Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы
статья по логопедии на тему

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых подчеркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго поддерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.

Над работой по развитию связной речи детей дошкольного возраста работали педагоги и психологи: Э.П. Короткова, А.П. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых подчеркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго поддерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.

Над работой по развитию связной речи детей дошкольного возраста работали педагоги и психологи: Э.П. Короткова, А.П. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.

Развитие связной речи на современном этапе играет большую роль. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию».

Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду. Беседы способствуют решению задач всестороннего развития и воспитания ребенка дошкольника, доступно, психологически близко ему.

Систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного расположения материала, т.е. при правильном конструировании. Е.И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:

- высказывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе вспоминания о близких жизненному опыту явлениях,

- анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам,

- элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении дошкольников.

Беседа - в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Разговор и беседы - в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

Специальное исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е.И. Радина. Основной задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнении понятий, развитии мышления и навыков речи.

Результатом этой кропотливой работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и в речевом развитии детей.

Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.

Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. В работе с детьми дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса.

В общении детей начинают преобладать коллективные разговоры. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих друзей.

Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых

Разработаны следующие методические приемы при руководстве беседы:

1. Не давать детям удаляться от главной темы.

2. Неуклонно вести к конечным выводам.

3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.

4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.

5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно, достигнуть той же цели путём краткого указания, напоминания.

6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определённом возрасте дети засыпают вопросами: Что это? Почему? и т.д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.

7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

8. Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и образно.

9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста в детском саду коллективные беседы преобладают.

Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Большой интерес представляют мысли Е.А. Флериной об обучении детей диалогической речи. Она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста»

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фор...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...

"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...