"Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"
консультация ( группа) по теме

Кулинская Светлана Владимировна

Материал для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon art-terapiya.ppt2.96 МБ
Файл igroterapiya_razd.docx16.31 КБ
Файл pesok_razdatochnyy_material.docx17.02 КБ
Microsoft Office document icon skazka_v_poiskah_druzey.doc33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт –терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с № 51 «Росток» г. Ставрополя Кулинская Светлана Владимировна

Слайд 2

Арт – терапия: лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение Представляет собой методику развития при помощи художественного творчества. Буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами.

Слайд 3

Формы арт-терапии: Игротерапия Песочная терапия Сказкотерапия Изотерапия Музыкотерапия Фототерапия Вокалотерапия Драмотерапия Библиотерапия Маскотерапия Куклотерапия Танцевально-двигательная терапия и др.

Слайд 4

Игротерапия это: воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Слайд 5

Использование игротерапии: При проявлениях агрессии. Помогает замкнутым детям. Повышает самооценку. Снимает эмоциональное напряжение. Учит находить выход из конфликтных ситуаций. Решает проблемы с адаптацией к ДОУ. Игровая терапия – методика, спектр применения которой очень широк.

Слайд 6

Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.

Слайд 7

Песочная терапия это - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, педагоги, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт. Сегодня все детские учреждения имеют песочницы. Но как оптимально использовать их, мало кто знает.

Слайд 8

В чем сила песка? Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала: • песок — очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент; • песок — демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать; • песок — природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца; • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды; • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях; • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость.

Слайд 9

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Слайд 10

Сказкотерапия это - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем ребенка.

Слайд 11

В чем польза сказкотерапии? Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем: помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.); расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире; обогащает внутренний мир ребенка духовными ценностями; корректирует поведение и развитие речи; стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие. Суть сказкотерапии в том, что ребенок и взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Слайд 12

Схема терапевтической сказки: Подбор героя (похожего на ребенка); Описание жизни героя; Помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка); Герой ищет и находит выход. Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Слайд 13

Варианты работы со сказкой: нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации; изготовить своими руками куклу по мотивам сказки; сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Слайд 14

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить с детьми возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

Слайд 15

Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно. К. Г. Юнг



Предварительный просмотр:

Игротерапия

"Маленькое приведение"  (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Содержание: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и поизносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в ладоши. “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!”

"Мой хороший попугай"

Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: “Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: “Говорить с ним ласково”, “Научить его играть и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайца). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.

Игру лучше проводить в медленном темпе.

"В тридевятом царстве"

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Содержание: Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т.д.), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаге, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где он (ребенок) хотел бы оказаться.

Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений “в сказке”.

Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: “А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя…?”, “А что бы ты сделал на месте героя?”, “А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?”

"Липучка"

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: “ Я - липучка- приставуча, я хочу тебя поймать”. Каждого пойманного ребенка “липучки” берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои “сети” других.

Когда все дети станут “липучками”, они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

Игра «Паровозик»

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Эта игра «без слов» помогает застенчивому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

Игра «Зернышко»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий. В зернышке или семечке спрятаны различные растения. Зернышко, попадая в почву, начинает прорастать. Представьте себя в виде зернышка. Присядьте на корточки. Сейчас вы чувствуете, как тепло согревает вас изнутри, ваши ноги, тело, руки. Солнышко пригревает, и зернышко прорастает. Постепенно вы выпрямляетесь, из вашего зернышка к солнцу тянется росток, он набирается сил и становится все сильнее и сильнее. Присмотритесь к нему, что это за растение? Возможно, ягода или цветок, а кто-то овощ или фруктовое деревце. Оно выпрямляет свои листочки и радуется солнышку. Потянитесь, встаньте на носочки.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы сейчас снова ребята, но очень хотелось бы знать, какие растения вы вырастили из зерен. Кто готов нам рассказать о своем ростке?

Рассказы детей. Ведущий может задавать наводящие и уточняющие вопросы.

Упражнение «Я хочу!»

Цель: способствование принятию участниками себя.

Участникам по очереди необходимо говорить предложение, которое начинается со слов: «Я хочу…». Например, «Я хочу закончить учебу», «Я хочу есть» и т.д



Предварительный просмотр:

Дидактические игры-упражнения в песочнице.

1. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Воспитатель и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному педагогом плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

2. Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель:  жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

3. Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Примерные темы занятий в песочнице для детей.

  • «Пересыпалки» — пересыпание песка из руки в руку, сжимание кулачка;
  • «Поиски клада» — закапывание игрушек или монеток в песок и их поиск;
  • «Конкурс рисунков» — создание на песке картин и аппликаций;
  • «Веселый кондитер» — лепка куличиков, пирожных и даже целых тортов.
  • «Строительство города». Ведерки пригодятся для сооружения башен, лопатки, формочки и ветки – для возведения стен и прокладки мостов, игрушечные самосвалы обеспечат подвоз стройматериалов, ну а зверюшки и куклы с удовольствием заселят этот сказочный город – так что и мальчишкам, и девчонкам будет чем заняться.
  • «Кафе». Здесь как нельзя кстати придется и кукольная посуда, и листья. Похожим образом можно сыграть и в магазин.
  • «Стройка» — игра для настоящих мужчин. Рытье котлованов, перевоз песка, строительство гигантских сооружений придется по вкусу маленьким обладателям машин и другой игрушечной техники.
  • «Волшебный сад». Здесь применение найдет природный материал – веточки, цветы, камни. Каждому ребенку можно поручить создание отдельного участка – чащи, опушки, озера.
  • «Наш дом».
  • «У нас праздник!».
  • «Обычный день».
  •  «На прогулку»!
  • «В детском саду».
  • «В лесу».
  • «На реке».
  • «Домашние животные».
  • « В зоопарке».
  • «Космическое путешествие».
  • «Путешествие в Сказочный город».
  • « Приглашение в замок».
  • «Путешествие с песочным человечком».
  • «Жизнь насекомых».
  • «Дикие животные».
  • « Животные жарких стран».
  • «Морские, речные, аквариумные обитатели».
  • « Транспорт. Правила дорожного движения».
  • « Страна Букв».
  • «Страна Цифр».
  • « Город будущего».





Предварительный просмотр:

Сказка «В поисках друзей»

Жила была Девочка. Часто она играла одна в своей комнате. В один прекрасный день ей стало очень скучно. И она подумала: нет у меня друзей. А ведь с ними играть веселее. Скоро будет мой день рождения, а пригласить мне некого.

И решила она прогуляться, настроение у нее было хорошее, она шла и думала, что скоро найдет себе друга. Вдруг она увидела поросенка, который лежал в луже и визжал.

Поросенок: Хрю-хрю-хрю! Бежал, упал и в лужу попал! Хрю-хрю-хрю!

Девочка: Вставай, а то будешь весь грязный!

Поросенок: Нет, не встану! А визжать буду, чтобы меня мама-свинья услышала. Хрю-хрю, бежал, упал и в лужу попал.

Девочка: Какой же ты капризный.  Я думала, что ты будешь моим другом, но капризули мне в друзья не годятся.

Поросенок: Но я хочу быть твоим другом. И я не буду больше капризничать.

Так стали они дружить. И решили они пойти прогуляться дальше. Девочка уже долго гуляла и проголодалась. Смотрят они, а на травке сидит котенок с целой пачкой печенья.

Девочка: Здравствуй, котенок.

Котенок:  привет!

Девочка: Не угостишь ли ты нас печеньем, мы так проголодались. Пожалуйста!

Котенок: Вот вам мой ответ, не получите обед. Мне и самому печенья мало.

Поросенок: Ну ты и жадина!

Котенок: Это я то?

Поросенок: Ты!

Котенок: Нет, я не жадина. Это я пошутил. Угощайтесь!

И котенок угостил их печеньем. После они решили пойти дальше гулять все вместе. Видят, навстречу им бежит мышка.

Мышка: Пи-пи-пи! Не подходите, боюсь я вас.

Девочка: Не бойся нас, мы хотим дружить.

Поросенок: А откуда ты бежишь?

Мышка: Из леса. Там медвежонок с волчонком ругаются и дерутся. А раньше они такими хорошими друзьями были.

Котенок: Пойдемте посмотрим, что у них произошло.

Мышка: Да вы что? Вам не страшно?

Девочка, котенок, поросенок вместе: Мы же все вместе. Нам и не страшно.

И они пошли в лес. А мышка бежала за ними и все время оглядывалась по сторонам, боялась, что ее кто-нибудь съест. Пришли в лес и видят, что медвежонок с волчонком и вправду ругаются.

Медвежонок: Ты взял мой бочонок меда!!!

Волчонок: Нет, не брал! Зато ты у меня удочку стащил!

Медвежонок: Ничего я не стащил.

Волчонок: Нет, стащил.

Так они стояли и спорили. Прилетела к ним сова, самая мудрая птица леса.

Сова: Что это вы соритесь?

Волчонок: Медвежонок у меня удочку стащил!

Медвежонок: А волчонок у меня бочонок меда стащил!

Сова: Медвежонок, а почему ты думаешь, что волчонок украл?

Медвежонок: Мне лиса сказала!

Сова: А почему волчонок, ты медвежонка обвиняешь?

Волчонок: Мне лиса сказала. Что это он взял.

Сова: А может лиса вас обманула?

Медвежонок и волчонок вместе: Об этом мы и не подумали.

На полянке появляется лиса.

Сова: Лиса, скажи, кто взял удочку и бочонок меда?

Лиса: Волчонок украл мед, а медвежонок удочку.

Волчонок и медвежонок: Ты обманываешь.

Лиса: А, это я перепутала. Значит, взяли они!

Она показывает на девочку, поросенка, котенка и мышку.

Они вместе: Что вы! Мы не брали!

Сова: Лиса, может ты сама их взяла?

Лиса: Ну взяла!

Сова: Зачем?

Лиса: Хотела медвежонка и волчонка поссорить. Ведь в лесу они самые лучшие друзья, а у меня друзей нет.

Медвежонок: Лиса, если бы ты не обманывала, мы бы давно с тобой дружили. Ты такая веселая.

Лиса: Ну если так, я постараюсь больше не обманывать.

Девочка: Ну вот и хорошо! У меня скоро день рождения, приходите все ко мне в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».

Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов  детского сада с различными видами арт-терапии, ис...

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка....

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность этой  проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. В таких случаях и может пом...