Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Гончарова Галина Владимировна

    Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Цель: Активизировать словарный запас детей по теме "Домашние птицы".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_na_babushkinom_dvore_goncharova.docx36.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  детский сад №17 компенсирующего вида  Калининского района г. Санкт- Петербурга

    КОНСПЕКТ

    НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

    ТЕМА: «На бабушкином дворе»

             («Домашние птицы»).

    Образовательная область: «Речевое развитие».

    Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

    Подготовила и провела:

     воспитатель высшей квалификационной категории

    Гончарова Галина Владимировна

    Г. Санкт-Петербург

    2018 год.

    Цель:

    -активизировать словарный запас детей по теме «Домашние птицы».

    Задачи:

    Образовательные:

    - активизировать словарь по теме «Домашние птицы» (домашние птицы: курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, утка, селезень, утенок, птичница, птичий двор, ухаживать, водоплавающие, яйцо, перья);

    -формировать у детей знания и представления о домашних птицах, цикле их развития и среде обитания;

    - совершенствовать навык составления предложений и коротких рассказов;

    - формировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных;

    - совершенствовать звуковую культуру речи.

    Развивающие:

    - развивать связную речь, речевой слух, мышление, зрительное внимание и восприятие, память;

    - формировать умение детей анализировать, делать выводы;

    -развивать координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    - воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;

    - воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности;

    -воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников;

    - выполнять поставленную задачу;

    - выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

    Приоритетная область:

    -Речевое развитие.

                           Интеграция образовательных областей:

    -познавательное развитие,

    - социально – коммуникативное развитие,

    - художественно – эстетическое развитие,

    -физическое развитие.

                                               Оборудование:

    Плетеное гнездо для наседки; фигурка курочки-наседки; цветные перышки; плоскостные изображения домашних птиц и яиц; панно «Пруд»; плоскостной птичий домик; для модели плоскостного птичьего двора: солнышко, дом птичницы, деревья, птичий дом, забор; для проведения опыта: фартуки, нарукавники, емкость с маслом, салфетки, влажные салфетки, перья: гусиные, куриные, индюшачьи.

    Предварительная работа:

    Беседа с детьми о домашних птицах, чтение детской художественной литературы, отгадывание загадок, подбор игр, разучивание игр, упражнений по теме «Домашние птицы»

                                     Ход непрерывной образовательной деятельности.

    1. Организационный момент.

    Воспитатель:

    - Дети, посмотрите,  как много гостей к нам сегодня пришло! Давайте поздороваемся!

    «С добрым утром! С новым днём!

     С новым солнцем за окном!

     Утро доброе встречай!

     День хороший начинай!»

    Дети здороваются и встают полукругом вокруг воспитателя.

    -Дети, кто из вас был в деревне?

    -А кто из вас был на птичьем дворе?

    - Дети, а кто из вас знает, кто живёт на птичьем дворе?

    +Куры, гуси, утки….и т.д.

    -А как, одним словом можно назвать этих птиц?

    +Домашние птицы.

    -Почему все эти птицы называются домашними?

    +Они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.

    -Могут они жить самостоятельно, без помощи человека?

    +Нет.

    - Дети, а вам хочется  побывать на птичьем дворе?

    +Да.

    - Тогда отправляемся в деревню. Посмотрите, у меня есть красивые, цветные пёрышки. Пёрышки эти не простые, а волшебные.

    «Стоит на них подуть

    И они укажут путь,

    В какую сторону пойти,

    Чтоб деревню нам найти».

    Воспитатель раздает детям цветные перышки.

    - Для того, чтобы перышко хорошо летело и правильно указало нам путь, сначала сделайте вдох, а на выдохе дуйте на своё перышко.

    Дети дружно дуют на свои пёрышки.

    (В это время воспитатель надевает косынку и фартук)

                                                  2.Упражнение «Чьё яйцо?».

    -Дети, волшебное перышко не только привело нас в деревню, но и превратило меня в бабушку Арину – хозяйку птичьего двора.

    -А кто знает, как другим словом, можно меня ещё назвать?

    +Птичница.

    - Правильно, я хозяйка птичьего двора или птичница.

    -Дети, посмотрите, в тихом укромном месте, наседка в гнезде. Интересно, что там происходит? Давайте, тихо подойдем и всё рассмотрим.

    -Кто это?

    +Курица.

    - А почему я назвала её наседкой?

    +Она высиживает птенцов в гнезде.

    - Дети, посмотрите,  гнездо птицы выложено перышками. В нем четыре яйца и все разные по размеру, а некоторые и по цвету. Как вы думаете, почему?

    +Это яйца разных птиц.

    - Правильно, дети, я положила наседке в гнездо по одному яйцу курицы, индюшки, утки и гусыни.

    - Это яйцо курицы. Как его можно назвать иначе?

    +Куриное яйцо.

    -Это яйцо индюшки. Яйцо индюшки - индюшачье яйцо. Я вас просто знакомлю с этим словом, но оно трудное для вас и пока мы будем называть: яйцо индюшки.

    -Это яйцо утки. Или ?

    +Утиное яйцо.

    -Это яйцо гусыни. Как его можно назвать иначе?

    +Гусиное яйцо.

    - Правильно.

    - Дети, а сейчас подойдите к магнитной доске и сядьте на стулья. (Дети садятся на стулья, расставленные около магнитной доски.)

                           3.Игра «Что сначала, что потом»  (цикл развития домашних птиц).

    -А сейчас выложите цепочки развития домашних птиц. Выкладывая цепочку , рассказывайте, что было сначала, что потом. Будем начинать с яйца. Например:

    - Сначала было индюшачье яйцо. Из яйца вылупился индюшонок. Индюшонок вырос и стал индюшкой или индюком.

    Дети составляют цепочку развития курицы.

    +Сначала было куриное яйцо. Из него вылупился цыплёнок. Он вырос и стал курицей или петухом.

    Дети составляют цепочку развития утки.

    +Сначала было утиное яйцо.  Из яйца вылупился утенок. Утенок  вырос и стал уткой или селезнем.

    Дети составляют цепочку развития гусыни.

    +: Сначала было гусиное яйцо. Из него вылупился гусенок.  Он вырос и стал гусыней или гусем.

    - Молодцы дети.

    4. Игра «Назови семью».

    Убираю в каждой цепочке яйцо.

    - Дети посмотрите, что у нас получилось в каждой цепочке.

    + Семья.

    -Перечисли, пожалуйста, семью в первой цепочке.

    + Индюшонок, индюшка, индюк.

    - Семья во второй цепочке.

    +Цыпленок, курица, петух.

    - Назови семью в третьей цепочке.

    +Утёнок, утка, селезень.

    - Назови семью  четвертой цепочки.

    + Гусёнок, гусыня, гусь.

    - Молодцы!

    5.Физкультурная минутка «Уточки»

    Координация слова с движением.

    Мы уточки, мы уточки,

    Мы топаем по улочке,

    Шагаем вперевалочку,

    И крякаем считалочку:

    Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

    Что нам реки и моря,

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Нас водой не испугать!

    Нет! Кря – кря!

    Дети идут за воспитателем по кругу.

    Топают ногами.

    Дети идут «вперевалочку».

    Продолжают идти «вперевалочку».

    Идут и «крякают».

    Разводят руки в стороны.

    Считают, продолжая движение.

    Подпрыгивают на месте,

    Хлопок в ладоши над головой.

    6.Игра «Кто, где обитает».

    -Дети,  поместите домашних птиц, которые большую часть своей жизни проводят в воде на пруд, а тех, которые не умеют плавать на птичий двор.

    Дети прикрепляют домашних птиц в привычную для них среду обитания.

    + Утка плавает в пруду.

    +Курица живет на птичьем дворе.

    И т.д.

    -Вы выполнили моё задание правильно.

    -Как одним словом называют домашних птиц, которые умеют плавать

    +Водоплавающие.

    -Правильно.

    А теперь, давайте, перейдем к столу  опытов и узнаем, почему же одни птицы могут плавать, а другие нет.

                                  7. Опыт: «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»

    Дети помогают друг другу надеть фартуки и нарукавники.

    На столе таз с водой, емкости с растительным маслом и перья: гусиные, куриные, перья индюшки  и утиные. Перья разложены по видам.

    -Дети, мы с вами уже говорили о том, что водоплавающим птицам помогают плавать перепонки на лапах. Перепончатыми лапами водоплавающие птицы гребут в воде, как веслами. Но есть еще одно очень важное отличие водоплавающих птиц от остальных. Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, весь день в воде? Давайте разберемся. Давайте, опустим руку в воду, сразу же вынем ее и встряхнем. Какая у вас рука?

    +Мокрая.

    -А теперь вытрите насухо руку салфеткой и немного смажьте маслом. Снова опустите руку в воду и снова встряхните ее. Что вы видите?

    +Вода капельками слетает с руки.

    +Рука сухая.

    (дети вытирают руки салфеткой).

    А теперь попробуем объяснить, почему водоплавающие птицы не намокают в воде.

    -Дети, вы слышали поговорки «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»?

    -Очень хорошо, давайте докажем их правильность. Итак, существует поговорка «В воде искупался, а сух остался», Версия: Перья водоплавающих птиц не намокают в воде. Давайте проверим. По очереди опустите перья: гусиные и утиные в воду и постарайтесь их намочить. Выньте перья и немного их стряхните.  Положите их на салфетку.

    А теперь, тоже по очереди, намочите куриные перья  и  перья индюшки. Встряхните. Положите на другую салфетку.

    - А теперь давайте их рассмотрим и сделаем вывод.

    Вывод:

    + Гусиные и утиные перья сухие или с маленькими капельками. Они смазаны жиром. А смазывают они их жиром копчиковой железы. Поговорка правильная.

    +Куриные перья и перья индюшки намокли, все слиплись, стали похожи на полоски, с них течет вода. Не даром  -  говорят  «Как мокрая курица».

    Вывод воспитателя: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлены к ней. Водоплавающие птицы, приспособлены жить в воде, а другие только на суше.

                                                           

                                                                     8. Итог.

    -Бабушка Арина благодарит детей. А сейчас, вам пора возвращаться домой в детский сад. А помогут вам в этом ваши волшебные цветные перышки. Они укажут вам дорогу домой.

    Дети дуют на перышки.

    (Воспитатель снимает косынку и фартук).

    - Ну вот, мы и дома и я снова превратилась в воспитателя.

    Дети, где мы сегодня с вами были

    +В деревне, на птичьем дворе.

    - Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

    - Какие задания показались трудными?

    - Сегодня вы хорошо работали, старались, спасибо вам большое.

    Дети прощаются с гостями.

    «С добрым утром! С новым днём!

     С новым солнцем за окном!

     Утро доброе встречай!

     День хороший начинай!»

    «Стоит на них подуть

    И они укажут путь,

    В какую сторону пойти,

    Чтоб деревню нам найти».

    5.Физкультурная минутка «Уточки»

    Координация слова с движением.

    Мы уточки, мы уточки,

    Мы топаем по улочке,

    Шагаем вперевалочку,

    И крякаем считалочку:

    Кря-кря-кря, кря-кря-кря.

    Что нам реки и моря,

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Нас водой не испугать!

    Нет! Кря – кря!

    Дети идут за воспитателем по кругу.

    Топают ногами.

    Дети идут «вперевалочку».

    Продолжают идти «вперевалочку».

    Идут и «крякают».

    Разводят руки в стороны.

    Считают, продолжая движение.

    Подпрыгивают на месте,

    Хлопок в ладоши над головой.

                                  7. Опыт: «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»

    Дети помогают друг другу надеть фартуки и нарукавники.

    На столе таз с водой, емкости с растительным маслом и перья: гусиные, куриные, перья индюшки  и утиные. Перья разложены по видам.

    -Дети, мы с вами уже говорили о том, что водоплавающим птицам помогают плавать перепонки на лапах. Перепончатыми лапами водоплавающие птицы гребут в воде, как веслами. Но есть еще одно очень важное отличие водоплавающих птиц от остальных. Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, весь день в воде? Давайте разберемся. Давайте, опустим руку в воду, сразу же вынем ее и встряхнем. Какая у вас рука?

    +Мокрая.

    -А теперь вытрите насухо руку салфеткой и немного смажьте маслом. Снова опустите руку в воду и снова встряхните ее. Что вы видите?

    +Вода капельками слетает с руки.

    +Рука сухая.

    (дети вытирают руки салфеткой).

    А теперь попробуем объяснить, почему водоплавающие птицы не намокают в воде.

    -Дети, вы слышали поговорки «В воде искупался, а сух остался» и «Мокрая, как курица»?

    -Очень хорошо, давайте докажем их правильность. Итак, существует поговорка «В воде искупался, а сух остался», Версия: Перья водоплавающих птиц не намокают в воде. Давайте проверим. По очереди опустите перья: гусиные и утиные в воду и постарайтесь их намочить. Выньте перья и немного их стряхните.  Положите их на салфетку.

    А теперь, тоже по очереди, намочите куриные перья  и  перья индюшки. Встряхните. Положите на другую салфетку.

    - А теперь давайте их рассмотрим и сделаем вывод.

    Вывод:

    + Гусиные и утиные перья сухие или с маленькими капельками. Они смазаны жиром. А смазывают они их жиром копчиковой железы. Поговорка правильная.

    +Куриные перья и перья индюшки намокли, все слиплись, стали похожи на полоски, с них течет вода. Не даром  -  говорят  «Как мокрая курица».

    Вывод воспитателя: Каждое живое существо имеет свою среду обитания и приспособлены к ней. Водоплавающие птицы, приспособлены жить в воде, а другие только на суше.

                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"

    Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"

    Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"

    Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированно...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с участием родителей. Тема "Пасха"

    Приоритетная область: Познавательное развитие. Цель:  Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи....

    Конспект непрерывно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) тема: "Волшебница Зима".

    Конспект непрерывно образовательной деятельностиОбразовательная область -речевое развитиеинновационные технологии: игровые, информационно-коммуникативные....