Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Гончарова Галина Владимировна

    Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Цель: Формировать умение детей использовать в активной речи номинативный и глагольный словарь по теме "Домашние животные".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_domashnie_zhivotnye.docx46.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 ГБДОУ д/с №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Тема: «Домашние животные».

    Коррекционно-образовательная цель:

    Формирование умения детей использовать в активной речи номинативный и глагольный словарь по теме «Домашние животные».

    Коррекционно-развивающие задачи:

    • Формировать у детей навыки связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти и мышления.
    • Формировать просодическую сторону речи (четкость дикции, интонационную выразительность).
    • Формировать у детей умение составлять по образцу простые и сложносочиненные предложения.
    • Формировать умение детей давать чёткие ответы развёрнутой фразой на поставленные воспитателем вопросы.
    • Формировать умение детей употреблять в речи простые предлоги (грамматический строй речи).
    • Упражнять в изменении имен существительных по падежам. (грамматический строй речи).
    • Формировать умение детей правильно произносить слова, обозначающие действия.
    • Формировать умение детей координировать речь с движением.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
    • Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

    Интеграция образовательных областей:

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

    Совершенствование умения самостоятельно организовывать игровое взаимодействие и разрешать возникающие в игре конфликты.Дальнейшее развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, творческого воображения и фантазии, активности, инициативности, самостоятельности. Дальнейшее развитие интеллектуального развития. Дальнейшее обогащение и расширение социального опыта через игру.  Закрепление понимания принятых норм и правил поведения, форм и способов общения. Продолжение полоролевого воспитания детей, формирование навыков поведения, присущих девочкам и мальчикам. Расширение представлений об общественном значении, результатах труда взрослых. Развитие желания участвовать в хозяйственно-бытовом труде.

    Образовательная область «Познавательное развитие»:

    Совершенствование умения сравнивать предметы и группы предметов, выбирать предмет или группу предметов по заданному признаку. Развитие умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объемные геометрические фигуры. Дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков. Совершенствование умения различать громкие и тихие, высокие и низкие звуки (голоса домашних животных). Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам. Расширение и углубление представлений о безопасности жизнедеятельности в общении с домашними питомцами. Развитие экологической культуры, уточнение и углубление экологических знаний. Совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета. Дальнейшее совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

    Образовательная область «Речевое развитие»:

    Дальнейшее расширение номинативного и глагольного словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование умения оперировать понятием слово. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного  числа имен существительных,  глаголов настоящего и прошедшего времени. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами. Дальнейшее совершенствование  умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствование  умения составлять рассказы-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

    Дальнейшее развитие художественно-творческих способностей, чувства цвета, формы, .пропорции; совершенствование изобразительных навыков, композиционных умений; умения передавать свои чувства в изображении. Совершенствование умения передавать пространственное расположение предметов и явлений, движение объектов на листе бумаги. Совершенствование умения использовать разные способы рисования разными изобразительными материалами. Закрепление знаний об изделиях народных промыслов. Обучение созданию композиций по мотивам народной декоративной росписи. Освоение техники симметричного вырезывания. Развитие умения создавать декоративные и сюжетные композиции в технике аппликация.                                                                        Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе, совершенствование навыка слушания художественных произведений. Освоение языковых средств выразительности. Совершенствование умения высказывать своё отношение к прочитанному.

    Образовательная область «Музыкальное развитие»:

    Слушание: Развитие умения узнавать музыку по фрагменту, различать характер музыкального произведения, его частей. («Как у наших у ворот», русская народная мелодия).

    Пение:  Формировать умения чисто интонировать мелодию, петь легко, не форсируя звук, с хорошей дикцией.(«Козлята», «Щенок», «Кошка и мышка», муз. Л.Гаврищевой, сл. Н.Нищевой).

    Песенное творчество: Развитие навыков сочинять простые мелодии, построенные на 2-3 звука (Задание «Сочини песенку кошечки»).

    Музыкально-ритмические движения: Формирование умения выполнять движения ритмично, самостоятельно использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках. Реагировать на смену на смену частей в музыке («Ослик», «Поросёнок Пяточок» муз. К.Обуховой, сл. Н.Нищевой).

    Развитие танцевально-игрового творчества: Развитие умения придумывать танцевальные движения к танцу («Детская полька», муз. А.Жилинского).

    Развитие чувства ритма, музицирование: Совершенствование навыка игры на ложках.

    Образовательная область «Физическое развитие»:

    Обеспечение эмоционального благополучия для каждого ребенка. Создание условий. Стимулирующих  двигательную активность детей. Соблюдение техники безопасности во время выполнения упражнений и проведения подвижных игр. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми в подвижных играх «Кот и мыши», «Коза и волк».

    Оборудование:

    Магнитная доска; ковралин; персонаж кукольного театра Коровушка-Бурёнушка;  плоскостные изображения домашних животных; для оформления панно «Ферма» на ковралине: плоскостные изображения коровника, деревенского дома, деревьев; комплект предметных картинок «Кто,  где живёт»;  Мяч; Для игры «Найди животное»: дом с крыльцом, дерево, корзина, изображение лужи, забор; Для ситуативной игры «Как спасти животных»: игрушки домашних животных (корова, бык, лошадь, коза, овца, кролик и т.д.) и диких животных Вол, лиса, полевая мышь);  строительный материал: кирпичики.

    Ход:

    1. Организационный момент.

    Дети здороваются с гостями и встают полукругом около воспитателя.

    Воспитатель: Дети, назовите животных, которые живут с человеком в городе.                                                      Кто это?

    Воспитатель: Как, одним словом можно их назвать? (Домашние).

     Воспитатель: Могут ли собака и кошка жить в деревне?

    Воспитатель: Какие ещё домашние животные живут в деревне? (Корова, лошадь, коза, свинья, овца).

    Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в деревню. Мы поедем на поезде. Я буду паровозом, а вы вагонами. (Дети встают за воспитателем друг за другом с согнутыми в локтях руками).

    «Едем на поезде»

    Чух, чух, пыхчу,

    Пыхчу, ворчу,

    Стоять на месте

    Не хочу.

    Колесами стучу,

    Стучу.

    Колёсами верчу,

    Верчу.

    Садись скорее,

    Прокачу!

    Чу-чу-чу-чу!

    Дети выполняют круговые движения руками.

    Стоя на месте, попеременно

    Поднимая ноги.

    Топают ногами.

    Двигаются друг за другом по группе.

    Движение продолжается.

    Поезд останавливается.

    Поезд останавливается. Дети выходят из поезда.

    Воспитатель: Дети, мы с вами приехали в деревню «Солнышко». Мы приехали на экскурсию. Для проведения экскурсии кто нам нужен?

    Правильно, экскурсовод. Познакомьтесь, пожалуйста, это наш экскурсовод : ученая корова Бурёнушка. (Воспитатель надевает на руку корову  Бурёнушку – персонажа кукольного театра).

    Бурёнушка: Здравствуйте, дети. Садитесь на стулья. (Стулья стоят полукругом около ковралина). Сядьте прямо, спина прямая, касается спинки стула, ноги поставьте прямо на полную стопу, руки положите на колени.

    2. Дидактическая игра «Загадки-звукоподражания».

      Дети, я хочу узнать, что вы знаете о домашних животных. Давайте поиграем в игру «Загадки-звукоподражания». Я загадаю вам загадку, вы должны ее отгадать и вставить подходящие  звуки голоса данного животного и обязательно передать нужную интонацию: волнение, обиду, просьбу, грусть и т.д.

    1. Кто похлебку съел мою? – свинка хрюкает: (Хрю-хрю).
    2. Дайте свежей травке мне! – блеет козочка: (Мээ-мээ).
    3. Где телёнок – не пойму? – замычит корова: (МУ-у-у).
    4. Молочка налили мало! – кот мяукнул: (Мяу-мяу).
    5. Хватай вора за рукав! – пёс залаял: (Гав-гав-гав).
    6. Мой хозяин далеко! – ржёт лошадка: (И-го-го).    

    3. Дидактическая игра  «Кто как голос подаёт?»

    Корова-Бурёнушка: Молодцы, дети. А сейчас поиграем в игру «Кто как голос подаёт?»

    Собака (что делает?) лает, гавкает.

    Кошка (что делает?) мяукает, мурлычет, шипит.

    Коровушка-Бурёнушка: А теперь усложним задание и будем говорить в сравнении.

    Например: Собака лает, а кошка мяукает.

    Кошка мяукает, а корова (что делает?) мычит.

    Корова мычит, а лошадь (что делает?) ржет.

    Лошадь ржет, а коза (что делает?) блеет.

    Коза блеет, а свинья (что делает?) хрюкает.

    4. Беседа о пользе домашних животных и о том, как человек заботится о них.

    Коровушка –Бурёнушка: Для чего домашние животные нужны человеку?

    (Они приносят человеку пользу. Лошадь перевозит тяжести. Корова и коза дают мясо и молоко. Свинья даёт мясо. Овца даёт шерсть. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом.)

    Коровушка-Бурёнушка: Правильно, дети. Для того, чтобы домашние животные приносили человеку пользу, за ними необходимо ухаживать. Как человек ухаживает за домашними животными?

    Человек их кормит и поит.

    Человек строит дома для домашних животных.

    Человек убирает за животными навоз и поддерживает чистоту в их домах.

    Человек вызывает к животным врача-ветеринара, когда они болеют. Врач-ветеринар  их лечит.

    5. Дидактическая игра  «Кто где живёт?»

    Корова-Бурёнушка предлагает детям подойти к столу, который стоит рядом с магнитной доской.

    Коровушка-Бурёнушка: Дети, выберите любую картинку, прикрепите ее к доске и скажите где живёт домашнее животное, изображённое на картинке.

    Корова живёт (где?) в коровнике, в сарае.

    Свинья живет (где?) в свинарнике, в хлеву, в сарае.

    Лошадь живёт (где?) в конюшне.

    Овца живёт (где?) в овчарне, в хлеву.

    Коза живёт (где?) в хлеву.

    Кролик живёт (где?) в клетке, в крольчатнике.

    Собака живёт (где?) в конуре, в будке, в доме.

    Кошка живёт (где?) в доме, в квартире, а также может жить (где?) в амбарах, в сараях, в подвалах, на чердаках.

    Словарь: Хлев. Помещение для скота.

    Амбар. Строение для хранения зерна, муки, припасов.

    Воспитатель предлагает Коровушке-Бурёнушке отдохнуть и посмотреть на детей, которые будут играть.  

    6. Физкультминутка  «Котище»:

    У нашего котищи

    Огромные глазищи.

    У нашего котищи

    Длинные усищи.

    У нашего котищи

    Острые когтища.

    Моется котище

    С каждым днем всё чище,

    Отмывая мордочку

    От остатков пищи.

    Вечером охотится

    В чулане за мышами,

    И играет в ладушки

    С пушистыми котами.

    Показать, какие глазищи у кота.

    Показать, какие длинные усищи у кота.

    Круговые захватывающие движения рук от груди вперед.

    Показать, как кот умывается.

    Дети показывают, как он крадётся: шаги на носочках.

    Дети играют в ладушки друг с другом.

    7. Дидактическая игра  «Измени слово»  (игра с мячом)

    Воспитатель: А сейчас встаньте в круг,  я буду говорить текст, а вы будете добавлять в текст нужное по смыслу слово.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Будем слово «кот» склонять.

    У норы добычу ждёт,

    Притаившись, серый…(кот).

    Мышь осталась без хвоста,

    Убегая от…(кота).

    А теперь и за версту

    Не приблизится к …(коту).

    Крыса старая, и та,

    Видя грозного …(кота),

    Убежит скорей под дом,

    Чтоб не встретиться с…(котом).

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает  о …(коте).

    А.Грачёв.

    8. Дидактическая игра «Прятки. Найди животное».

    Дети подходят к столу, находят одно из домашних животных и  по очереди говорят: кого они нашли  и  где  пряталось животное.  (Плоскостные  изображения домашних животных  расставлены на столе, полке: Бык за домом. Конь за деревом. Собака под крыльцом. Боров в луже. Кролик в корзине. Кот  на крыльце.)

    Например: Я нашла быка, он прятался за домом.

    Я нашла коня, он  прятался за деревом.

    Я нашла собаку, она пряталась под крыльцом.

    Я нашла борова, он лежал в луже.

    Я нашла кролика, он прятался в корзине.

    Я нашла Кота, он  лежал на крыльце.

    Я нашла Козу, она выглядывала из-за забора.

    9. Ситуативная игра « Как спасти животных».

    ( На столе «лес», фигурки диких животных: лисы, волка, мыши, и в  «поле»  фигурки домашних животных: коров, овец, коз. Строительный материал: кирпичики).

    Воспитатель. Дети, посмотрите, домашним животным угрожает опасность, совсем близко от них волк и лиса. Помочь им добежать до деревни мы уже не сможем. Как же помочь животным? Посмотрите вокруг, может вы, придумаете, как защитить домашних животных? (Если дети затрудняются, то воспитатель обращает внимание детей на кирпичики).

    Воспитатель: Правильно, дети, мы должны построить высокий забор вокруг них, чтобы ни волк, ни лиса не смогли к ним проникнуть и съесть их. (Дети из кирпичиков строят  высокий, устойчивый забор, за которым прячутся домашние животные).

    Воспитатель (берет в руки мышь-игрушку): Дети, мы с вами забыли спрятать от диких животных ещё одно домашнее животное: мышь. Дети, правильно я сказала, что мышь – это домашнее животное?

    Воспитатель направляет рассуждения детей, задавая им вопросы. Где живёт мышь? А живёт ли она в доме у человека? Боится ли она человека? Или дружит с ним, как собака? Заботиться ли о ней человек. Приносит ли мышь пользу человеку?

    Воспитатель делает вывод, что хоть мышь и может жить в доме у человека, но она не домашнее, а дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме. Но предлагает сделать доброе дело и спасти маленькую мышку от лисы и волка.

    10. Окончание:

    Коровушка-Бурёнушка: Дети, вы много знаете о домашних животных. А что вам понравилось в деревне? В какие игры мы играли? Спасибо вам большое, за то, что вы спасли домашних животных и маленькую мышь от диких животных. Приезжайте в деревню ещё.

    Дети прощаются с Коровушкой-Бурёнушкой и гостями. Садятся на поезд и уезжают.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"

    Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").

    Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"

    Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированно...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с участием родителей. Тема "Пасха"

    Приоритетная область: Познавательное развитие. Цель:  Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи....

    Конспект непрерывно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) тема: "Волшебница Зима".

    Конспект непрерывно образовательной деятельностиОбразовательная область -речевое развитиеинновационные технологии: игровые, информационно-коммуникативные....