Главные вкладки

    Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.
    статья (подготовительная группа)

    Умникова Ирина Николаевна

    Актуальность этой  проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. В таких случаях и может помочь арт- терапия.                                                                                                         

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл art-terapiya_doklad.docx134.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

    «Творческое самовыражение личности ребёнка в арт – терапевтическом процессе является золотым ключиком, с помощью которого маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь»  Савенков А. И.

    Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить.                                        Актуальность этой  проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. В таких случаях и может помочь арт- терапия.                                                                                                         Впервые термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году. В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.                                                                                                               Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

                                                                                                                                  Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

    Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер          (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
    У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.
    Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

    Изучая этот вопрос, мы обратили  внимание на то, что использование методов педагогической  арт-терапии позволяет нам решить сразу несколько задач:

    1. Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

    2. Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

    3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

    4. Формировать адекватную самооценку;

    5. Воспитывать эмпатию и толерантность.  

                                                     

    Арт-терапия представляет  широкое понятие и включает в себя основные направления:
    - изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию.

    - музыкальная терапия – вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

    - драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

    - данс-терапия – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально двигательная терапия.

    -сказкотерапия – психологический метод, который разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

    -игротерапия - вид терапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.                                                                                            Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

     -библиотерапия - (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы).

    -цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.    

    Основные принципы и заповеди арт-терапии:

     Главный принцип арт-терапии  – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить  психическое и физическое здоровье.                                                                                               Приемы арт-терапии можно включать как в индивидуальные, так и групповые формы работы.                                                                              Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет предотвращать :

    -Неврозы;

    -Повышенную тревожность;

    -Страхи;

    -Низкую самооценку;

    -Трудности взаимоотношений с окружающими;

    -Последствия стрессовых ситуаций и др.

    Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики.                                       Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и завоевывают уважение среди сверстников.


    Таким образом, основываясь на научно исследовательском материале и собственном практическом опыте, мы можем констатировать следующее. Педагогическая арт-терапия - технология, позволяющая при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

    Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

    Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

    Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

    Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

    Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка....