КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
опыты и эксперименты на тему

Миронова Наталья Павловна

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, ″проблемы″. Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых и детей.

Не секрет, что в детский сад приходит большое количество детей с нарушениями речевого и психического развития. Традиционная система оказания логопедической и психологической помощи ориентируется на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Педагоги нашего детского сада столкнулись с такой проблемой, что для части детей, имеющих нарушения речевого и психического развития (общее недоразвитие речи II-III уровня, дизартрия, моторная алалия, задержка психического развития) двух лет работы для исправления или коррекции имеющихся проблем недостаточно. 

Учитывая, что младший дошкольный возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального и речевого развития, педагогами детского сада было принято решение организовать коррекционно-профилактическую работу по исправлению психоречевых недостатков с дошкольниками 3-4 лет.

Исходя из принципа ″здоровый ребенок – успешный ребенок″ коллектив дошкольного учреждения поставил перед собой цель – создать единую комплексную систему психологической и медико-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_sistema.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, ″проблемы″. Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых и детей.

Не секрет, что в детский сад приходит большое количество детей с нарушениями речевого и психического развития. Традиционная система оказания логопедической и психологической помощи ориентируется на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Педагоги нашего детского сада столкнулись с такой проблемой, что для части детей, имеющих нарушения речевого и психического развития (общее недоразвитие речи II-III уровня, дизартрия, моторная алалия, задержка психического развития) двух лет работы для исправления или коррекции имеющихся проблем недостаточно.  

Учитывая, что младший дошкольный возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального и речевого развития, педагогами детского сада было принято решение организовать коррекционно-профилактическую работу по исправлению психоречевых недостатков с дошкольниками 3-4 лет.

Исходя из принципа ″здоровый ребенок – успешный ребенок″ коллектив дошкольного учреждения поставил перед собой цель – создать единую комплексную систему психологической и медико-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

1. Формирование базы данных об индивидуальных особенностях и резервных возможностях детей младшего дошкольного возраста и выявление ″группы риска″.

2. Разработка и реализация  коррекционно-развивающей системы, направленной на оказание комплексной дифференцированной помощи детям младшего дошкольного возраста с проблемами психоречевого развития.

3. Разработка инструментария и методического сопровождения детей ″группы риска″.

4. Активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

5.Организация мониторинга оценки качества образовательного процесса, условий воспитания и обучения детей ″группы риска″.

В данной разработке даются рекомендации по организации   психологической и медико-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения.

 

Содержание

Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении. При этом необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша.

При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывается тот факт, что для ребенка младшего дошкольного возраста основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. В этом возрасте ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослыми. В основе реализации коррекционно-профилактической модели лежит общение ребенка с взрослым, в котором предметная деятельность и игра являются ведущими.

В качестве главной задачи по реализации данной системы на первом этапе  выступают:

 – диагностика психоречевого развития младших дошкольников и выявление дошкольников ″группы риска″;

- разработка инструментария и методического сопровождения детей ″группы риска″;

-  создание условий,  способствующих эффективности проведения профилактики и коррекции психоречевых нарушений.          

Психолого-педагогическое обследование ребенка младшего дошкольного возраста включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:

1. Исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики — проводится педагогом-психологом.

2. Исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится учителем-логопедом.

 На основании полученных данных специалистами разрабатываются индивидуальные образовательные  маршруты для воспитателей и родителей.  

На втором коррекционно-профилактическом этапе реализации системы работа с детьми строится согласно разработанному индивидуальному маршруту, который предполагает  внедрение логопедических пятиминуток с играми и упражнениями на развитие речевого дыхания,  артикуляционной моторики, расширение словаря.

Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, чувства сплоченности, что в целом способствует развитию у детей эмоционально-личностной сферы. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей.

Работа с родителями строится в двух направлениях. Условно их можно разделить на информационно-познавательное и практико-ориентированное основанные на использовании как традиционных, так и нетрадиционных формы взаимодействия.

Как показал наш опыт, наиболее востребованными, а значит, и эффективными являются практико-ориентированные формы работы с семьей. Они позволяют объединить усилия семьи и детского сада, установить партнерские отношения с семьями воспитанников, выработать единый подход к психоречевому воспитанию ребенка, сформировать навыки практического взаимодействия с детьми.

Для того чтобы помочь воспитателям оценить свои профессиональные умения и осознать трудности, возникающие при работе с детьми по психоречевому развитию, проводятся опросы, анкетирование, тренинги и практические и обучающие семинары. Это позволяет адресно организовать работу с воспитателями и тем самым создать мотивацию к совершенствованию своих профессиональных способностей, самообразованию.

 Третий этап реализации системы – информационно-прогностический направлен на подведение итогов и обозначение дальнейших перспектив.

Система коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста, разработанная в нашем детском саду, является эффективной, потому что:

- обеспечивает раннее опознавание отклонений в психоречевом развитии  детей;

- сокращает разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического, педагогического и психологического воздействия;

- помогает комплексно и в системе оказывать коррекционное воздействие в период интенсивного развития корковых структур головного мозга ребенка;

- целенаправленно вовлекает родителей в коррекционно-развивающий процесс;

- оказывает помощь педагогам в осознанном выстраивании эффективной работы по профилактике и коррекции психоречевого развития  воспитанников.                                                

Рассматривая перспективы реализации дополнительных возможностей данной разработки, мы пришли к выводу, что в данную систему возможно включение следующих специалистов:

- музыкальный руководитель – осуществляет подбор песенного репертуара и музыкального материала с учетом рекомендаций учителя-логопеда, направленного на  постановку правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитие силы, высоты, тембра голоса, его выразительности и стимуляцию движений;

- инструктор по физической культуре  осуществляет профилактику и коррекцию нарушений осанки, плоскостопия; использует элементы самомассажа, психогимнастики, дыхательной гимнастики, релаксации;

- врач-психоневролог – осуществляет консультативную помощь  педагогу-психологу, учителю-логопеду, воспитателям и родителям по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего воспитания и обучения, а также медикаментозное лечение детей с явными нарушениями психических процессов.

Возможности распространения опыта работы по коррекции психоречевых нарушений у младших дошкольников с ОВЗ мы видим через проведение районных и окружных методических объединений для педагогов, мастер-классов и практических семинаров для родителей, а также размещение информации на сайте ДОУ и в СМИ.

Уникальность данной разработки заключается в том, что она не требует особых материальных затрат. Для коррекции психоречевых нарушений у младших дошкольников  используется весь арсенал игровых средств, имеющийся в ДОУ. Все, что необходимо для реализации данной модели – это квалифицированные специалисты для выявления "группы риска".

Список литературы:

1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов - на Дону: Феникс.-2007.-154 с.

2. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения. // Логопед. – 2008. - № 1. – с.108-121

3. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№ 2.- с.14-16.

4. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 3.-с.63-67.

5.Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, - 368 с.

6. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.

7. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М.Шипицыной. - СПб, Речь, 2003.- 240с.

8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движе...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...