Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей на тему:

«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.   

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов артикуляционного аппарата. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.        

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе  различные. При проведении артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляционной моторики. С детьми раннего и младшего дошкольного возраста упражнения проводят в игровой форме. Объем требований невелик. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.

Упражнения для детей раннего и младшего дошкольного возраста могут быть такими:

Упражнения для языка – «Открываем и закрываем дверцу в домике у язычка», «Поцелуем мамочку», «Заборчик», «Наказать язычок», «Лопаточка».C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\IMG_20231201_094421.jpg

Упражнения для губ – «Хоботок», «Бублик», «Удержи трубочку», «Лопающиеся пузырьки».

Выполняя упражнения, следим за качеством выполнения, а не за количеством. Дозировка строго индивидуальна для каждого ребенка.

Если у ребенка движения точные, устойчивые (то есть, когда положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго, плавные (то есть, без подергиваний, дрожания, напряжения в органах артикуляции, то каждое упражнение выполняем 3 раза.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед новым движением, что позволяет взрослым проконтролировать качество движения, а ребенку – ощутить, осознать и запомнить свои действия. Из выполняемых упражнений новыми могут быть одно – два, остальные остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал.C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\IMG_20231201_094547.jpg

Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания. Для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков у детей младшего дошкольного возраста можно проводить упражнения, которые соответствуют закономерности усвоения звуков детьми. Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам. Так первыми появляются гласные и простые согласные. На основе звуков Т, Т` идет формирование свистящих звуков, на основе свистящих, усваиваются шипящие звуки, далее сонорные звуки. В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Работа начинается с отработки гласных и простых согласных. Гласные отрабатываем не как-нибудь, а очень четко, даже несколько утрируя. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие и диафрагма и правильное дыхание.C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\IMG_20231201_094448.jpg

• А – а!

Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А – а….!

Поем и я, и ты,

Упражнения просты:

А – а….!

У – у! – сказала, ежась, Зина.

Ну, зимой и холодина!

У – у!

Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «у – у – у!»

• О – о – о!

Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О – о – о!

Язык поглубже убери,

Вздохни еще раз и тяни:

О – о – о!

Вот гогочут громко гуси

В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!

У козы круты рога.

Га – га – га, га – га – га!

Сено все сгребли в стога.

Га – га – га, га – га – га!

Вязнет в сене нога.

Га – га – га, га – га – га!

• «И – го – го!» - заржали пони,

Им в конюшне вторят кони:

«И – го – го, и – го – го!

Мы несемся: о – го – го!»

«Муууу, молока кому?»

«Ко – ко – ко, не ходите далеко!»

Упражнение «Мотор» поможет укрепить мышцы языка, а это очень важно для правильного произнесения звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р»!

• Мотор натужно тарахтит,

Чадит, чихает и пыхтит:

«Ты - ды, ты - ды, ты - ды, ты - ды»

Налейте в кружечку воды!

Так - так, так - так, так - так…

Кто за водой ходить мастак?»

Залили мы в мотор воды,

И он запел: «ды - ды, ды - ды,

Да - да, да - да, да - да, да - да!

Как кстати мне нужна вода!

Тук - тук, тук - тук, тук - тук, тук - тук,

Я знаю, кто мой лучший друг!».

Предлагаемые упражнения для речевого аппарата помогут в его укреплении. Проводить эти упражнения желательно с самого раннего возраста, как в профилактических целях, для предупреждения неправильного произношения, так и для коррекции уже имеющихся нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей....

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Консультация для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Консультация для воспитателей:«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»...

Консультация на тему " Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"

Консультация на тему " Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики....