Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка (подготовительная группа)

Ирина Леонидовна Доспалова

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

 

В.Сухомлинский 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

комбинированного  вида детский  сад № 27 «Лесовичок»

городского  округа  Тольятти.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ

ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

У  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

СОСТАВИЛА:

ДОСПАЛОВА  И.Л.

                                (воспитатель высшей квалификационной  категории)

         

АКТУЛЬНОСТЬ.

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В.Сухомлинский

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых  России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).

Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.

Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности намечена  тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных компетенций, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной и познавательной  активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

В связи  с актуальностью  проблемы: как  помочь подрастающему ребенку реализовать  своё  право на здоровье,  счастливую  жизнь,  мною был  разработан и  внедрен в образовательную  деятельность долгосрочный  проект на тему «Познай  себя»,  главной целью  которого стояло формирование у старших дошкольников элементарных представлений о  человеческом  организме и мотивации на  здоровый  образ  жизни.

В рамках реализации проекта, с детьми подготовительной  к школе  группы,  мною  были созданы  и  внедрены  методические разработки:

  • Беседа о  вреде  курения.  Тема:  «Вредные  привычки»
  • Дидактическая  игра ««Как органы помогают друг другу?»
  • Конспект НОД  «В стране легких,  или путешествие воздушных  человечков».
  • Конспект спортивного интегрированного развлечения по физическому воспитанию в сочетании с познавательным развитием.

Тема: «Сердце и его работа».

БЕСЕДА О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ.

(Подготовительная  к школе группа)

ТЕМА:          «Вредные привычки».

ЦЕЛЬ:

            Формирование  у  воспитанников   представления  о вреде курения  для

            здоровья человека.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать у детей навыки здорового образа жизни.
  • Развивать у детей способность к наблюдению, умозаключению, сравнению,

          использованию компетенций  для объяснения результатов опытов.

  • Формировать умение формулировать оценочные суждения о фактах,

          ухудшающих здоровье.

  •         Дать детям  представление о вреде курения для здоровья человека

( затрудняются  проникновение в организме воздуха, работа сердца, желтеют

            зубы, быстро стареет кожа и т. д.).

 

ОБОРУДОВАНИЕ.

        Зеркало,  губка, листочек табака (на каждого ребенка).  Вата, сигарета, спички, схема строения органов дыхания, лист бумаги для рисования, цветные карандаши.

                                                Ход беседы.

        Педагог предлагает детям, обратить внимание на таблицу, где изображены легкие.

ВОПРОСЫ.

  • Какую работу выполняют легкие.
  • Как они помогают человеку?
  • Когда мы дышим, какие еще органы принимают участие в этом процессе?

        Вы знаете, какое значение для нашей жизни имеют органы дыхания. Когда-то  давно  в   далекой стране, которая называется Куба, люди, начали курить табак. Это высокое, с широкими листьями, как ладошка, растение (дети рассматривают изображение табака на иллюстрации). И с тех пор люди приобрели вредную привычку – научились курить.

        Давайте, дети, сожжем в баночках разные предметы: бумагу, сухой листочек табака, зажжем сигарету. Понаблюдаем, какого цвета дым. Что осталось после сгорания предметов?

        Возьмем чистую ватку, проведем по тёмным пятнам на стенках банки. Остается густая черная масса - сажа.  Если в нее добавить немного воды или масла, она превращается в смолу. Как мы знаем, легкие состоят из миллионов крошечных воздушных  мешочков – легочных пузырьков, которые очень маленькие, их можно рассмотреть только под микроскопом.

        Посмотрите на губку, как много мы видим мешочков. Нажимаем пальцами, губка сжимается и расправляется. Так же работают у нас и легкие. Когда человек вдыхает дым, он обволакивает его язык, зубы, горло, проходит в гортань, затем в трахею, бронхи и в легкие.

        Рассмотрим на схеме этот процесс.

ВОПРОС.

  • Что происходит, когда дым попадает в легкие?

        Дым в большом количестве  оседает на стенках легких, так как они влажные из-за увлажненности выдыхаемого воздуха.

        Подойдите близко к зеркалу, выдохните воздух на него. Вы видите пар. Из чего он стоит? Где еще можно наблюдать пар? (кипит чайник).

        Значит, дым оседает на влажные легкие. Человек много раз курит, а выдохнуть дым не может.  И что же происходит в легких?

        Постепенно все маленькие дырочки заполняются смолой, легкие трудно дышат. Как человек себя чувствует, когда не дышат легкие? Давайте вдохнем и долго не будем выдыхать. Расскажите, как вы себя чувствуете?

        Посмотрите на изображение легких человека, который не курит, и на легкие курильщика. Расскажите, какие изменения в легких курящего человека вы заметили?

        Кроме того, в дыме есть ядовитое вещество – никотин, который, попадая в легкие, вместе с кислородом проникает в кровь и сердце. Кровь течет по всему человеческому организму, поэтому человек отравляется никотином. Особенно вредно, когда курит девочка, девушка, женщина.

        Почему, вы так считаете? (Потому что она  -  бедующая мама).

ВОПРОСЫ.

  • Скажите мне по секрету, кто из вас пробовал курить?
  • Как вы чувствовали себя после курения?
  • А как случилось, что вы закурили?
  • Вы ведь очень боялись закурить, а закурили?

        Значит, в каждом человеке живут два человека. Один говорит: «Закури, это интересно», а другой: «нельзя – вредно для здоровья».

        Научитесь никогда не слушать этого человека. Скажите: «Нет, не буду его слушать!», «Не буду делать, как он говорит!» и вы никогда не совершите плохих поступков.

ВОПРОСЫ.

  • Как вы думаете, если рядом с вами курит человек, дым попадает к вам в легкие?
  • Что нужно делать в этой ситуации?

Да, верно, нужно отойти от этого человека, вежливо попросить его, чтобы он не курил там, где находятся дети. Если у вас дома кто-то из взрослых курит, объясните ему, что происходит с организмом, когда человек курит. Прочитайте стихотворение.

ДЫМ ВОКРУГ ОТ СИГАРЕТ,

МНЕ В ТОМ ДОМЕ МЕСТА НЕТ!

ЛИТЕРАТУРА.  Е. Виноградова «Вредные привычки». М.С.П. 2006.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

«Как органы помогают друг другу?»

ЦЕЛЬ:  Формирование представления о том, что органы в определенных пределах могут  

            заменять друг друга.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своего товарища.

  • Уточнить представления об основных функциях некоторых органов человека.
  • Показать, что они в какой – то мере могут помогать друг другу и даже заменять

     друг друга.

  • Развивать быстроту мышления, творческое воображение.

  • Продолжать формировать интерес к познанию своего тела.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

На каждого ребенка 6 шарф для завязывания глаз.

У педагога:

  • 2 тазика, заполненных многочисленными мелкими предметами по количеству  детей, в 2-3 раза превышающему количество детей (тут находятся игрушки, геометрические фигуры, предметы быта и т.д.),
  • ширма, за которой  лежат лист бумаги, 2 чашки (одна из них с водой), чайная ложка, колокольчик, кусочек ткани, слегка надрезанной посередине, другие предметы, с помощью которых можно издавать звуки,
  • небольшие (0,5-1см) кусочки съестного (конфеты, печенья, хлеба, сахара, моркови, яблока) по количеству детей,
  • полоски полиэтиленовой пленки, завязанные узлом, в каждой из них завернуты пахучие предметы чеснок, лук, кусочек копченой рыбы, цедра цитруса, укроп, сухая чайная заварка, ватка смоченная духами и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ.

        Дети вначале сидят за столами, а потом перемещаются на коврик. Шарфики для завязывания глаз висят на спинках стульев или в ином, легкодоступном месте для детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

        Почти все факты, рассматриваемые в процессе игры, детям известны, поэтому не следует тратить много времени на их обсуждение. Игра ведется в высоком темпе, весело.

ВСТУПЛЕНИЕ.

                                        На ночь два оконца сами закрываются,

                                        А с восходом солнца сами открываются.(глаза).

                В одной комнатушке соседи живут.

                Одни все кусают, другие – жуют.(зубы).

                                                                Два паруса на всю жизнь

                                                                Рядком плывут,

                                                                А друг друга не видят. (уши)

        - Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы). А уши? (ответы). А зубы? (ответы)

1 часть.  «Зачем нам два глаза и два уха» .

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам два глаза и два уха? (Детские предположения).

- Давайте закроем одно ухо рукой. (Педагог слегка ударяет ложкой по столу). Вам что-нибудь слышно?        (Да). Давайте закроем один глаз рукой. Вам что-нибудь видно? (Да).

- Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все слышно одним ухом и одним глазом. (Педагог внимательно выслушивает объяснения и умозаключения каждого ребенка, предлагающего свою теорию).

- давайте снова закроем один глаз. (Дети выполняют). Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно?  Догадались, зачем нам два глаза? (Ответ: чтобы помогать друг другу).

        - Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое?

2 часть – вместо глаз могут работать уши и руки.

-  А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза? (Ответы детей. Желателен ответ  - «нет»).

-  Вот это мы сейчас и проверим. Давайте  перейдем на коврик.( дети рассаживаются на коврике в позе «по-турецки» спина прямо руки на коленях.).

-   Разделим группу пополам. Дети 1 –й команды, завяжите себе глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята 2-й команды, помогают детям кому трудно завязать глаза самостоятельно.

-  Сейчас я что-то принесу и поставлю среди вас. Вы должны нащупать этот предмет, а заметем определить, что же лежит внутри. Каждый определенный предмет кладите рядом с собой. (Педагог вносит таз с предметами и ставит его достаточно резко на пол – так, чтобы  раздался стук. Ориентируясь на звук, дети передвигаются к тазику. Находят предметы и определяют их на ощупь. Поскольку предметов много, каждый успевает вынуть и определить 2 -3 из них. Дети 2-й команды наблюдают за работой 1-й команды, анализируют ситуацию, следят, как можно определить предмет без  помощи глаз).

-  Все сделали. Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы. Правильно?

-  Теперь команды меняются своими ролями. (Аналогичным образом вносится второй таз и игра проводится вторично).

-  Ни чего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаза, а сами правильно называли предметы, хоть и не видели их. Как же так? Может быть, какой – то орган работал вместо глаз? (Ответы: пальцы, руки, кожа, и т.д.)

-  Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики.

Физкультурная минутка.

Пальчиковая гимнастика.

                Мои пальчики расскажут,                        Круговые движение рук.

                Все умеют, все покажут.

                Пять их на моей руке,                                Поочередное потирание пальчиков.

                Все делать могут,

                Всегда помогут.

                Они на дудочке играют,                        Имитируют движения.

                  Когда завязаны глаза,

                На ощупь игрушки выбирают,

                Мячик бросают,

                Белье стирают,

                Пол подметают,

                Они считают, щиплют, ласкают,

                Мои пальцы на руке.                                Поднять руки вверх.

3 часть – вместо глаз могут работать уши.

-  Сейчас поставим еще один опыт. Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача  - узнать, что я делаю. Педагог последовательно совершает ряд действий: мнет бумагу, переливает воду из одной чашки в другую, размешивает ложкой чай, звонит в колокольчик, разрывает кусок ткани, кашляет. Дети каждый раз называют действия педагога. Если дети не поняли, можно повторить действие еще раз. Эксперимент проводится быстро без задержек).

-  Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что я делала. Кто же заменил вам глазки? (Ответы детей).

4 часть – нос может быть заменен ртом.

-  Давайте покажем, как мы дышим. (Дети выполняют). А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что делать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите (Дети выполняют).

-  Кто заменил нос? ( ответ: рот).

5 часть – язык и нос заменяют друг друга.

-  Все снова завяжите себе глаза. Протяните руку, я в нее положу что-то съедобно. Определите без помощи, что это такое. (Педагог раздает детям кусочки пищевых продуктов. Делает это быстро, стараясь экономить время.  Начиная с этого времени, дети поняли суть задания и теперь должны  сами придумывать методику решения экспериментальной задачи).

-  Какой орган работал вместо глаз? (Ответ: язык).

-  Снова протяните руку, я вам положу что-то съедобное, но теперь определите это «что-то» без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок. (Педагог быстро раздает полиэтиленовые пакетики с пахнущими предметами. Дети  поставлены перед сложной задачей: надо самим придумать, как получить ответ. Поскольку глаза завязаны, они даже не могут копировать друг друга. Педагог не подсказывает, ждет, когда дети сами догадаются. Только в крайнем случае, если ребенок совсем растерялся, он может молча поднести руку с пакетиком к его носу).

-  Развяжите глаза, проверьте, правильно ли вы назвали предметы?

-  Какой орган заменил вам глаза и язык? (Ответ: нос).

6 часть – чем можно заменить руки и ноги.

- Вы сидите в разведке в кустах. Надо перебраться  с этого на другое место. А вставать нельзя, вас сразу заметят враги. Как вы будете перемещаться без помощи ног? (Дети придумывают и реализуют свои варианты. Скорее всего, дети поползут с помощью рук.)

-  Вам надо срочно написать донесение,  а руки заняты. Давайте присядем за столы. Спрячьте  руки за спину. Вот вам карандаш и бумага. Напишите что- нибудь любыми способами. (Педагог предоставляет детям самостоятельность и смотрит, кто что придумает).

-  Итак, какими органами можно заменить руки ? ноги? (Ответы детей)

7 часть – чем можно заменить речь.

- Леша и  Тимоша. Встаньте далеко друг от друга. Вы в разведке. Разговаривать нельзя, а Леша хочет позвать Тимошу к себе. Как вы это сделаете? ( дети самостоятельно находят

варианты).

-  Теперь Ева  и Устя разойдутся в разные концы группы и будут переговариваться друг с другом с помощью жестов.  Мы постараемся понять, что они скажут друг другу.

 (Оба вызванных ребенка должны быть раскованными и инициативными. Чем свободнее чувствуют себя дети, тем более интересным и содержательным окажется их «разговор»).

- Чем можно заменить речь? (Ответы детей)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

- Что нового и полезного мы с вами сегодня узнали? ( Ответы детей).

  (Подведение итогов игры.)

ЛИТЕРАТУРА.     М.И  Сигимова «Формирование представлений о себе» В. 2009.

КОНСПЕКТ НОД

« В СТРАНЕ ЛЕГКИХ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЗДУШНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ».

ЦЕЛЬ.

Обобщение и конкретизация  компетенций  воспитанников  о строении и значении дыхательной  системы.

ЗАДАЧИ.

  • Воспитывать позитивное  отношение  к  здоровому  образу  жизни и желание заботиться о  своем здоровье.
  • Развивать внимание,  память.
  • Формировать умение устанавливать причинно следственные  связи.
  • Дать представление о том, что дыхание – одна  из  важнейших функций

     организма.

  • Показать значение дыхания для жизни человека, познакомить с дыхательными  путями (подробнее с легкими), с механизмами дыхания (вдоха-выдоха).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

        Легкие, трахеи, грудная клетка, мышцы, ребра, дыхательное горло, бронхи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

        Рассматривания анатомического атласа. Чтение художественной литературы.

        Изучение демонстрационной подборки «Познай свое тело».

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ.

        Игровые атрибуты ( ободки с эмблемой облачка), воздушные шарики, детская

          гармошка, мягкая игрушка «Легкие», схематическое изображение системы

          дыхания, волшебная палочка.

ХОД НОД.

-  Ребята, добрый волшебник Познайка принес нам замечательные воздушные шарики. Им скучно лежать в этой восхитительно красивой коробке, они просят, чтобы вы их надули и поиграли  с ними. Но шарики эти не простые, они  приоткроют нам с вами удивительную тайну. (Педагог раздает шарики.  Дети  их надувают, играют с ними).

А сейчас ответьте мне, пожалуйста, на такие вопросы:

        - Что находится внутри шариков? ( Воздух).

        -  Шарики легкие или тяжелые? Почему? (Легкие, воздух легкий).

        -  А как воздух попал в шарики? (Мы надули их).

        -  Разве у вас внутри есть запасы воздуха? Откуда вы его взяли? (Мы вдохнули его . мы дышим).

-  Куда попадает воздух, когда вы его вдыхаете? У воздуха есть «свое» место внутри вашего  тела? Где оно? (Дети высказывают разные предположения)

- Предлагаю совершить путешествие внутрь организма и раскрыть тайну.   (Обыгрывается превращение детей в «воздушных человечков» с помощью волшебной палочки Познайки.  Каждому ребенку надевается на голову атрибут с изображением облачка).

-  Быстрее в путь! Чувствуете, как нас засасывает в нос! Вот мы и в носу. Хорошенько оглядимся. На каждой пылинке сидят микробы и радуются своим черным делам, которые  они могут натворить. Но их задерживает «лес» из волосков, растущих в ноздрях, и специальная липкая масса внутри носа. Когда микробов будет слишком много, нос выбрасывает их наружу, и тогда готовь носовой платок.

-  Дышать нужно носом, так как  холодный воздух в носу согревается, очищается от многих микробов. Затем воздух поступает в трахею – удивительный воздушный тоннель, из которого попадает  в легкие. Система  дыхания похожа на дерево, растущее вверх корнями. Трахей – это ствол, от его конца отходят две толстые ветки, которые делятся на тысячи ответвлений, мелких веточек. Но на конце каждой гроздью, похожей на виноград, крепятся воздушные пузырьки (альвеолы).

-   Благодаря легким мы дышим. Они работают, и днем, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом – всю нашу жизнь. Легкие размещаются в грудной клетке вместе со своим неутомимым соседом – сердцем. В этой клетке имеются не только  «стены» (ребра), но и «пол», только не деревянный, а из мышцы. У этой большой сильной мышцы есть «подружки», живущие между ребрами. Они большие трудяги и ни минутки не отдыхают. Именно мышцы, опускаясь и поднимаясь (сокращаясь), заставляют легкие дышать.

Физкультурная минутка.

Дыхательное упражнение «Кошка».

        И.п.  встать руки немного согнуть в локтях кисти на уровне пояса.

        - Делать, неглубокие пружинистые приседания, одновременно поворачивая

            туловище то вправо, то влево.

        - Вдох – колени сгибаются.

        - Выдох – колени разгибаются.

           При каждом повороте кисти делают легкое сбрасывающее движение  (в ту

             сторону куда поворачивается туловище).

        - Вдох – сбрасывающее движение.

        - И.п.

- Когда мышцы опускаются, ребра расходятся, легкие расправляются, становятся воздушными, потому что, как насосом, втягивают в себя воздух. Так происходит вдох. Когда мышцы поднимаются, легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Происходит выдох.

-   Легкие – добрые, заботливые и всегда рады гостям – воздушным человечкам, хотя и не позволяют им долго  задерживаться в этой удивительной стране, где обменивается полезный, необходимый для жизни кислород  на вредный для человеческого организма углекислый газ. Легкие – наш бескорыстный помощник и друг, а  о друзьях надо заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот и неприятностей.

-  В результате нашего путешествия мы разгадали тайну дыхания человека – страны, куда торопится воздух.

        Дети  «возвращаются» из путешествия и делятся своими открытиями с воздушными шариками.( Используется игровой момент с помощь волшебной палочки Познайки).

        Обобщение нового материала.(Составить с детьми  Правила здоровых легких)

ПРАВИЛА ЗДОРОВЫХ ЛЕГКИХ.

  • НЕ БЕРИТЕ В РОТ ИНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ОНИ МОГУТ ПОПАСТЬ В

     ДЫХАТЕЛЬНОЕ ГОРЛО, ЧТО ПРИВЕДЕТ К ОСТАНОВКЕ ДЫХАНИЯ.

  • ПРИ ЗАКУПОРКЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ – СРАЗУ В БОЛЬНИЦУ.

  • ВО РТУ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЕДА.
  • НЕ СМЕЙСЯ И НЕ РАЗГОВАРИВАЙ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМА ПИЩИ, ТЫ МОЖЕШЬ ПОДАВИТЬСЯ.
  • ДЫШИ НОСОМ.
  • ИЗБЕГАЙ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
  • ИЗБЕГАЙ ТРАВМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ, ТАК КАК МОГУТ БЫТЬ ПОВРЕЖДЕНЫ ЛЕГКИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.       С.Е Шукшина «Я и мое тело». Москва Ш. П. 2009

Конспект спортивного интегрированного развлечения

по физическому воспитанию в сочетании с познавательным развитием.

ТЕМА.  Сердце и его работа.

ЦЕЛЬ.   Формирование у детей двигательных навыков и  мотивации  здорового образа    

              жизни.

ЗАДАЧИ.

  • Воспитывать   волевые качества у детей.
  • Совершенствовать в движении элементарные знания о сердце и его работе.
  •  Упражнять детей в ритмичном и качественном выполнении ходьбы, бега,

                    прыжков,  в ползании по гимнастической скамейке.

  • Упражнять детей в умении самостоятельно находить пульс на запястье.
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

             

 

ОБОРУДОВАНИЕ.

        Плакат «Сердце и кровеносные сосуды»

        Эмблемы сердца ярко-красного и темно-вишневого цветов по количеству детей.

        Шапочка- маска вороненка, письмо.

        Скамейка, ребристые доски, 11 кеглей, 2 кассеты, свисток.

Ход мероприятия.

        Построение детей в шеренгу.

Влетает вороненок : «Кар-кар, это подготовительная группа «Звездочка»? вам письмо, а я тороплюсь», улетает.

Педагог.

        - Ребята, отгадайте загадку:                        Всех на свете он добрей,

                                                                Лечит он больных зверей,

                                                                И однажды бегемота

                                                                Вытащил он из болота.

                                                                Он известен, знаменит

                                                                Это доктор ….? (Айболит).

Читает письмо:

 «Дорогие дети, как ваше здоровье? Занимаетесь ли вы в детском саду физкультурой? Ведь кто со спортом дружит тому, и доктор не нужен. Жду от вас весточки. Доктор Айболит».

- Дети, а вы дружите с физкультурой? Почему? ( Ответы детей).

- Отгадайте загадку: «Не часы, а стучит?» (дети показывают на сердце).

- Да, сердце – это неутомимый мотор, который позволяет  нам двигаться, дышать, жить на земле. Сегодня мы с вами будем помогать нашим сердцам, лучше работать.

П/№

 Содержание работы

Дозировка

Примечания.

 

  I.

Вводная часть.

Ходьба в колонне по одному.

Ходьба на носках и пятках.

Обычная ходьба.

Ходьба широким шагом.

«Артерии и вены».

Бег в колонне по одному.

Бег «змейкой».

Обычная ходьба.

Упражнения на дыхание.

Перестроение.

Сердце непрерывно гонит кровь по сосудам и заставляет ее обегать все тело за 26сек. Ярко алая кровь, веселая, полная кислородом очень быстро разбегается по всем артериям, а потом по венам медленно течет в легкие, чтобы очиститься от углекислоты, становится, грустной, грязной темно-вишневой. Капелька крови, кажется ярко алой потому, что в ней плавает огромное количество кровяных шариков они забирают кислород из воздуха, а потом передают его по всем клеточкам организма..

  II.

 Основная часть.

 Комплекс ОРУ

«Поможем нашему сердцу».

  1. Поднимание рук.

И.П.- ноги узкой полоской, руки на поясе.

1- 2 руки вверх,

3 – руки в стороны,

4 –И.П.

  1. Друг на друга поглядим, головою повертим.

И.П. – то же.

1 – поворот головы влево.

2 – И.П

3 – поворот головы вправо.

4 – И.П.

  1. А теперь рывки руками,

Помогаем сердцу сами.

      И.П. – ноги на ширине плеч, руки

                 вдоль туловища.

     1-2 энергичные рывки руками перед

     Грудью,

     3 – тоже в правую сторону,

     4 – тоже в левую.

  1. Вращение кистями.

И.П – стойка на коленях, руки в

          стороны.

1-4- вращение кистями вперед,

5-8 – вращение кистями назад.

  1. Чтобы быть здоровым надо

Спортом заниматься, вправо, влево, наклоняться.

И.П. – ноги на ширине плеч, руки на

        поясе.

1 – наклон влево, правую руку вверх,

2- И.П.

3 – тоже самое в правую сторону.

4.- И.П.

  1. Раз прыжок, два прыжок, мы потрудимся дружок.

И.П. – о.с.

1 – ноги врозь, руки в стороны,

2 – И.П.

  1. Надуваем воздушные шары.

    Основные виды движения.

1 серия.

  1. Ползание по скамейке на коленях и ладонях.
  2. Ходьба по ребристой доске, руки в стороны.
  3. Бег между кеглями.

2 серия.

     1.   Ползание на животе, подтягиваясь

           руками.

  1. Ходьба по ребристой доске.
  2. прыжки между кеглями на двух ногах.

Современный быстрый танец

 «Ретро».

   8 раз

   10 раз

   10 раз

 

 8 раз    

   По 5 раз в каждую сторону.  

 3 по 10 раз

     

Поточный

   способ.

 5-6 минут.      

     Повороты головы

            в стороны.

    Повороты в стороны,

        с рывками    рук

Произвольное вращение

     

          Наклоны

         Прыжки,

  Чередовать с бегом

          на месте.

Упражнение на дыхание.

Между сериями основных движений с целью восстановления организма, выполнять упражнения на дыхание.

Педагог.

- Как учащенно бьется сердце. Шофер машины определяет работу мотора по спидометру. Живой спидометр есть и у нас. Это  пульс – тоненькая голубая жилка на запястье. Она может рассказать, с какой скоростью бьется наше сердце. Положите три пальца на запястье (показ) и прислушайтесь. Слышите тук-тук-тук. Сердце бьется учащенно.

III.

        Давайте отдохнем под приятную инструментальную музыку – элементы психо-мышечной тренировки – 3 минуты. Сердце работало и успокоилось.

        Упражнение «Найди пульс», изменился пульс или нет? Почему? А еще можно найти пульс на сонной артерии. Педагог и дети показывают.

        Построение в шеренгу.

        Давайте напишем письмо доктору Айболиту о том, что все дети группы «Звездочка» здоровы и болеть не собираются, потому что занимаются физкультурой.

Ведь недаром народная мудрость говорит:

«БЫСТОГО И ЛОВКОГО БОЛЕЗНЬ НЕ ДОГОНИТ»

ЛИТЕРАТУРА. Издательский дом «Первое сентября» Москва. «Открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...

Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"

Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...

Формирование основ личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Представлен опыт работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту, социуме, природе....

Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития»

 Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ОВЗ является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...