Главные вкладки

    Статья по коррекционной педагогике по теме:
    Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

    Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГРУППОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

    У РЕБЕНКА (КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР)

            В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.

            Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие остается в его памяти навсегда.

            В процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности и т.д. без этих навыков ребенку трудно будет адаптироваться в школьном коллективе.

            Перед проведением какой-либо игры убедитесь в готовности детей к ней (знают ли дети буквы, умеют ли считать, различают ли гласные и согласные звуки и т. д.).

            Помните, что эти игры должны приносить радость  и внушать детям уверенность в своих силах.

    ЗАНЯТИЕ № 1

    1. ЗНАКОМСТВО

    Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя. Второй ловит мяч и называет свое имя. И так далее.

    Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя, второй в ответ называет свое имя и т. д.

    1. ПРЯМОЙ СЧЕТ

    Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет – 2. Затем бросает мяч следующему ребенку, продолжая счет – 3. Тот ловит мяч, говорит – 4 и т. д.

    1. «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

    Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка – «поза аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка – возобновляют ходьбу.

    1. ОБРАТНЫЙ СЧЕТ

    Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 12. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке – 11. Бросает мяч другому ребенку, продолжая счет в обратном порядке – 10. Тот ловит мяч – 9. И так далее.

    1. «ПОСЛУШАЯ, ЧТО ЗА ОКНОМ»

    Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за дверью, затем за окном, затем за дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал.

    ЗАНЯТИЕ № 2

    1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАКОМСТВА

    Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей (произвольно) и спрашивает у всех детей, стоящих кружком: «Как зовут этого мальчика (девочку)? Дети хором называют его имя. И так несколько раз.

    1. «НЕ ПРОПУСТИ РАСТЕНИЕ»

    Развитие способности к переключению внимания.

    Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретиться название растения, дети должны тут же вставать и тут же садиться.

    Слова к примеру такие:

    ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

    ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ,

    КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК,

    РОМАШКА, РАМА, ДОМ, МАШИНА,

    МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

    МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

    ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА,

    ИВА, ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ,

    КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА,

    КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

    ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК,

    КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН,

    ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ,

    СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО,

    МУЗЫКА, ОСИНА, ВАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

    ПАРКЕТ, ПЛАЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА….

    Игра повторяется дважды. Дети, допустившие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется только кто-то один (чемпион).

    1. «ДЕЛАЙ, КАК Я»

    Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впередистоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

    Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

    1. «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И ЗАПОМНИТ?»

    Развитие внимания и памяти.

    Детям предлагаются следующее занятие: пока ведущий считает до 30 нужно найти в комнате и запомнить все предметы, в названии которых два слога. При произнесении ведущим последнего числа «тридцать» все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет все, что запомнил; затем оставшиеся дети дополняют его. После того, как  перечислили все, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько  предметов пропущено.

    Возможны разнообразные варианты этой игры. Например, на меньший счет (до 20) перечислить в комнате все предметы, в названии которых присутствует только одна гласная.

    1. «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ РУКИ»

    Развитие произвольного внимания фонематического слуха.

    Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «И» и «Й», или без них. Дети внимательно слушают и если в слове есть звук «И» - поднимают правую руку, если звук «Й» - левую; если нет ни того, ни другого – руки остаются на коленях.

    Слова, например, такие:

    ЛИФТ, ВАТИН, ЙОД, МЕТРОПОЛИТЕН,

    ИНЖЕНЕР, ВОРОБЕЙ, ИГРА, КАРАНДАШ,

    ПЕРО, АЛМАЗ, БУЙВОЛ, ВАГОН,

    ЗЛАТОГРИВЫЙ, КЛИМАТ, ПРОГУЛКА,

    РАССВЕТ, АЛЛЕЯ, БАЙДАРКА, ВОЕВОДА,

    УЧЕНЫЙ, ДИКТАНТ, МЕЧТАТЕЛЬ,

    КОННИЦА, ЛАДОНЬ, МАЛЕНЬКИЙ,

     СОСЕДИ, ПЕРВЫЙ, ПОДЪЕМ,

    АЙВА, СОЛОМА, ГИБКИЙ, ЯЙЦО,

    ИСКУССТВО, ИЛИСТЫЙ, ФАКЕЛ,

    ХЛЕБ, ТЕАТР, БАЛЕТ, ВОДОЛЕЙ,

    ВИЛЫ, ПОЛЕ, ПТИЦА, БАЛКОН,

    КАФЕТЕРИЙ, САМОЛЕТ, КОСМОНАФТ,

    СТАТУЯ, ХИЩНИК, МЕДВЕДЬ, ДВОЙКА,

    ЗМЕЙКА, КОНЬКИ, ГАЗОН, ЖИВОПИСЬ,

    ПОРТРЕТ, ЛЕБЕДЬ, ФОНТАН, ПОРТНОЙ,

    БАЛАЙКА, ТАНЕЦ, ХОРОВОД, ЛЕЙКА,

    ВОДОПАД, КИНО, КОКТЕЙЛЬ,

    ХВАСТУН, КОНЕЦ.

    1. «ЗМЕЙКА» ИЛИ «ЗАКОНЧИ СЛОВО»

    Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе.

    6-10 детей встают в две разные шеренги друг против друга.

    Крайний в шеренге называет слог, стоящий против него заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог-задание для стоящего напротив второго игрока противоположной шеренги, и так далее до конца.

    ЗАНЯТИЕ № 3

    1. «ПЕРЕКЛИЧКА-ПУТАНКА»

    Развитие произвольного внимания.

    Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя,  и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

    1. «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

    Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

    Играющие сидят в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибается во второй раз, выбывает из игры.

    1. «СЛУШАЙ И ИСПОЛНЯЙ»

    Развитие внимания и памяти.

    Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

    1. ОБСУЖДЕНИЕ ЗАДАНИЯ:

    « НАРИСОВАТЬ ЧТО-НИБУДЬ, ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ»

    Победителем является тот, кто нарисовал самую забавную, увлекательную ситуацию и хорошо описал её.

    ЗАНЯТИЕ № 4

    1. «НЕ ПРОПУСТИ ПРОФЕССИЮ»

    Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

    Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается профессия, дети должны подпрыгивать на месте.

    Варианты слов:

    ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,

    МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР,

    ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР,

    КАРАНДАШ, СТОРОИТЕЛЬ, ГРОЗА,

    ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ,

    ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР, ЛИСТОК,

    ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

    ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

    ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,

    ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ,

    ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА, ПТИЦА, ЦВЕТОВОД,

    ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, СТРЕКОЗА,

    МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

    ЧАЙКА, ФОТОГРАФ, БАБОЧКА,

    МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА,

    ГАЗЕТА, КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ,

    ПОЛЕВОД, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК,

    РОЩА, БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ,

    ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ,

    ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК,

    КОНЬКИ, МАЛЯР, БУТЕРБРОД, ОБРЫВ,

    СУДЬЯ, УЛЫБКА, СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР,

    МОРОЗ, ОГОНЬ, ГЛИНА, СКУЛЬПТОР,

    ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК, АГРОНОМ, ОКЕАН,

    КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР, ВЛАСТЬ,

    МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ,

    ПОЖАРНЫЙ, РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ,

    ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР,

    ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ.

    1. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИКИ»

    Развитие внимания, быстроты мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный, если – мяч синего цвета, и возвращает мяч ведущему.

    1. «ЗЕВАКИ»

    Развитие произвольного внимания.

    Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом,  меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.

    1. «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», вариант с числами.

    Развитие внимания, скорости мыслительных процессов.

    Играющие сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше, и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребенок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

    1. ОБСУЖДЕНИЕ ЗАДАНИЯ: «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

    ЗАДАНИЕ № 5

    1. «ПРАВАЯ, ЛЕВАЯ»

    Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха.

    Ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают руку:  правую - если окончание твердое, левую – если мягкое.

    Варианты слов:

    БРАТ, НОЖ, БЫЛ, МЕЛЬ,

    БРАТЬ, ЕЛ, ТОЛЬ, ХОР,

    УГОЛЬ, МЕЛ, СТАЛ,

    ЕЛЬ, ТОП, БЫЛЬ,

    СТАЛЬ, ПЫЛ, ВЕС,

    ЖАРЬ, ПЫЛЬ,

    ХОРЬ, ЖАР, ЛАЗ,

    ЦЕПЬ, ВЫСЬ, ВЯЗ,

    КОНЬ, ОБМЕН, ВОЗ,

    МЫС, ПЕТЬ, ПЕЧАЛЬ,

    РОСТ, ПИР, СОЛИСТ,

    РЫХЛИТЬ, ТРУС,

    ХРУСТ, ХУДЕТЬ,

    ГРУСТЬ, ГРУЗ, ШАГ,

    ШАЛЬ, ЯД, ЮГ, ЩЕРБЕТ,

    ЯНТАРЬ, ЮНОСТЬ,

    ЩЕГОЛЬ, ЩИТ, ШТОРМ,

    ЧИТАТЬ, ЧТЕЦ, ФАСАД,

    УМЕТЬ, ШАР, УКСУС,

    УКАТАТЬ, ШАМПУНЬ,

    УКАЗ, УКАЗАТЬ,

    УКОР, УКОРЯТЬ.

    1. «МЯЧИК-СМЯГЧИТЕЛЬ»

    Развитие мышления, речи, темпа мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий бросая мяч, произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

    Возможны слова:

    УГОЛ, БРАТ, ЕЛ,

    ТОП, МЕЛ, ХОР,

    СТАЛ, ПЫЛ, ЖАР,

    БЫЛ, ЦЕП, ВЕС,

    ЛЮБИТ, ХОДИТ,

    НОСИТ, МОЧИТ,

    ВАРИТ, СТРОИТ,

    ОБУТ, СЛУЖИТ,

    ТУЖИТ, ДОИТ,

    ПОИТ, ДУРИТ,

    ЦЕНИТ, ХМУРИТ,

    ПИЛИТ, ШУТИТ,

    МОЛ, ДАЛ,

    ПАР, ШАР, ВРАЛ,

    ВЯЗ, ЖЕСТ, ПРАВ.

    1. «ТРОПИНКА»

    Подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности.

    Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произносит слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!» все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящего. Если ведущий говорит - «Копна!» - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит – «Кочки!» - дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

    1. «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», вариант с буквами алфавита.

    Развитие памяти, способности к переключению внимания.

    Играющие встают в круг. Ведущий берет в руки мяч. Он бросает мяч одному из детей, называя любую букву алфавита. Поймавший мяч должен назвать «соседей» указанной буквы, т.е. предыдущую букву и последующую. После этого ребенок возвращает мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребенку, называя иную букву алфавита. И так далее. Ребенок, ошибающийся в названии «соседей» дважды, выбывает из круга и наблюдает за игрой со стороны.

    1. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

    Развитие внимания, наблюдательности, мышления.

    Дети получают карточки со слогами:

    НА                СОС

    КА                МЫШ

    ГО                РА

    ЖИ                ВОТ

    ПАР                ТА

    ВО                ДА

    Задание детям: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово.

    ЗАНЯТИЕ № 6

    1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Развитие понятийного мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Ребенок, не сумевший дважды закончить предложение, выбывает из круга и внимательно наблюдает за продолжающими игру детьми.

    Варианты предложений:

    ЛИМОНЫ КИСЛЫЕ, А САХАР …

    СОБАКА ЛАЕТ, А КОШКА ….

    НОЧЬЮ ТЕМНО, А ДНЕМ …

    ТРАВА ЗЕЛЕНАЯ, А НЕБО…

    ЗИМОЙ ХОЛОДНО, А ЛЕТОМ…

    ТЫ ЕШЬ РТОМ, А СЛУШАЕШЬ…

    УТРОМ МЫ ЗАВТРАКАЕМ, А ДНЕМ ….

    ПТИЦА ЛЕТАЕТ, А ЗМЕЯ …

    ЛОДКА ПЛЫВЕТ, А МАШИНА …

    ТЫ СМОТРИШЬ ГЛАЗАМИ. А ДЫШИШЬ…

    У ЧЕЛОВЕКА ДВЕ НОГИ, А У СОБАКИ…

    ПТИЦЫ ЖИВУТ В ГНЕЗДАХ, А ЛЮДИ…

    ЗИМОЙ ИДЕТ СНЕГ, А ЛЕТОМ…

    ТЫ ЧИТАЕШЬ ГЛАЗАМИ, А ПИШЕШЬ…

    В РОССИИ ГОВОРЯТ ПО-РУССКИ, А В АНГЛИИ ….

    ИЗ ШЕРСТИ ВЯЖУТ, А ИЗ ТКАНИ…

    БАЛЕРИНА ТАНЦУЕТ, А ПИАНИСТ…

    В ВЕНГРИИ ГОВОРЯТ ПО-ВЕНГЕРСКИ, А В ШВЕЦИИ…

    В ЭСТОНИИ ГОВОРЯТ ПО-ЭСТОНСКИ, А В АМЕРИКЕ….

    В ПОЛЬШЕ ГОВОРЯТ ПО-ПОЛЬСКИ, А В ГЕРМАНИИ ….

    ДРОВА ПИЛЯТ, А ГВОЗДИ…

    ПЕВЕЦ ПОЕТ, А СТРОИТЕЛЬ….

    КОМПОЗИТОР СОЧИНЯЕТ МУЗЫКУ, А МУЗЫКАНТ…

    1. «ПРАВИЛЬНО УСЛЫШИМ, И ПОКАЖЕМ, ЧТО УСЛЫШИМ»

    Развитие мышления, слухового сосредоточения.

    Дети сидят в кружок. Ведущий договаривается с ними, как они покажут, какую фразу услышали:

    - если восклицательную, то две поднятые руки соединены над головой;

    - если вопросительную – правая рука поднята и согнута полукругом, левая – кулачок перед грудью;

    - если утвердительную – оба кулачка прижаты друг к другу.

    Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети должны руками изображать то, что услышали (вопросительную, восклицательную или утвердительную фразу).

    Варианты текстов:

    Из русского фольклора.

    - Где ты, брат Иван?

    - В горнице.

    - А что делаешь?

    - Помогаю Петру.

    - А Петр, что делает?

    - Да на печи лежит.

                                                    - Лень, отвори дверь, сгоришь!

                                                    - Хоть сгорю, да не отворю.

    - Федул, что губы надул?

    - Да кафтан прожег.

    - Зачинить можно.

    - Да иглы нет.

    - А велика дыра?

    - Да один ворот остался.

                                                    - Ты пирог съел?

                                                    - Нет, не я!

                                                    - А хочешь еще?

                                                    - Хочу.

    - Я медведя поймал!

    - Так веди сюда!

    - Не идет.

    - Так сам иди!

    - Да он меня не пускает!

    Из зарубежного фольклора.

            КОТОРЫЙ ЧАС?

    - Который час?

    - Двенадцать бьет.

    - Кто вам сказал?

    - Знакомый кот.

    - А мышка где?

    - В своем гнезде.

    - Чем занята?

    - Штанишки шьет.

    - Кому?

    - Супругу своему.

    - А кто ее супруг?

    - Барон Кукарекух!

                                                    САПОЖНИК

    - Был сапожник?

    - Был!

    - Шил сапожки?

    - Шил!

    - Для кого сапожки?

    - Для соседской кошки!

    3. «СКОЛЬКО В СЛОВЕ СЛОГОВ?»

    Развитие внимания, быстроты мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч ведущему.

    Варианты слов:

    ДУБ, КОЗА, БРАТ, ВОДА, ШУМ, ПОЛЕ,

    ЗИМА, КИТ, СУНДУК, ЖИРАФ, КОТ,

    ШУБА, КАТОК, ШАР, СЛОВО, КЛЯКСА,

    ЧАСЫ, РУКА, ШАРФ, ЧАШКА, КНИГА,

    МИР, ЛЕС, МАЛЬЧИК, ГОЛОВА, ХЛЕБ,

    СОБАКА, КОРОВА, ЗМЕЯ, МУКА, КИНО,

    КИРПИЧ, СЕМЕЧКО, УЧЕНИК, РЫБА,

    БОТИНКИ, РУБАШКА, ЦЫПЛЕНОК,

    БАБОЧКА, БОЧКА.

    ЗАДАНИЕ № 7

    1. «СИНИЙ - КРАСНЫЙ»

    Развитие внимания, быстроты мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребенок называет количество в этом слове: гласных – если мяч красный, согласных – если мяч синий, и возвращает мяч ведущему.

            Варианты слов:

    ОКНО, ЛЕД, РАМА, КНИГА,

    ШУМ, ЛОМ, ВОДА, ДУМА,

    ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА,

    КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС,

    РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, СТУЛ,

    ШКАФ, ПОЛКА, ХЛЕБ, ЛЕС,

    ДЕРЕВО, КОРА, ЛИСТ,

    ЧАШКА, ЛУК, КИНО, РАКЕТА,

    БУКЕТ, СУМКА, ЗОНТ, ЖИВОТ,

    КОМПОТ, КУКЛА.

    1. «РЫБА, ПТИЦА, ЗВЕРЬ»

    Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае рыбу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ  правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также считается ошибкой), то ребенок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».

    1. «ХОР»

    Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

    В игре принимают участие 3-4 ребенка. Остальные внимательно следят за игрой.

    Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь (или повернуться к играющим спиной), остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно каждый свое слово. Задача «отгадчика» - понять и произнести предложение целиком. Игра проводиться несколько раз, так,  чтобы в ней приняли участие все дети. Если «отгадчик» не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше повторений.

    Варианты предложений:

    ШЕЛ ПО УЛИЦЕ ОТРЯД.

    ПОШЛА КОЗА ЗА ОРЕХАМИ.

    ВОТ ДВА ПЕТУХА.

    СТАЛА ЖАБА ВАЖНО КВАКАТЬ.

    ЛЕТЕЛА СОРОКА ВЫСОКО.

    МУХА ДЕНЕЖКУ НАШЛА.

    ШЛА КУКУШКА МИМО САДА.

    ПОВАР ГОТОВИЛ ОБЕД.

    БЕДНАЯ КОШКА ПОРЕЗАЛА ЛАПУ.

    НА БОЛОТЕ СТОИТ ПЕНЬ.

    ЖИЛ НА СВЕТЕ СТАРИЧОК.

    СЛОН ШАГАЕТ ПО ДОРОГЕ.

    1. «СМОТРИ НА РУКИ»

    Способствует успокоению и организации.

    Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники игры их повторяют.

    1. «МНОГО - ОДИН»

    Развитие внимания, быстроты мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, в единственном числе.

    Варианты слов:

    КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА,

    РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ,

    ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА,

    КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА,

    ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ,

    САДЫ, КУСТЫ, НОСЫ,

    БЛИНЫ, ЛИСТЫ, ГРИБЫ,

    СТОЛЫ, НОЖИ, КОРЖИ,

    БАНТЫ, ФАНТЫ, ПОЛЫ,

    БРАТЬЯ, ГНОМЫ, РТЫ,

    ЧАСЫ, БОЛТЫ, КОВШИ,

    РУЛИ, ЗОНТЫ.

    1. ЖИВОТНЫЕ

    Развитие памяти.

    Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-нибудь другое животное, называет его, бросает мяч другому ребенку и т.д.

    ЗАНЯТИЕ № 8

    1. «ЦВЕТОК, ДЕРЕВО, ФРУКТ»

    Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок, дерево…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае дерево. Причем, каждый следующий раз (когда выпадает дерево, или фрукт, или цветок) названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный, или название повторяется, или ребенок не уложился во времени, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок (он - победитель).

    1. «МЯЧИК - СОЕДИНИТЕЛЬ»

    Развитие внимания, быстроты мышления, речи.

    Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например, «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз – в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей.

    Варианты несогласованных слов:

    «СОБАКА, ГУЛЯТЬ»

    «ДЕРЕВО, РАСТИ»

    «ДОЖДЬ, ЛИТЬ»

    «СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ»

    «КОШКА, ЦАРАПАТЬ»

    «НОЖ, РЕЗАТЬ»

    «ДОМ, СТРОИТЬ»

    «ПОРТНОЙ, ШИТЬ»

    «ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ»

    «ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ»

    «УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ»

    «ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ»

    «ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ»

    «ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ»

    «ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ»

    «КНИГА, ЧИТАТЬ»

    «ПАРИКАМАХЕР, СТРИЧЬ»

    «ГОЛОВА, БОЛЕТЬ»

    «СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ»

    «МЫШКА, ШУРШАТЬ»

    «КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ»

    «КРАСКИ, РИСОВАТЬ»

    «ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ»

    «МЯЧ, УРОНИТЬ»

    1. «ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО»

    Развитие памяти, внимания

    Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего  (один хлопок) все бегут со своих мест и ходят по кругу. По следующему сигналу ведущего (два хлопка) дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победителем является тот, кто ни разу не перепутал свое место.

    1. «ДВА И ТРИ СЛОГА»

    Развитие внимания, речи, быстроты мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало:

    Если мяч красный – двухсложным (дом, дома);

    Если мяч синий – трехсложным (дом, домики).

    Варианты слов:

    САД, КУСТ, НОС, БЛИН, ЛИСТ,

    ГРИБ, СТОЛ, НОЖ, ШАР, КОРЖ,

    БАНТ, ФАНТ, ПОЛ, КОТ, КОЛ,

    ШКАФ, ШАРФ, СЛОН, ДУБ, БРАТ,

    ГНОМ, ПЛОТ, РОТ, ЗУБ, ЧАС,

    БОЛТ, КОВШ, РУБЛЬ, ГЛАЗ,

    ЗОНТ, КЛАД, ЧАН, СУП, МУЛ,

    СЕРП.

    ЗАНЯТИЕ № 9

    1. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Развитие внимания, памяти, логического мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку и называет 4 предмета, 3 из которых, относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему.

    Варианты слов:

    1. Стол, стул, кровать, чайник;
    2. Лошадь, кошка, собака, щука;
    3. Елка, береза, дуб, земляника;
    4. Огурец, репа, морковь, заяц;
    5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель;
    6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч;
    7. Волк, лиса, медведь, кошка;
    8. Фиалка, ромашка, морковь, василек;
    9. Кукла, машина, скакалка, книга;
    10.  Поезд, самолет, самокат, пароход;
    11.  Воробей, орел, оса, ласточка;
    12.  Лыжи, коньки, лодка, санки;
    13.  Стул, молоток, рубанок, пила;
    14.  Снег, мороз, жара, лед;
    15.  Вишня, виноград, картофель, слива;
    16.  Автобус, трамвай, самолет, троллейбус;
    17.  Река, лес, асфальт, поле;
    18.  Пожарник, космонавт, балерина, милиционер;
    19.  Парта, доска, ученик, ежик;
    20.  Змея, улитка, бабочка, черепаха;
    21.  Кисти, краски, чайник, полотно;
    22.  Шляпа, крыша, дверь, окно;
    23.  Молоко, чай, лимонад, хлеб;
    24.  Нога, рука, голова, ботинок.

    1. «РАССТАВИТЬ ПОСТЫ»

    Способствует успокоению и организации.

    Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.) Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

    1. «КТО КЕМ БУДЕТ?»

    Развитие внимания, воображения, мышления, речи.

    Дети сидят в кружок. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос:

    «Кем (чем) будет

    …. Яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок?» и т.д.

    При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, и даже яичница. Выигрывает тот, кто назовет больше всего вариантов.

    ЗАНЯТИЕ № 10

    1. «КЕМ БЫЛ?»

    Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

    Дети сидят в кружок. Ведущий по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

    Варианты вопросов:

    ЦЫПЛЕНОК (ЯЙЦОМ)

    ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЕНКОМ)

    КОРОВА (ТЕЛЕНКОМ)

    ДУБ (ЖЕЛУДЕМ)

    РЫБА (ИКРИНКОЙ)

    ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ)

    ЛЯГУШКА (ГОЛОВАСТИКОМ)

    БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ)

    ХЛЕБ (МУКОЙ)

    ШКАФ (ДОСКОЙ)

    ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ)

    РУБАШКА (ТКАНЬЮ)

    БОТИНКИ (КОЖЕЙ)

    ДОМ (КИРПИЧОМ)

    СИЛЬНЫЙ (СЛАБЫМ)

    МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)

    ЛИСТОК (ПОЧКОЙ)

    СОБАКА (ЩЕНКОМ)

    СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ)

    ШУБА (МЕХАМ)

    ПТИЦА (ПТЕНЦОМ)

    КОЗЕЛ (КОЗЛЕНКОМ)

    ОВЦА (ЯГНЕНКОМ)

    1. «МЯЧИК С ПУТАНИЦЕЙ»

    Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.

    Дети сидят в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет одушевленное существительное. Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим.

    Например,    ВОРОНА … мычит

                            ВРАЧ … чирикает

                            и т.д.

            Варианты одушевленных существительных:

    КОРОВА, СОБАКА, КОШКА,

    ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА,

    ШОФЕР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА,

    УЧИТЕЛЬ, ЛЕТЧИК, РЫБА, ПТИЦА,

    МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА,

    БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА,

    КУРИЦА, БАБУШКА, КЛОУН, и т.д.

    1. «ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ»

    Развитие воображения, мышления, речи.

    До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

    1. «ОТГАДАЙ ВОПРОС»

    Развитие внимания, мышления.

    Дети сидят в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет имя существительное; ребенок, бросая мяч обратно – вопрос к этому имени существительному (кто? или что?).

    1. «ЧТО ДЕЛАТЬ?»

    Развитие слухового сосредоточения, мышления, моторная разрядка.

    Ведущий читает рассказ, делая остановку после каждого слова. Задание детям: если они услышат слово, отвечающее на вопрос  «Что делать?» - нужно поднять обе руки над головой и помахать ими.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изобразительное искусство как способ сохранения психологического здоровья детей

    «Детство – тот порог, через который проходят все чувства, посещающие человеческое сердце». Слова эти сказанные К.Д. Ушинским напоминают каждому из нас: нет ничего прекраснее счастливого детства и нет ...

    «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

    Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

    Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».

    Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов  детского сада с различными видами арт-терапии, ис...