. Знакомство со звуком С.
  2. Автоматизация звука С в сочетании СН.
  3. Автоматизация звука С в сочетании СТ.

Индивидуальное консультирование родителей по использованию речевых распевок в домашних условиях.

Ноябрь

Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков З.

  1. Знакомство со звуком З.
  2. Автоматизация звука З в слогах.
  3. Автоматизация звука З в словах.
  4. Автоматизация звука З в связной речи.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»

Декабрь

Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков Ц.

  1. Знакомство со звуком Ц.
  2. Автоматизация звука Ц в слогах.
  3. Автоматизация звука Ц в словах.
  4. Автоматизация звука Ц в связной речи.

Индивидуальные тренинги по артикуляционной гимнастике.

Январь

Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков Ш, Ж.

  1. Знакомство со звуком Ш.
  2. Автоматизация звука Ш в слогах.
  3. Автоматизация звука Ш в словах.
  4. Автоматизация звука Ш в связной речи.
  1. Знакомство со звуком Ж.
  2. Автоматизация звука Ж в слогах.
  3. Автоматизация звука Ж в словах.
  4. Автоматизация звука Ж в связной речи.

Ознакомление родителей с результатами промежуточного обследования речи детей.

Февраль

Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков Ч, Щ.

  1. Знакомство со звуком Ч.
  2. Автоматизация звука Ч в слогах.
  3. Автоматизация звука Ч в словах.
  4. Автоматизация звука Ч в связной речи.
  5. Знакомство со звуком Щ.
  6. Автоматизация звука Щ в слогах.
  7. Автоматизация звука Щ в словах.
  8. Автоматизация звука Щ в связной речи.

Круглый стол «Взрослая речь – образец для подражания»

Март

Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков Л, Ль.

  1. Знакомство со звуками Л, Ль.
  2. Автоматизация звуков Л, Ль в слогах.
  3. Автоматизация звука Л, Ль в словах.
  4. Автоматизация звука Л, Ль в связной речи.

Привлечение родителей в создании медиотеки на будущий учебный год.

Апрель

Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков Р, Рь

  1. Знакомство со звуком Р, Рь.
  2. Автоматизация звука Р, Рь в слогах.
  3. Автоматизация звука Р, Рь в словах.
  4. Автоматизация звука Р, Рь в связной речи.

Прослушивание аудио записей речи детей в начале года и по завершению коррекционной работы. Сравнительный анализ записей.

Май

Итоговое обследование речи детей.

Итоговое родительское собрание для родителей воспитанников посещающих логопедические занятия «Результаты работы по коррекции звукопроизношения»

Контрольно-оценочная деятельность.

  1. И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения».
  2. И.А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи».
  3. Анкета для родителей

Возраст Вашего ребенка _______________________________________

  1. Понравилось ли вам выступление педагога?___________________________________
  2. Несет ли выступление практическую значимость для Вас? _______________________
  3. Какие упражнения Вы возьмете себе на заметку?___________________
  4. Будете ли Вы выполнять артикуляционную гимнастику по всем правилам?_________________________________________________________________

Используемая литература:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/30/otchet-ob-effektivnosti-korrektsionnoy-raboty-uchitelya-logopeda
  2. http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do
  3. http://www.studfiles.ru/preview/1845696/
  4. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/18/pedagogicheskie-tekhnologii-v-dou-ikt
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/05/ispolzovanie-ikt-v-dou
  6. http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-buzmakova/ispolzovanie-ikt-tehnologii-pedagogom-dou.html
  7. https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-v-vospitatelnoobrazovatelnom-processe-dou-449664.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект одного из коррекционно-развивающих занятий с использованием ИКТ.

Тема занятия: Автоматизация звука [Ж].

Форма занятия: индивидуальная (5-6 лет)

Цель: автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах, фразовой речи;

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ж] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление; 3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: счетные палочки, лист с заданием, пособие для гимнастики для глаз.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Здравствуй. Сегодня мы будем учиться произносить правильно один звук, а вот что это за звук, ты мне сейчас и назовешь. Отгадай загадку.

Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...

Ответ: Буква Же

        Артикуляционная гимнастика. Слайд №1

Обрати, пожалуйста, внимание на экран компьютера. Что с ним не так? (Он пустой). Правильно, он пустой. Сегодня ты попытаешься самостоятельно сделать  гимнастику для язычка. Для этого нажимай на кнопку и на экране появиться подсказка в виде картинки. Увидев ее, ты поймешь, какое упражнение выполнять. При выполнении артикуляционной гимнастики логопед уточняет у ребенка название упражнения и правила его выполнения. Если ребенок затрудняется, необходимо подсказать.

        

        Сообщение темы Занятия.

Про какую букву ты отгадал загадку в самом начале занятия? (Про букву Же). Какой звук обозначает буква Же? (звук [Ж]). Верно. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [Ж] в слогах, словах и фразах.

        Анализ артикуляции звука. Слайд №2

Дай, пожалуйста, характеристику звуку [Ж]. Что бы тебе было легче обратись за помощью к экрану. Нажимай на кнопку и рассказывай.

Какие органы артикуляционного аппарата помогают нам произнести данный звук? (губы, зубы, язык) Верно. Что же они делают в момент произнесения? (губы «бубликом», язык «чашечкой», зубы не сомкнуты) Описание артикуляционного уклада ребенок делает при помощи экрана Слайд №3.

        Закрепление изолированного звука [Ж].

Слайд №4. Посмотри внимательно на экран. К нам в гости спешит маленькая Пчелка. Только вот незадача, трава очень высокая и Пчелка не видит пути. Давай мы ей поможем?  Как мы это можем сделать? (вести по экрану пальчиком или глазками). Хорошо, но сегодня мы не будем этого делать. Дорожка, по которой будет лететь пчелка, загорится синими точками сама. Нам остается только успевать произносить звук. Звук, который ты произнесешь, мы запишем на диктофон и послушаем, правильно ли ты его произнесла. В конце занятия мы снова произнесем и запишем звук [Ж]. Затем мы сравним его с тем, который ты произнесешь сейчас. Не забывай о правильном артикуляционном укладе.

        Гимнастика для глаз.

Скажи мне, пожалуйста, а у нас в кабинете есть место, куда бы мы могли пригласить гостью? (есть, это наша полянка на стене). Давай встанем и побегаем глазками по нашей полянке и поиграем с солнышком.

C:\Users\Ser\Desktop\IMG_0057.JPG

        Развитие фонематического звука. Слайд №6.

 Пчелка прилетела в гости не одна. Она взяла с собой старого друга Жука. Вдвоем они поют замечательные песни. Они и нас с тобой приглашают исполнить песни-жжужалки.

        Упражнение «Четвертый лишний». Слайд №7

Пчелка хочет пойти учиться в школу. Ей пообещали, что возьмут, если она выполнить несколько заданий. Одной ей не справиться и она просит помощи у нас с тобой. Посмотри на экран. В каждой строчке есть лишний предмет. Что это за предмет? Почему ты выбрала именно этот предмет (ребенок объясняет свой выбор). Что бы проверить себя нажимай на кнопку и лишний предмет закроется экраном.

        Лексико-грамматические упражнения.

Упражнение «Закончи предложение». Слайд №8

Нашей пчелке дали задание закончить предложение и записать последнее слово. А она писать не умеет только рисовать. Давай поймем, что за предложения получились? Я читаю слова, а ты называешь картинку.

Упражнение «Посчитай» Слайд №9

В школе необходимо не только уметь писать, но и считать. Давай научим Нашу пчелку считать? (Ребенок считает предметы на экране. Образец: одна жаба, две жабы.)

Кого больше? Кого — меньше?

Посчитай их в обратном порядке (Образец: четыре жабы, три жабы...)

Физ.минутка. Слайд №10

Ребенок изображает жука расставив руки жужжит приседая и вставая.

        Упражнение «Составь упражнение». Слайд №11

И наконец, когда наша пчелка научилась писать, считать, давай научим ее сочинять рассказы?

        Итог занятия.

Ты сегодня большая молодец. Без твоей помощи мы бы не подготовили Пчелку к школе. Напомни мне, какие упражнения мы выполняли вместе с ней. Что мы должны еще сделать в конце занятия? (Сравнить произносимые звуки). Для начала давай запишем звук еще раз. После прослушивания звуков записанных вначале занятия и в конце, ребенок дает себе оценку, определяя есть ли изменения в произношении звука.

        Домашнее задание:

Где ты можешь использовать знания полученные сегодня на занятие? (ответ ребенка: дома с мамой и папой, в группе – рассказать ребятам).

Я тебя попрошу рассказать о том, что ты сегодня узнала  ребятам в группе, а дома с мамой и папой составить небольшой рассказ со словами, содержащими звук [Ж]. Домашнее задание оформляется в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...

Семинар - практикум "Дидактические игры по развитию произносительной стороны речи детей дошкольного возраста"

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относят...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий

Формирование диалогической речи  детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...

«Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста»

Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.В настоящее время нарушение произнос...