ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по логопедии на тему

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психологического здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

И.С. Грицына,

учитель – дефектолог МБОУ СШ № 88

г. Красноярск

М.Н. Марцевич

педагог – психолог МБОУ СШ № 88

г. Красноярск

С.А. Рудых

учитель – логопед МБОУ СШ № 88

г. Красноярск

 Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – реалия современной педагогической практики. Введение ФГОС дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный  в инклюзивное пространство учреждения учащейся с ограниченными возможностями здоровья нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, одной из задач которой является сохранение психологического здоровья ребенка.

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье.  Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. [6]

        В процессе внедрения инклюзивной практики в общеобразовательное
учреждение главным ресурсом является педагогический коллектив, в том
числе, и специалисты сопровождения. На нас ложится большая
ответственность по организации психолого-педагогического сопровождения, одной из задач которой является   сохранения психологического здоровья детей с ОВЗ. [1]

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психологического здоровья.

  Песочная терапия позволяет решать разнообразные психолого-педагогические проблемы: снижает уровень внутренней тревожности, закрепляет новые позитивные формы поведения, умение адекватно выражать различные состояния, чувства, эмоции;  изменяет частоту проявления психосоматических реакций. Кинетический песок развивает способность усваивать последовательность необходимых действий; позволяет видеть рабочее пространство, развивая зрительную память; способствует координации движений; концентрации внимания. Расширяет словарный запас, способствует коррекции звукопроизношения, развитию связной речи, формированию фонематических процессов. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.

В нашей работе мы используем кинетический песок. Кинетический (живой, космический) песок - это совершенно новый материал для занятий с детьми. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки. Это невероятно приятная на ощупь субстанция, которая напоминает по ощущениям влажный морской песок, но при этом кинетический песок совершенно сухой. [4]

           С учетом вышесказанного при построении образовательных ситуаций на занятиях у психолога, логопеда и дефектолога используется кинетический песок, как современный инновационный материал, способствующий сохранению и укреплению психологического здоровья детей, а также повышению заинтересованности ребенка в процессе и результате коррекции эмоционально – волевой, познавательной и коммуникативной сферы. Перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны  существенно повышаются мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему:

  • во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
  • в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и  моторика. [4]

В коррекционной работе психолог, работая с песком, прорабатывает у ребенка негативные эмоции, чувства и ощущения. Кинетический песок идеален в работе с психосоматическими проявлениями, поскольку дает прочувствовать связь внутреннего мира  и внешнего, и ощутить одновременно зыбкость и силу этой связи, способность влиять на внутреннее состояние и контролировать свои эмоции. [2] Занятия с кинетическим песком в различных дидактических игровых формах расслабляет и уравновешивает ребенка, регулирует уровень эмоциональной лабильности, переключает его внимание.  У ребенка вырабатывается усидчивость, он сосредотачивается на определенном виде деятельности. Приятный на ощупь песок положительно влияет на фон настроения ребенка как перевозбужденного, так и находящегося в дисфоричном состоянии. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. [5]

В коррекционной работе учитель-дефектолог успешно использует кинетический песок для развития мелкой моторики, слоговой структуры слова, связной речи, развития сенсорного восприятия и графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ.

         Традиционную методику по коррекции звукопроизношения, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематических процессов у детей можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок. Приведем некоторые из упражнений, активно применяющихся на логопедических занятиях с использованием кинетического песка.

Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука:

  • Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);
  • Создать узоры и рисунки, буквы.  Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
  • Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог. [3]

Опыт работы показал, что использование кинетического песка дает положительные результаты:

-  у детей значительно возрастает интерес к занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;  

- учащиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата.

Занятия с кинетическим песком, позволили восстановлению гармоничного психоэмоционального состояния детей, снятию напряжения, способствовали общему развитию речи, научились понимать эмоции свои и других детей. Игры с песком позволяют детям избавиться от негатива, так как песок успешно преобразует отрицательную энергию в положительную.  Мельчайшие песчинки пробуждают чувствительные точки на детских пальчиках и ладошках, а это наилучшим образом влияет на работу всего детского организма и запускает процессы самоисцеления, что в свою очередь облегчает путь ребенка к восстановлению и сохранению психологического здоровья.

Библиографический список

  1. Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Серия «Инклюзивное образование» / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.  – 156 с.
  2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010. – 340 с.
  3. Силиванова Л. В.Игры с песком в работе логопеда / Л. В. Силиванова/ / Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.
  4. https://multiurok.ru/files/piesochnaia-art-tierapiia-kak-tiekhnologhiia-v-rab.html
  5. http://www.psytalk.spb.ru/mamam/kinetic-sand
  6. http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe_zdorove

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

Конспект релаксационного занятия в сенсорной комнате для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Сказочный лес"

Цель: обучение детей навыкам психофизического расслабления.Задачи:- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;- формирование навыка управлять мышцами тела: расс...

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка....

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность этой  проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. В таких случаях и может пом...