Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:

1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движения пальцев рук расположены очень близко.  Активизируя соответствующие отделы головного мозга путём стимуляции тонкой моторики, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

2. Ранний возраст - сензитивный период для сенсорного развития.

3. Для ребенка раннего и младшего дошкольного возраста гораздо важнее сам процесс рисования, чем его конечный результат.

4. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:

1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движения пальцев рук расположены очень близко.  Активизируя соответствующие отделы головного мозга путём стимуляции тонкой моторики, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

2. Ранний возраст - сензитивный период для сенсорного развития.

3. Для ребенка раннего и младшего дошкольного возраста гораздо важнее сам процесс рисования, чем его конечный результат.

4. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.


Планируя приобщение ребенка к художественному творчеству, необходимо учитывать:

- паспортный и биологический возраст ребенка;

- физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный момент;

- темперамент ребенка;

- индивидуальные особенности ребенка.

Занятия включают в себя 5 вариантов художественного творчества:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и солёного теста;
  • Наклеивание и склеивание предметов;
  • Создание печатей;
  • Рисование на манке.

Рисование. На занятиях используются различные техники рисования:

  • Кисточкой (Этот способ рисования можно назвать классическим. Малыш учится правильно держать кисточку, проводить линии или примакивать);
  • Ватными палочками (Этот способ рисования помогает малышу сосредоточиться, чтобы с помощью палочки оставить ровный след);
  • Губкой (Ширина следа, оставляемого губкой, зависит от силы нажима, поэтому малыш может экспериментировать с линиями, а рисунки, выполненные в этой технике, получаются яркими и выразительными).

Перед началом занятия педагог делает заготовку, к которой в последствии ребенок добавит недостающий элемент. После выполнения задания, предложенного педагогом, ребенок может взять чистый лист бумаги и изобразить на нем то, что считает нужным.

Лепка из пластилина и солёного теста.

Пластилин, тесто и другие материалы, пригодные для лепки, дают детям 1-3 лет прекрасную возможность для свободного творчества. Пластилин – более упругий материал, тесто же – мягкое  и гибкое, лучше поддаётся физическому воздействию.

Наклеивание и склеивание предметов.

Малыши еще не в совершенстве владеют навыком выполнения многоступенчатого действия (работа с клеем предполагает именно такие действия), поэтому можно предложить малышам сыпать мелкие детали на заготовку, смазанную клеем.

Создание печатей.

Суть данного метода рисования проста: прижать предмет к краске, а потом к бумаге. В качестве печатей может быть использован практически любой предмет.

Рисование на манке.

Такой способ рисования даёт ребенку возможность тактильного взаимодействия с природным материалом. Малыш может рисовать палочками, руками, маленькими грабельками, у него всегда есть возможность засыпать лишнее и нарисовать заново.

Учитель-дефектолог Галеева Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...

презентация Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста путем нетрадиционных техник изодеятельности.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста  путем нетрадиционных техник изодеятельности....

Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники художественного творчества".

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, пальцев кистей рук. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребу...

«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...