Главные вкладки

    Консультация «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
    консультация по логопедии на тему

    Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

    Консультация для педагогов и родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов и родителей на тему:

    «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными

    возможностями здоровья»

    Учитель-дефектолог 1кв. категории: Шабаршина О. А.

     ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

    Хорошая речь – яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

    Большинство детей, воспитывающихся в «Специализированном доме ребёнка» имеют речевые недостатки, особенно ярко они проявляются в звукопроизношении.

    На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

    • речевой слух,
    • речевое внимание,  
    • речевое дыхание,
    • голосовой и речевой аппарат.

    Поэтому с целью  профилактики  возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные  на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

    Сегодня  я бы хотела вас познакомить с методикой и с особенностями проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики с детьми с ОВЗ.

            

    Артикуляционная гимнастика

    - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

    Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

    У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты  слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества  ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

    Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

    Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

    1 группа упражнений – вырабатывают основные  движения и положения ОАА,

    2  группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

    3 группа  упражнений – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

    Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.  

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

     1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

     Комплекс упражнений следует планировать на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

    2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

     3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

    Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

    Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

     5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    - Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки – шпатели, ложка, шарики)

     1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например : как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.

     2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

     3. Упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

     Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

     4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

    1. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит  ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

    Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

    В процессе выполнения гимнастики важно помнить  о создании положительного  эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

    Дыхательная гимнастика.

     Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и  голос.

     Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

    - воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,  

    - профилактике возникновения болезней  дыхательных путей,

    - восстановлению носового дыхания при его  нарушении.

    При проведении дыхательной гимнастики  необходимо соблюдать следующие требования:

    • Занятия  можно выполнять ежедневно, но не более 1 – 4 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой  должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
    • Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,
    • Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.
    • Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)
    • Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.
    • Вдыхать легко  и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
    • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе  и не опускать при выдохе.
    • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
    • Все упражнения выполнять в игровой форме.
    • Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.

    Дыхательные упражнения делятся на:

    - на упр., вызывающие длительный направленный  выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…),

    - игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…),

    - игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…),

    - упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох  через рот и нос),

    - упражнения с проговариванием звуков.

    - упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть.

    Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки….

    Итак, сегодня мы затронули важный и актуальный вопрос работы в доме ребёнка – речевое развитие детей дошкольного возраста,  одну из главных задач:  воспитание звуковой культуры речи – развитие подвижности органов артикуляционного аппарата и речевого дыхания, в целом являющиеся основой правильного звукопроизношения.

    Оставлять их без внимания нельзя, необходимо  ежедневно включать в свой  план работы.

    Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает непосредственно-образовательную деятельность интереснее, веселее.

    1. Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.

    2. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство: АСТ.

    3. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет. Издательство: Капапуз, 2003.

    4. Костыгина В. Бу-бу-бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года). Издательство: Карапуз, 2007.

    5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Издательство: Каро, 2006.

    6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 2005.

    7. Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

    8. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованы в книгах «Хлоп-топ» и «Хлоп-топ-2». Коноваленко С. В. и Коноваленко В.  В. Издательство: Гном.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гимнастика после дневного сна для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

    Я хочу представить несколько комплексов различного вида гимнастики после дневного сна, которые мы успешно используем в работе с малышами....

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей с практикой)

    У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быс...

    Рекомендации для родителей по формированию ручного праксиса у детей детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР.

    Рекомендации для родителей по формированию ручного праксиса у детей детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР....

    Цикл дыхательной гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872612","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"340","width":"480"}}]]...

    Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Картотека пальчиковой гимнастики: рыбки, цветы, зайка серенький, сорока-ворона, мальчик-пальчик, овощи, семья, замок, игрушки, капель, капуста, мухомор, кошка, осень, зима, новогодний праздник, в лесу...