Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья ( с тяжёлыми нарушениями речи) "Зимние напевы"
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

    нетрадиционная техника рисования-набрызг

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zimnie_napevy.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17

    Калининского района г. Санкт-Петербурга

    КОНСПЕКТ

    НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

    «ЗИМНИЕ НАПЕВЫ»

    Воспитатель:

    Комолова

    Людмила Ивановна

    г. Санкт-Петербург

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

    • «Социально-коммуникативное развитие»
    • «Речевое развитие»
    • «Познавательное развитие»
    • «Художественно-эстетическое развитие»
    • «Физическое развитие»

    1. ЗАДАЧИ:
    • Расширение лексического запаса по теме «Зима» (знание детей о зимних изменениях в природе)
    • Развитие умения подбирать действия и признаки
    • Развитие связной речи, повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.
    • Развитие общей моторики
    • Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего  пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
    • Помочь чувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
    • Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
    • Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».
    • Обогащать  речь  детей  эмоционально  окрашенной  лексикой, эстетическими терминами.

    1. МАТЕРИАЛЫ:
    • Репродукции  с  зимними  пейзажами
    • Альбомный  лист  с  готовым  фоном
    • Набор  гуашевых  красок
    • Кисть
    • Стаканчик  с  водой
    • Зубная  щетка
    • Карандаш  (палочка)
    • Салфетка
    • Фартук

    Использование электронных образовательных ресурсов:

    Ридерс Дайджест СD « А. Вивальди «Времена  года»»

    Музыкальное сопровождение к книге Т.С. Овчинникова  MP3  «Подвижные игры, физминутки  и  общеразвивающие упражнения  с  речью  и   музыкой» (популярная логопедия)

    ХОД  СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    Предварительная  работа: наблюдение  за  зимней  природой  во  время  прогулок, чтение  и  разучивание  стихов  о  зиме, рассматривание  репродукций  картин, иллюстраций  о  зиме, прослушивание  музыкальных  произведений  на  зимнюю  тему, беседа  с  детьми  на  тему: «Какого  цвета  зима?», подготовка  фона  для  предстоящей  работы  на  предварительном  занятии.

    Педагог  начинает  занятие  с  чтения  стихотворения  А.С. Пушкина «Волшебница – Зима». Во время чтения звучит отрывок из А. Вивальди (концерт «Зима» 2 часть).

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идет волшебница – зима.

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг  холмов;

    Брега с недвижною рекою

    Сравняла пухлой пеленою;

    Блеснул мороз. И рады мы

    Проказам матушки – зимы.

    Педагог: Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение о зиме. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас  представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях.

    Дети: В поле (в парке, лесу, на снежной дороге)

    Педагог: Что-то холодом повеяло…  Да это же промчалась Зимушка – Зима. Хотите полететь вслед за ней?

    Дети: Да, хотим.

    Педагог: А для этого нужно надеть шапки – невидимки и сказать волшебные слова:

    Тары-бары, растабары

    Елки – палки, каламбей,

    Шуры – муры, шары – вары,

    Самба – мамба, милки – вэй.

    Дети изображают, как они надевают шапки – невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей – Зимой в ее снежное царство.

    В это время педагог ставит на  мольберт  репродукцию картины с зимним пейзажем.

    Педагог: Вот мы и в гостях у Зимушки – зимы. Снимите свои шапки – невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише – тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон (звучит отрывок из пьесы П. Чайковского «На тройке»).

    Педагог: Подумайте  и скажите, у кого в царстве волшебницы – Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок. Который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит все яснее и как будто опускается на землю?

    Дети: У снежинок.

    Педагог: Снежинки – слуги Зимушки – Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь  друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.

      Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима», 1-ая часть) педагог читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя  Г. Скребицкого  о волшебстве зимы:

    «…Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

       Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит…

       Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».

       Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела…

       А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

       И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…

       Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!...»

    Педагог: Вот  какую  чудесную  картину  нарисовала  Зимушка – Зима.  А теперь  давайте  погуляем  по  зимнему  лесу.

    РЕЧЬ  С  ДВИЖЕНИЕМ

    «Зимний лес»

    Мы пришли в зимний лес                                                      Ходьба на месте

    Сколько здесь  вокруг чудес!                                                Разводят руки в стороны.

    Справа березка в шубке стоит,                                             Руку отводят в указанную

    Слева елка на нас глядит.                                                      Сторону и смотрят.

    Снежинки в небе кружатся,                                                   Отводят руку и прослеживают взглядом.

    На землю красиво ложатся.                                                  Движение «фонарики» и смотрят вверх.

    Вот и зайка проскакал,                                                           Кружась, приседают.

    От лисы он убежал.                                                                 Прыжки.

    В лесу красота и покой,                                                          Разводят руки в стороны.

    А нам пора уже домой.                                                          Садятся на свои места.

    Педагог: Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку – зимний пейзаж. Фон у нас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато – сиреневые цвета, особенно в морозный денек перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками.

    Первый снег

    Зимним холодом пахнуло

    На поля и на леса,

    Ярким пурпуром зажглися

    Пред закатом небеса…

                                        И. Бунин

    Педагог: Ваша задача  –  подумать какие  деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам. Поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках.)

       После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.

    Педагог: Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.

    Дети: Деревья зимой должны быть покрыты снегом.

    Педагог: А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием:

    Заклинание зимы

    (отрывок)

    …Лягте, мягкие снега,

    На леса и на луга,

    Тропы застелите,

    Ветви опушите…

                        М. Пожарова

    Физкультминутка

    С неба падают снежинки,                                          Дети поднимают руки над головой

    Как на сказочной картинке.                                      И делают движения,

    Будем их ловить руками                                            словно ловят снежинки.

    И покажем дома маме.

    А вокруг лежат сугробы,                                            Потягивания – руки в стороны.

    Снегом замело дороги.

    Не завязнуть в поле чтобы,                                      Ходьба на месте высоко поднимаем выше ноги.                                                      Поднимая колени.

    Вон лисица в поле скачет,                                       Прыжки на месте.

    Словно мягкий рыжий мячик.

    Ну а мы идем, идем                                                 Ходьба на месте.

    И к себе приходим в дом.                                      Дети садятся на места.

    Педагог предлагает изобразить падающий снег способом «набрызгов», при  помощи  зубной   щетки: направив  щетку  на  лист  бумаги, резко провести  по   ней карандашом  (палочкой) по направлению к себе, в этом случае  краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

       После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников «снегом».

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Педагог: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое  очень точно отражает то, что вы нарисовали.

       Педагог читает стихотворение Ф. Тютчева под музыку П. Чайковского (1ая симфония, 2-я часть)

    Чародейкою зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он околдован, -

    Не мертвец и не живой,

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Легкой цепью пуховой…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья ( с тяжёлыми нарушениями речи) "Зимующие птицы"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной группы с использованием упражнения со счётными палочками...