Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР) по образовательной области «Познавательное развитие» «Весна пришла»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллект-карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для детей старшего дошкольного возраста                                                                                       с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Весна пришла»

Образовательная деятельность группы осуществляется по образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжёлыми нарушениями речи).

Тема:  «Весна пришла»

Методы и приемы:

  • Практические: рассматривание иллюстраций, изображений деревьев, цветов, птиц
  • Наглядные: рассматривание карточек с изображением геометрических фигур, карточек с предметами разных геометрических форм, демонстрационного материала «Поиграй и сосчитай»
  • Словесные: вопросы детям
  • Игровые: пальчиковая гимнастика

Технологии: интеллект-карта, здоровьесберегающие технологии.

.Интеграция образовательных  областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Цель:закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: 

  1. закрепить умение вести количественный и порядковый счет предметов;
  2. закреплять умение сравнивать одинаковое и разное количество предметов;
  3. уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов;
  4. закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, внизу, вверху, в середине);
  5. продолжить формировать умение детей выкладывать изображения предметов на плоскости по речевой инструкции;
  6. продолжить развивать навыки графической символизации;
  7. формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.

Развивающие:

  1. Расширять и активизировать словарь за счет слов-признаков,названий геометрических фигур, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;
  3. Совершенствовать навыки монологической речи;
  4. Развивать мелкую моторику

Воспитательные: 

  1. Развивать коммуникативные навыки;
  2. Создать психолого-педагогические условия для общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.

Организация видов деятельности:

  1. Общение ребёнка со взрослым;
  2. Общение ребёнка со сверстниками;

Оборудование для педагога: речевой материал, дидактический и наглядный материал, карточки с изображением разных предметов, геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), маркеры.

Оборудование для детей: карточки с изображением геометрических фигур, различных предметов, листы зелёного картона, раздаточный счётный материал.

Предварительная работа:

  • дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме»
  • описание геометрических фигур по схеме

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель

- Ребята, сегодня у нас в группе гости, поздоровайтесь, пожалуйста.

Встанем мы в кружочек дружно.

Поздороваться нам нужно.

Говорим вам всем: «Привет!»

Улыбнитесь нам в ответ!

Здравствуй, правая рука!

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Здравствуй, весь наш дружный круг!

1.Вводная часть

Воспитатель:  

   -  К нам пришлаещё одна таинственная гостья. Послушайте про неё стихотворение:

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

- А ну, вставай, медведь! –

На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Догадались, кто же эта таинственная гостья?

Конечно, это Весна.

Мы ее ждали и она пришла, и пробудила природу от зимнего сна.

Что же произошло с природой?

Предполагаемые ответы детей:

  • погода становится теплее, солнцеяркое, тёплое;
  • длинный день и короткая ночь;
  • прилетают перелётные птицы;
  • птицы вьют гнёзда;
  • просыпаются медведи, барсуки, ежи;
  • на деревьях набухают почки, появляются первые цветы и т.д.

 Кого разбудила Весна?

Предполагаемые ответы детей:

  • разбудила природу после долгой зимы;
  • разбудила замёрзшую землю;
  • разбудила животных и т.д.

    Для того, чтобы лучше познакомиться с Весной, мы составим геометрическую карту из геометрических фигур и предметов, которые на них похожи. Какие геометрические фигуры вы знаете? (Предполагаемые ответы детей: круг, квадрат, овал, прямоугольник…).

2. Основная часть

1)Воспитатель:  

        Мы уже сказали, что весной появляются первые цветы. Подойдите к столу и выберите букет, который вам понравится. (Дети выбирают цветы). Объединитесь в группы с одинаковыми цветами в букете.

 Вопросы:

- на какую геометрическую фигуру похож цветок подснежника? (Ответ:на треугольник);

- на какую геометрическую фигуру похож цветок мать-и-мачехи?(Ответ:на круг);

- посчитай цветы (один подснежник…,одна мать-и-мачеха...);

- посчитайте, сколько цветов в букете?

- выберите цифру по количеству цветов в вашем букете.

Демонстрационная карта на доске

Обратите внимание на карту Весны. Какие геометрические фигуры вы здесь видите?

На какие геометрические фигуры похожи ваши цветы? Расположите их на карте.

С наступлением Весны прилетают птицы. Как они называются?(Ответ:перелётные).

2) Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают»

С наступлением весны птицы прилетают.

(Пальцы расставлены, ладони   перекрещены.Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Возвращаются скворцы - работяги и певцы.

(Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).

А грачи у лужицы

(Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)

Шумной стайкой кружатся.

(Круговые движения кистями рук).

Журавли летят, торопятся,

(Пальцы расставлены, ладони перекрещены.Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

А малиновка и дрозд занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты).

3) Демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай».

Воспитатель:  

На весеннем дереве расположились перелетные птицы.Рассмотрите его.

а)  - кто сидит НА берёзе?

- как называются эти птицы?

- кто сидит ПОД берёзой?

б) - сколько грачей?

- сколько ежей?

- кого больше (меньше)? на сколько?

- что нужно изменить, чтобы стало поровну (на один больше, меньше)?

в) выложите на столес помощью математических знаков равенства (неравенства).

г) - на какие геометрические фигуры похожи грачи, ежи?

-  расположите картинки на карте Весны.

4)  Расположить на доске деревьяпо порядку

Воспитатель:  

Ребята, обратите внимание на стенд. Какие деревьяеще вы видите, назовите их

(Ответ:берёза, дуб, рябина, ель, сосна).

    - посчитайте, сколько всего деревьев?

    -расположите деревья по величине (от низкого до высокого);

    - какое дерево самое низкое (высокое)?

    - какое дерево самое тонкое (толстое)?

- какая по счётуберёза? (рябина, сосна)

- расположите деревья по порядку от 1…

- на какую геометрическую фигуру похожи стволы деревьев?

    - расположите картинку на карте Весны.

5) Ориентация на листе бумаги.

Воспитатель:  

- Посмотрите, какая красивая и большая геометрическая карта у нас получается.

А сейчас я предлагаю каждому из вас составить свою геометрическую карту Весны. Для этого на листе картона располагаем:

  • Весна – в центре
  • круг – в верхнем левом углу
  • овал – в верхнем правом углу
  • треугольник – в нижнем левом углу
  • квадрат – в нижнем правом углу

   - Теперь выберите карточки с предметами, которые похожи на эти геометрические фигуры. Расположите их на фигурах.какой предмет похож на круг?

  • какой предмет похож на квадрат?
  • какой предмет похож на треугольник?\
  • какой предмет похож на овал?

Образец ответа: «Солнце похоже на круг. Солнце круглое».

Воспитатель:  

Ребята, теперь у каждого из вас есть своя геометрическая карта Весны.

Давайте еще раз вспомним и покажем геометрические фигуры.

6)Динамическая пауза «Геометрические фигуры» (с показом геометрических фигур)

Мы встречаем их везде-

На земле и на воде,

В небесах и под землёй.

Нам они нужны с тобой!

Будем их мы называть,

В окружении искать.

Треугольник, круг, квадрат,

Тем фигурам каждый рад.

7) Завершение составления Интеллект – карты.

Воспитатель:

- Ребята, обратите внимание - на доске расположены карточки с предметами. Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры на большой карте Весны остались не заполнены, без карточек?Выберите карточкии расположитеих возле незаполненных фигур.(Дети выполняют задание на доске).

Образец ответа: «Лужа похожа на овал. Лужа овальная».

Сделаем вывод: все предметы на карте Весны похожи на геометрические фигуры.

Воспитатель:  

   - Мы составили большую геометрическую карту Весны. С её помощью можно рассказать о Весне. Кто хочет рассказать по карте о Весне(о признаках)?

Предполагаемые ответы детей:

  • весной светит яркое, тёплое солнце;
  • весной день становится длинным;
  • весной прилетают перелётные птицы;
  • весной птицы вьют гнёзда;
  • весной просыпаются просыпаются медведи, барсуки, ежи;
  • весной на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, расцветают (появляются) первые цветы – подснежники, мать-и-мачеха

Вот сколько всего в природе происходит весной (воспитатель обобщает).

3.Заключительная часть (рефлексия)

Рефлексия «Спасибо за занятие».

Воспитатель:

Весна благодарит вас за занятие, называя по имени. «Миша, сегодня ты был активным.Ира, сегодня ты была внимательной. Маша, сегодня ты была сообразительной...»

Мы будем наблюдать за природой и погодой, и добавлять новые признаки весны на ваши геометрическиекарты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...

Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...

Конспект познавательного занятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Познавательное занятие направлено на расширение представлений и знаний детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, на воспитание патриотических чувств у детей....