"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Зайцева Вера Юрьевна

В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного возраста по речевой технологии О.А.Бизиковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие диалогического общения

детей дошкольного возраста в процессе

взаимодействия со взрослыми и сверстниками

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития диалогического общения детей.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослым и со сверстником.

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познавательные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям.

Опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении.

Важным средством социализации и общения является диалогическая речь.

Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Не случайно авторы Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это ведет к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога. Исследования лингвистов указывают, что, не освоив разнообразия диалогических реплик, ребенок не может усвоить и разнообразия их функций.

Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности игровой, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, изодеятельности используются в этом процессе не в полной мере. Между тем в настоящее время в связи с ориентацией на воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. 

В современной педагогике существует множество речевых технологий, одна из них «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» кандидата пед наук, доцента Бизиковой Ольги Анатольевны.

Опираясь на исследования ученых, проведя диагностическую работу с детьми, мы убедились в целесообразности и актуальности применения данной технологии в своей работе.

Основные положения технологии

Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.

Задачи диалогического общения:

•        освоение языка как средства общения;

•        установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных - речевых и неречевых средств;

•        овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;

•        установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).

Обучение диалогическому общению мы осуществляем в процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий продуктивной деятельностью.

Подбираем конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, а также инициировать речевое творчество.

Используем приемы, стимулирующие диалогическую речь:

•        сюрпризное появление игрушек, предметов;

•        обследование предметов, их свойств;

•        инсценировки, драматизации;

•        беседы на темы из личного опыта;

•        свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками), костюмами для ряжения, элементами декораций и пр.

Последовательность реализации технологии

Предварительный     -        обогащение        речевого    опыта детей разнообразными видами диалогических реплик.

На этом этапе важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К ним относятся:

- речь окружающих людей;

- художественная литература;

- кукольные и игровые спектакли, фильмы.

1 этап - заимствование готовых реплик. Используем игры и игровые приемы в процессе развития диалогической речи. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, потешек, рассказов, игр, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Например:

- потешки «Кисонька-мурысенька», «Где ты, брат Иван?», «Ты пирог съел?»

- стихотворения «Сапожник» (Польская песенка, в обработке Б. Заходера), «Кошка» (Г. Сапгир), «Хозяйка и кот» (В. Левановский)

- рассказы «Божья коровка» К. Ушинского, «Хочу быть слоненком» Г. Остера и др.;

- дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами: «Почта», «Фанты», «Вот так», «Король», «Коршун», «Краски», «Садовник»

Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

2 этап - формирование умения пользоваться не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используем игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными).

Играем в театрализованные игры, пересказываем по ролям, инсценируем литературные произведения.

Например:

- народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», Г. Остера, «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка) и др.;

- диалог по телефону. Для этого используем игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, знакомим детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

3 этап - побуждение к самостоятельному построению диалогических реплик.

Используем     игры,         которые           побуждают          детей          к самостоятельному построению диалогических реплик.

Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Например, игры:

- «Да и нет» (какой предмет животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке),

- «Назови родителей» (Один из игроков берет картинку с изображением животного и, образовывая слово, называющее его детеныша, побуждает товарищей назвать его маму или папу);

- «Любимые места города» (одни дети описывают какую-либо достопримечательность города, не называя ее, а другие угадывают, высказывая предположения);

- «Угощение» (выражать благодарность, принимая угощение, или вежливо от него отказываться) и др.

В них дети усваивают реплики, при помощи которых учатся высказывать свою точку зрения, суждение, мнение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Содержание деятельности по применению технологии дополнено авторскими педагогическими разработками Каргашиловой Е.И. и представлено через организацию совместной деятельности с детьми, на занятиях, прогулках и в других видах деятельности

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

1) любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;

2) передачу литературных текстов по ролям.

Чтение стихов по ролям - один из методов подобного плана. Подбирая для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом

Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процессе коллективного речевого занятия. Для этого хороши задания с разрезными картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Очень хорошо использовать на фронтальном занятии игру «Отгадай предмет, который я загадала».

Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера. Занятия по изобразительной деятельности в изостудии создают у детей чувство сопричастности к прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями

Наша деятельность направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи.

Вторым педагогическим условием, которого мы придерживались на всех этапах работы по развитию у старших дошкольников связной диалогической речи была организация речевой среды в группе, чтобы дети видели примеры ведения диалога. Так, например, когда в группу заходил посторонний взрослый, педагог начинал строить с ним диалог, а затем, с помощью вопросов к определенному ребенку, или нескольким детям, стимулировал их включение в диалог со взрослым. Также, мы специально приглашали в гости сотрудников детского сада, или детей из других групп. Например, мы приглашали в группу младших детей, и просили старших дошкольников показать гостям нашу группу, что способствовало формированию у детей умения проявлять активность в завязывании диалога, умения поддерживать диалог, отвечать на вопросы.

Поскольку пополнение и активизация словаря также выступает одним из условий развития диалогической речи старших дошкольников, то мы систематически проводили работу по обогащению словаря детей.

В общении с детьми мы использовали игры и упражнения на объяснение значения слов, на составление предложений, в условиях диалога мы предлагали детям побеседовать в парах по плану, рассказать о каком-то объекте или предмете как можно более подробно, просили в парах подбирать имена существительные к прилагательным, к существительным - глаголы, беседовать на конкретную тему и т.д.

Кроме того, мы работали над формированием грамматического строя речи для того, чтобы высказывания были грамматически правильно оформлены. На этом этапе мы использовали дидактические игры, например, такие игры как «Где это можно купить?», «Магазин игрушек», «Почта», «Фанты» и т.д., игры парами («Вкусные слова», «Охота на слова»), игры-драматизации («Кто бы мог предположить»), народные игры, беседы и т.д.

В качестве основных приёмов, которые способствовали формированию у детей навыков установления контактов со сверстниками, развитию умения слушать и слышать партнёра, реагировать на его высказывания, использовать формы речевого этикета, грамотно выражать свои мысли использовались такие методы и приёмы как проговаривание, заучивание, использование речевого образца, оценка детской речи и т.д.

Эффективными на данном этапе являлись народные потешки и прибаутки по форме «вопрос-ответ», который стимулировали детей к ответному реплицированию и в тоже время формировало образцы ответных форм. Также мы использовали дидактические игры с готовыми текстами диалогами.

Мы использовали активно в работе с детьми беседы на разные темы, дидактические игры с конструированием диалогов, игры с сообщение и реакцией на сообщение, подвижные игры, игры с побуждением и реакцией на побуждение и т.д. Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм, которые активно использовались нами для развития диалогической речи.

Развитию диалога способствовало то, что содержание игр было интересно детям, у них появлялось желание развивать сюжет, выстраивать общение друг с другом в новом контексте. Особенно мы это отметили в тех случаях, когда дети малоактивные в речевом плане, выполняя роль, которая им очень понравилась, начинали быть настолько более инициативными, активными, часто высказываться, отвечать на вопросы и т.д.

Мы создавали условия для использования детьми своих умений в разной деятельности и развитие этих умений. В процессе работы мы проводили и обучение детей, оказывали индивидуальную помощь, направляли их. Большую роль играла доброжелательная обстановка взаимодействия, которая помогала детям при неудачах в игре не расстраиваться, а продолжать дальше. Создание речевой среды характеризовалось тем, что при общении с детьми мы разнообразили темы общения, больше задавали вопросов, использовали для развития общения игровые ситуации, художественную литературу и т.д.

Таким образом, развивая диалогическую речь, наряду с умением правильно задавать вопросы и строить ответы, мы формируем активное речевое поведение и способствуем развитию внимания, памяти, логического мышления. Развитие инициативного диалогического общения является предпосылкой овладения связной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами

Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Концептуальное  изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Презентация "Развитие произвольности у детей дошкольного возраста в процессе психотренинга общения"

В презентации представлены теоретические основы развития произвольности, описан опыт работы автора по данной теме....

Влияние взрослых на развитие речевого общения детей дошкольного возраста

Буклет для родителей воспитаников ДОУ этапы становления речи ребенка, типы речевого поведения, показатели уровней речевого поведения старших дошкольников....

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных мето...