Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Завражина Любовь Владимировна

Картотека пальчиковой гимнастики: рыбки, цветы, зайка серенький, сорока-ворона, мальчик-пальчик, овощи, семья, замок, игрушки, капель, капуста, мухомор, кошка, осень, зима, новогодний праздник, в лесу, деревцо, ёжик, белка, пальцы в гости приходили, деревцо, доброе утро, компот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цветы

Наши  нежные цветы распускают лепестки

(руки вверх на локтях, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(плавное раскачивание пальчиков)

Наши алые цветки закрывают лепестки

(собрать в щепоть)

Тихо засыпают, головой качают

(плавное раскачивание)

Зайка

Зайка по лесу скакал

(пальчики «скачут» по столу)

Зайка корм себе искал

(пальчики обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки (изображаем ушки)

Шорох тихий раздаётся:

Кто-то  по лесу крадётся:

(пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы, убегает от беды (пальчики быстро бегают по столу)

Рыбки

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде

(ладони сложены лодочкой и выполняют волнообразные движения)

То сожмутся! (сжимаемся)

Разожмутся! (разжимаемся, руки в стороны)

То зароются в песке (изображаем руками, будто раскапываем песок)

Игрушки

У меня игрушек много

С ними я люблю играть.

Этот пальчик пирамидка,

Этот пальчик жёлтый мяч.

Этот – красная машинка,

Этот – детская кровать.

Этот пальчик кукла Зина,

Я сложу их всех в корзину (сгибать каждый пальчик по очереди)

Сорока-ворона

Сорока-ворона, (указ. пальцем рисуем круг на ладони)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,             (загибаем каждый пальчик)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:  (гладим большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Не будет тебе каши! (хлоп в ладоши)

Мальчик – пальчик

Мальчик – пальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл. (гладим мизинец)

С этим братцем в лес  ходил, (гладим безымянный)

С этим братцем щи варил, (гладим средний палец)

С этим братцем кашу ел, (гладим указательный)

С  этим братцем песни пел! (гладим большой палец)

Повтор на второй руке.

Капель

С крыши капает капель:

(пальцем стучать по ладошке)

Кап-кап, кап-кап! (в медленном темпе)

Это к нам идёт апрель:

Кап-кап, кап-кап! (увеличиваем темп)

Солнце припекло сильней (ладошками показываем солнышко)

И быстрей звенит капель:

Кап-кап-кап-кап-кап! (в быстром темпе)

Замок

На двери такой замок, такой замок, такой замок (руки в замок)

А кто его бы открыть бы смог,

Его открыть бы смог? (пытаемся разжать замок, но не получается)

Мы стучали, мы стучали, (стучим  замком по коленкам)

Мы качали, мы качали, (качаем замком влево - вправо)

Мы кружили, мы кружили (замок крутить по кругу)

И замочек открыли (расцепить замок и похлопать).

Семья

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Это пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(загибаем каждый пальчик (или гладим), в конце хлопаем в ладоши)

Кошка

Вот, убрав царапки, («моем руки»)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (круговые движения ладонью по лицу)

На своей макушке. (чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки)

Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём. (имитация движений)

Мухомор

Красный-красный мухомор -  (соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба)

Белых крапинок узор. (ладошками показываем пятна, растопыривая пальцы как «солнышко»)

Ты красивый, но не рвём!  (погрозили пальчиком)

И в корзинку не берём! (руки на пояс и мотаем головой)

Овощи №1

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу)

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по очереди пальцы на руке)

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу

Ох! (хлоп в ладоши)

Овощи №2

Вот овощи спор завели на столе (сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по очереди пальцы)

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох! (хлоп в ладоши)

Овощи №3

Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки)

И ножиком этим крошить начала (загибаем по очереди пальцы)

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! (хлоп в ладоши)

Овощи №4

Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак – в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по очереди пальцы)

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох! (хлоп в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (гладим  по животу)

Игрушки

Я с игрушками играю: (руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю,  (протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)

Пирамидку собираю, (прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю. (двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем  машинку»)

Осень

Вышла осень погулять, («идём» указательным и средним пальцами одной руки)

Стала листья собирать. (одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую)

Зима

Снег ложится на дома,  (руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши. (руки «домиком»)

Тихо к нам идёт зима, (палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки)

Мы её не слышим…(рука за ухом)

Новогодний праздник

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза)

Что в подарок нам принёс? (руки вперёд ладонями вверх)

- Громкие хлопушки, (хлопнуть в ладоши)

Сладости, игрушки. («фонарики» кистями)

Зимняя

1, 2, 3, 4, 5 (идем ладошками по столу)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, («лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (имитируем движение «сыпем» крошки)

С горки мы потом катались, (скользим ладошкой по ладошке)

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой)

В лесу

Зайка – ушки на макушке – (руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки»)

Скачет, скачет по опушке. (руки щепотью вниз у груди – «скачет»)

Шёл за ним колючий ёжик, (переплели пальцы и пошевелили)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (плавные движения руками перед собой)

Рыжехвостая лиса.

Деревцо

Ветер дует нам в лицо, (дети машут кистями рук по направлению к лицу)

Закачалось деревцо. (качают поднятыми руками)

Ветер тише, тише, тише, (дети медленно садятся, руки на поясе)

на корточки)

Деревцо все выше, выше. (поднимаются, руки

поднимают вверх)

Осень

Осень, осень к нам пришла, (хлопают в ладоши)

Дождь и ветер принесла.

Кап – кап –кап,

Кап – кап – кап, (стучат пальцем одной руки по ладони другой)

Дождь и ветер принесла. (руки влево-вправо, изображаем ветер)

Облетел осенний сад, (руки плавно ладошками вниз)

Листья по ветру летят.

Ш –ш –ш, (трут ладони друг о друга)

.

Белка

Сидит белка на тележке, (изображаем белочку, ладошки согнутые перед грудью)

Раздает она орешки. (имитация движения)

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. (загибаем каждый пальчик по очереди в соответствии с текстом)

Ёжик

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтобы грибочки сосчитать,

Нужно пальцы сосчитать.

(дети «топают» ладошками по столу, показывают лукошко, загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки)

Пальцы в гости приходили

Пальцы в гости приходили,
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, что страшный зверь.

(дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно).

Доброе утро

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него)

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
 (ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам "Чебурашка")

С добрым утром, ручки! 
Вы проснулись?

(поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)

С добрым утром, ножки! 
Вы проснулись?
 (поглаживание коленок, потопать ногами)

С добрым утром, солнце! 
Я - проснулся! 
(проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце 
(посмотреть вверх)

Компот

Будем мы варить компот  (дети чертят пальцем круги по ладони правой руки)

Фруктов много надо, вот! (разводят руки в стороны)

Будем яблоки рубить, (рубящие движения)

Груши будем мы крошить, (постукивают пальцем

по ладони)

Отожмем лимонный сок (сжимают и разжимают кулачки)

И посыпем сахарок. ( пальцы в щепотке «сыпят сахар»)

Варим, варим мы компот,(чертят пальцем круги по ладони)

Угостим честной народ! (протягивают руки вперед)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно устанавливать добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанр...

Цикл дыхательной гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872612","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"340","width":"480"}}]]...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего и младшего возраста

Картотека пальчиковой гимнастикидля детей раннего и  младшего возраста...

Пальчиковые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста(2-3 года)...

Картотека утренней гимнастики в группе раннего и младшего дошкольного возраста

Общее состояние каждого человека складывается из множества факторов, среди которых главнейшее место занимает здоровье. Виды здоровья представлены сложной системой, от которой зависит не только об...

«Дыхательная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Консультация (подойдет как для консультирования родителей, так и для работы с воспитателями и специалистами ДОУ)....