Формирование речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) на интегрированной образовательной деятельности по тестопластике.
статья по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Пленкина Марина Викторовна

Описаны приемы в тестопластике для речевого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевой активности детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

на интегрированной образовательной деятельности по тестопластике.

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

В.А Сухомлинский

Среди детей дошкольного возраста есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического развития является формирование речевой активности. Почему я выбрала именно эту тему? Перейдя работать на группу компенсирующей направленности, отметила, что дети с задержкой психического развития, по сравнению со здоровыми детьми, испытывают огромные трудности как в общении друг с другом так и в общении со взрослыми, так же страдает мелкая моторик рук. Это связано с ростом технического прогресса, всеобщей компьютеризацией, новыми технологиями, телевидение – все сводит живое общение ребёнка с родителями и сверстниками к минимуму. Дети с задержкой психического развития чаще и длительнее, в сравнении со здоровыми детьми, пользуются современными планшетами, телефонами и компьютерами, т. к. не нужно общаться и говорить. А ведь речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Её своевременное и правильное развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка.

Однако время образовательной деятельности речевые игры и упражнения, ситуативные разговоры в повседневной деятельности не всегда позволяют достичь желаемого результата, да и практический опыт работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения руки. Сухомлинкий говорил: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». А для того чтобы способности и дарования раскрыть, нужно уделить внимание развитию мелкой моторики пальцев. Одним из направлений развития мелкой моторики является тестопластика, так как тесто развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка, а так же пластичный, легкодоступный и экологически чистый материал, который можно смело доверить любому ребенку. В процессе работы с тестом, дети общаются, налаживая тем самым, межличностные отношения, так же во время работы можно легко создавать проблемные ситуации, которые способствуют появлению речевой активности.

Цель моей работы – способствовать формированию речевой активности у детей с задержкой психического развития.

Данную цель решала с помощью следующих задач:

  1. Разработать и внедрить комплекс образовательной деятельности по тестопластике, способствующий формированию речевой активности дошкольников с задержкой психического развития.
  2. Создать условия для развития речевой активности в образовательной деятельности по тестопластике.
  3. Способствовать формированию навыков создания объемных и рельефных изделий из теста.

Вышесказанное было мною реализовано в рамках программы по тестопластике «Кренделек» на базе МКДОУ.

Необходимость разработки данного комплекса образовательной деятельности вызвана, с одной стороны, тем, что образовательная деятельность по развитию речи уже включена в систему образования, проводится по плану; а с другой стороны, при существовании множества методических разработок, практического материала по развитию речевой активности, в них, к сожалению, рассматриваются отдельные стороны образовательных областей и тем самым разрушают целостность восприятия ребёнком окружающего мира. Поэтому для формирования речевой активности детей с задержкой психического развития, интегрирую следующие области: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (на примере лепки).

В своей работе использовала следующие приемы:

  1. Посмотрев видеозаписи мероприятий, своих и педагогов МКДОУ, проведя самоанализ, я отметила, что  воспитатель часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; лишние слова: ну, вот, значит, это; неуместно использует звукоподражательные слова. И пришла к выводу, что речь педагога должна быть доступной, точной и умеренной. Чтобы убрать многословие из собственной речи решила активно привлекать детей к процессу анализа объекта, задавать правильно подобранные и поставленные вопросы, которые побуждают к выделению признаков предмета и планированию предстоящей работы.
  2. При обследовании предметов перед лепкой учу детей выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий, что для детей с задержкой психического развития необычайно сложно.
  3. В образовательной деятельности по тестопластике легко соединить реальные предметы, действия и признаки со словами, которыми они обозначаются. Кроме того, на них легко создаются «проблемные ситуации», которые обеспечивают необходимость обращения к окружающим. Так, если кому-то из детей педагог «забывает» предложить тесто или стеку, ребенок вынужден просить недостающее.
  4. На определённом этапе образовательной деятельности используется восприятие материала с закрытыми глазами, для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а так же для переключения эмоционального состояния детей в ходе образовательной деятельности, для настроя на занятие после активной деятельности (од по физкультуре), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
  5. С детьми с задержкой психического развития важно в процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета, вести непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит с тестом. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.
  6. При формировании речевой активности в образовательной деятельности большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей к воспроизведению впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом.
  7. Можно много сказать об активизации речи при изготовлении коллективных работ, но чтобы подойти к её изготовлению нужно начать объединятся в пары, учиться договариваться о предстоящей работе, затем образовывать микрогруппы и подгруппы и на завершающем этапе объединяется вся группа для создания коллективной работы. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобной образовательной деятельности меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь.

После того, как фигурки из теста высохнут, дети выносят их в самостоятельную деятельность, используя в играх.

Таким образом, разнообразие методов и приемов руководства в образовательной деятельности по тестопластике, оказывает благоприятное влияние на повышение речевой активности детей, создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"

Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Одежда"

Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "Одежда" с внедрением элементов технологии ТРИЗОбразовательная область "Речевое развитие"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"

Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированно...