Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "В поисках весны"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Гришина Ирина Владимировна

Образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskah_vesny_dubl_2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 компенсирующего вида

Калининского района Санкт - Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей старшей группы

с ограниченными возможностями здоровья

(с тяжёлыми нарушениями речи)

«В поисках весны»

                                                                       

                                                                       

                                                                       

Воспитатель: Гришина Ирина Владимировна

г. Санкт-Петербур

Задачи:

  1. Уточнять и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Активизировать словарь по теме «Весна».
  3. Продолжать  формировать умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом, правильно строить предложение.
  4. Развивать связную речь, эмоциональную выразительность речи.
  5. Совершенствовать умение связно и последовательно составлять рассказ о весне с опорой на мнемотаблицу.
  6. Закреплять умение подбирать слова-признаки к существительному, согласовывать существительное с прилагательным.
  7. Упражнять в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  8. Упражнять в  употреблении существительных в родительном падеже множественном числе.
  9. Совершенствовать умение понимать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции.
  10.  Закреплять умение образовывать существительные  множественного числа.
  11.  Совершенствовать навыки математических представлений (счёт в пределах 10), согласование существительного с числительным.
  12.  Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
  13.  Развивать мелкую моторику.
  14.  Воспитывать бережное отношение к природе.
  15.  Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  16.  Воспитывать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Оборудование: Мягкая игрушка заяц, изображение солнышка, дерева, цветы подснежники из бумаги, гнездышко с птицей, игрушка ёжик, кубик с цифрами, кубик с изображением насекомых.

Ход совместной деятельности:

Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга. Вставайте в круг, беритесь за руки.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Вот мы друг друга и поприветствовали, подарили друг другу хорошее настроение. Теперь я вас попрошу присесть на стульчики.

Слушайте внимательно мою загадку

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

После  какого времени года наступает весна? ( Весна наступает после зимы.)

Какое время года будет после весны? ( После весны наступит лето.)

Назовите весенние месяцы.

 

Вдруг за дверью раздаётся стук.

Ой, ребята, мне показалось или вы тоже что-то слышали. Пойду–ка  я посмотрю. ( Взять за дверью игрушку зайчика и внести в группу.)

Дети, посмотрите кто это?

Правильно это зайчик. Зайчик чем – то обеспокоен. (Воспитатель подносит зайчика к уху.)

Ребята, зайчик говорит, что он прискакал к нам из леса. Здесь в городе у нас уже весна, а в лесу, где он живёт ещё морозно и холодно. Зайчик просит вас помочь ему позвать  весну в лес. Поможем Зайчику?

Зайчик, а как мы попадём в лес? ( Воспитатель подносит зайчика к уху.)

Ребята, подходите все ко мне, зайчик сказал, чтобы оказаться  в лесу надо произнести волшебные слова. Закрывайте глазки и повторяйте за мной:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем зайке помогать.

Весну в лес мы будем звать.

Открывайте глазки, вот мы с вами и в лесу. Чтобы весну в лес позвать, надо многое знать и задания уметь выполнять. Ну, что вы готовы?

Ребята, подойдите и посмотрите (подходят к ковролину, на котором расположено солнышко без лучиков).

 Что случилось с солнышком, у него совсем нет лучиков. Наступит ли весна, если солнышко не будет светить и пригревать? Солнышко-главный помощник у весны. Давайте солнышку подарим лучики.

Игра «Назови, какое солнышко». Ребята, надо придумать красивые слова про солнышко. Сказать какое солнышко. За каждое красивое слово у солнышка появится лучик. Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе, нежное, весёлое, тёплое, радостное, блестящее, горячее…

Молодцы, ребята, посмотрите, какое весёлое стало наше солнышко. Теперь оно  будет греть и припекать, и в лесу быстрее наступит весна.

Ребята, идём дальше. Зайчик, показывай дорогу. Ой, смотрите дерево. Но на нём совсем нет листочков. (Подходим к ковролину, на котором расположено дерево). Давайте подарим дереву листочки.

Игра «Один – много» (за каждый правильный ответ прикрепляем к дереву листочки). Слова: ствол, ветка, лист, корень, почка, жёлудь, плод.

Молодцы, ребята, смотрите, как зазеленело дерево.

Идём дальше. Смотрите, а вот на полянке появились проталинки (подходим к ковру, на котором размещены проталинки с подснежниками).

Что такое проталина? (Это место, где стаял снег, и появилась земля.) 

Что растёт на проталинках? (На проталинках растут подснежники.) Правильно, это цветы первоцветы. Какие первоцветы вы ещё знаете?

( Ответы детей).

Ребята, подснежники срывать нельзя, давайте ими полюбуемся.

Игра «Четвёртый лишний».

- Подснежник, лесная фиалка, берёза, ландыш

- Дуб, медуница, тополь, осина

- Роза, прострел, подснежник, мать- и- мачеха

- Черника, земляника, кислица, клюква 

Ребята, пойдёмте дальше. Смотрите, Зайчик показывает нам гнездо, но птички в нём нет. Видимо птичка ещё не вернулась из тёплых стран.

Вспомните, пожалуйста, какая птица прилетает первой. (Грач)

А каких ещё перелётных птиц вы знаете? Что делают птички, когда возвращаются из тёплых стран? (Вьют гнёзда и выводят птенцов).

Смотрите, ребята, птичка прилетела. Давайте поиграем с птичкой.

Игра « Птичка в гнёздышке». Птичка сейчас будет летать, а вы будете говорить, где птичка. ( Птичка в гнезде; птичка около гнезда; птичка над гнездом, птичка перед гнездом, птичка за гнездом.)

Молодцы, справились и с этим заданием.

А сейчас немного отдохнём.

Речь с движением « Веснянка».

Солнышко, солнышко                   Идут по кругу, взявшись за руки

Золотое донышко

                           

Гори, гори ясно,                             По очереди протягивают руки вперёд

Чтобы не погасло.                          Разводят руки в стороны

Побежал в саду ручей,                   Волнообразные движения руками,                       

                                                         Вытянутыми вперёд

Прилетели сто грачей.                   «Летят»  по кругу

А сугробы тают, тают,                   Медленно приседают

А цветочки подрастают.                Тянутся на носках, руки вверх

Зайчик предлагает нам пойти дальше. Смотрите, что это? ( Это чья-то домик.)

А в домике кто? ( В домике  ёжик.)

Зайчик говорит, что ёжик ещё спит.

Ребята, а что весной происходит с животными?

Медведь и ёж пробуждаются от зимнего сна. Заяц и белочка меняют цвет своей шубки. У животных весной рождаются детёныши.

Чтобы ёжик проснулся, нам вместе с Зайчиком надо поскорее выполнить следующее задание.

Игра «Чьи детишки». Ребята вы должны вспомнить и назвать детёнышей диких животных. ( Игра проводится с мячом).

Ребята, смотрите, ёжик проснулся.

 А нам зайчик предлагает пойти дальше.

Что весной происходит с насекомыми? (Насекомые выходят из своих укрытий.) Какое насекомое появляется первым?

Чтобы здесь на лесной полянке появились насекомые, нам надо выполнить следующее задание.

Игра «Сосчитай». Ребята, вы будете бросать кубики. На гранях одного кубика-цифры, у другого кубика-картинки с насекомыми. Вам нужно будет бросить сначала кубик с цифрами, а затем кубик с насекомыми. Вы должны составить предложение. Например: У меня  пять бабочек.

Какие вы молодцы и с этим заданием справились.

Сейчас мы ещё раз  вспомним, какие же изменения происходят в природе весной. Составим небольшой рассказ о весне по картинкам.

«Наступила весна. Солнышко светит ярче. На деревьях распускаются листочки. Снег тает, и на проталинах появляются подснежники. Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран. Они вьют гнёзда и выводят птенцов. Животные медведь и ёж пробуждаются от зимней спячки, заяц меняет шубку. Весной у животных рождаются детёныши. Появляются первые насекомые».

Ребята, посмотрите, как рад зайчик. Теперь и в лес пришла весна. Зайчик говорит вам спасибо, в благодарность за помощь он приготовил вам угощение. Нам пора возвращаться в детский сад.

Подходите ко мне, закрывайте глазки и повторяйте за мной

 Раз, два, три, четыре, пять

 В наш любимый детский сад

 Возвращаемся опять.

Вот ребята мы снова оказались в нашей группе. Где же мы с вами сегодня побывали? Кого повстречали? Что делали? А что вам больше всего понравилось, запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"

Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Одежда"

Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "Одежда" с внедрением элементов технологии ТРИЗОбразовательная область "Речевое развитие"...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

Приоритетная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическ...