Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.
статья по логопедии по теме

Шахбанова Саида Бегдадашевна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

     Артикуляционная гимнастика как основа  правильного произношения  звуков.

Любой из нас пришел  на свет на этот

                       Творить добро, надеяться, любить,

      Смеяться, плакать, но при всем при этом

                       Должны мы научить ГОВОРИТЬ.

        Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Дети  плохо говорящие, начиная  осознавать свой недостаток  становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

       Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго  удерживать  необходимые  положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

        Это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

        Основными  органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, эти речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке, остальные не подвижными. Главным органом артикуляции является язык.

        Язык богат мышцами, делающими его подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

        Губы представляют собой подвижное образование. Активно участвуют и обеспечивают артикуляцию звуков, которым  соответствуют тот или иной слад языка. С помощью изменения размера и формы, губы активно обеспечивают артикуляцию гласных звуков. Все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

         Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление  мыщц  артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе. Занятие артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.

       Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. У взрослого артикуляция-автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

        В противном случае  артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

        1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

        2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

       3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

      4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

      5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

      6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

     7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

       8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

      Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».

               Практические задания.

  1.  Открыть рот и подержать  открытым (а - а - а - а), закрыть.
  2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
  3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
  4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
  5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
  6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

Занимательный материал к артикуляционным упражнениям.

Сказка о Весёлом Язычке.

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят  зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки  и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт, потом  котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

 Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

       Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. И в речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми....

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»...

«Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения звуков»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков Л и Ль.

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков Л и Ль....

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц

Артикуляционная гимнастика для коррекции произношения звуков С, Сь, З, Зь, Ц ...