Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Галухина Татьяна Серафимовна

Приоритетная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли.
  2. Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, маховое,  пуховое.
  3. Развивать смекалку, любознательность, коммуникативные качества, память, мышление ,воображение, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.
  4. Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.
  5. Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности.
  6. Продолжать учить детей играть в развивающие игры, соблюдать правила игры.

Образовательные:

  1. Уточнять и расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах.
  2. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

 

Воспитательные:

1.Продолжать воспитывать  у детей интерес  и желание заботиться о птицах, стремление  беречь их.

2. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

3.Воспитываем любовь к природе.

4.Воспитываем умение внимательно слушать педагога и своих сверстников.

5.Выполнять поставленную задачу до конца.

Приоритетная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, бумага формат А4  на каждого ребенка, веер, перья птиц (маховые и пуховые), лупы ,подносы, схемы строения пера, стаканчики, растительное масло, покрашенное в черный цвет, картинки с изображением птиц попавших в беду.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, чтение художественной литературы о птицах, художественное творчество (лепка , аппликация, ручной труд). Дидактические игры «Назови птицу», «Четвертый лишний», «Зимующие и перелетные птицы». Разучивание стихов , отгадывание загадок о птицах. Пальчиковая гимнастика «Прилетайте, птички», «Кормушка».

             Ход непосредственной образовательной деятельности.

Под птичий щебет дети заходят в группу.

В. Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: «Доброе утро».

Дети садятся на стульчики.

В. Дети. Что за голоса вы слышите? (Это поют птицы).

В. Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Пришла весна, и к нам возвратились птицы из далеких южных стран. Но не все птицы улетели, многие зимовали с нами.

У нас на столе  лежат картинки с изображением птиц, нужно выбрать птиц, которые  зимуют   и прикрепить на дерево со снежинкой и перелетных птиц на дерево с солнышко. Д ля этого нужно разделиться на две команды.

В. Как можно всех этих птиц  назвать  одним словом? (Зимующие и перелетные).

В. Почему зимующие птицы не улетают? (Потому что и зимой у них есть, чем питаться:  семена растений, остатки пищи людей, разные зерна).

В. Назовите птиц, которые улетают осенью?  Почему они не остаются зимовать? (Исчезают насекомые, которыми они питаются).

В. Расскажите, какие птицы прилетают первыми? ( Грачи).

В. Дети, посмотрите назовите какие общие признаки у всех птиц?(У них есть перья, клюв, крылья).

В. А чем  отличаются? (Оперением, величиной клюва, лап).

Ребята, за мольбертом спрятаны еще птицы, хотите узнать какие?

Тогда подходите к мольберту, вставайте поудобнее . Но эти птицы спрятались, чтобы увидеть птицу я вам буду называть особенности птицы в двух словах, а вы образуете  новое сложное слово и назовете птицу, тогда птица и покажется.

Речевая игра « Скажи  одним словом».

У этой птицы желтая грудка---желтогрудая синица.

У этой птицы черные крылья--- чернокрылая ворона.

У этой птицы красная грудка--- красногрудый снегирь.

У этой птицы белый бок---- белобокая сорока, длинный хвост---длиннохвостая сорока…….

В. Молодцы, ребята.

Физкультурная пауза.

В. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы. Представили. Называем текст и выполняем движения в соответствии с текстом.

Вот на ветках посмотри , сказочные птицы

Распустили перышки, греются на солнышке.

Головою вертят, улететь хотят.

Улетели, полетели, полетели за метелью.

Улетели птицы (открыли глаза).

В. Сказочные птицы  улетели, а на память нам оставили перышко.

Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?

А что помогает  птицам летать?

Давайте посмотрим, как крылья помогают птицам летать?

У нас на столе лежат листы бумаги. Одни листы мы оставим ровными , а другие скомкаем и превратим в шарик.

Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему?

Давай проверим.

Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист- медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может летать.

Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

В. Ребята, а сейчас мы пройдем в наш центр науки и будем  узнавать как устроено перо.  

Садитесь, пожалуйста за столы, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,

Головой повертела

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Перышки встряхнула,

Быстро упорхнула.

Опыты с пером.

Потрогайте перо, какое оно?

Отличаются перья чем- то друг от друга?

Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно?  (плотное, жесткое, большое). Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое?  Дети кладут перо на руку, на другую- камень. Делают вывод- легкое.

Подбросьте  перо. Что вы видите?  (Падает  медленно,  плавно кружась).

А за счет чего оно легкое? Давайте отрежем край у пера - видим пустоту. Можно вставить проволочку, проверить пустоту. Вот почему оно легкое –стержень пустой.

Помашите пером, что вы ощущаете ? (Воздух).

Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Давайте посмотрим перо через лупу. (На бороздках пера  есть  выступы крючочки ,  которые  соединяясь,  застегивают поверхность пера.  А если они расщепляются, то птица клювом соединяет их.

(Схема пера).

Какое  это перо? (Маховое).

А  какие перья лежат у вас еще? ( Пуховое - маленькое, пушистое,  тоненькое. волоски не сцеплены ,стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке- мягкое, пушистое).

Зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла).

Где  оно находится? (На туловище, голове, крыльях, лапах).

А как вы думаете, почему у  водоплавающих   перья не намокают? (У них есть специальная  железа  и птицы клювом сами смазывают перья.

Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов,  рек, морей нефтью. Нефть- это  вязкое, густое, черное горючее. Его перевозят набольших кораблях в емкостях и случаются аварии, и нефть разливается по поверхности воды . (Они могут погибнуть).

(Картинки).

Почему птицы могут погибнуть ? ( Потому  что птицы , попавшие в нефтяное пятно  загрязняют себе перья. Они слипаются и теряют способность отталкивать воду, воздух не поступает. Птицы погибают.

Проведем эксперимент.

Разливаем нефть в емкость  с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо).

Что произошло  с пером? (Перо стало тяжелое, грязное, волоски слиплись).

Что бы птицы не попадали в такую ситуацию . Что мы должны делать? ( Надо беречь природу).

Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

Что было трудного?  Вы довольны своей работой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Организация логопедической работы с использованием наглядного пособия «Замок звуков и букв».


Методическая разработка «Организация логопедической работы с использованием наглядного пособия «Замок звуков и букв»

В настоящее время в дошкольном образовании все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. У многих детей, имеющих речевые нарушения, фонематический слух недостаточно сформирован, что может привести к трудностям при определении первого и последнего звука в слове, при различении близких по артикуляции фонем, а в дальнейшем и при обучении чтению и письму.

В связи с этим было разработано учебно-наглядное пособие в виде трехмерного макета замка, на который с помощью магнитов крепятся буквы русского языка. К замку прилагаются фигурки принца и принцессы с магнитами, на которые ребенок также сможет прикрепить буквы.

Цель пособия:

- формировать у детей интерес к звуковой стороне слова, стимулировать их к изучению и запоминанию основных характеристик звуков русского языка. Задачи пособия:

- обучать различению звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков;

- формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать фонематическое внимание, восприятие, память, зрительный праксис;

- предупреждать развитие фонетической и оптической дисграфии.

Виды работ с использованием макета замка:

Используя макет, можно работать как индивидуально, так и фронтально.

Ребенок может:

- показать, на какой звук началось или закончилось произнесенное логопедом слово, выбрав нужную букву;

- показать из каких звуков состоит слово, последовательно выбрав буквы на замке;

- определить, какими звуками различаются слова в цепочке (например, коза, коса, коса, коса; дочка, дочка, точка, дочка).

- составить слоги с заданными звуками, используя фигурки принца и принцессы.

Примеры фронтальных игр с использованием макета.

1. Дидактическая игра «Найди пару»

Детям раздаются картинки с изображениями на какой-либо парный согласный звук (например, пальма, фонтан, шишки, коза, забор, турист, комета, зебра, гитарист, фен, тигр, бегемот).

Логопед читает двустишия. Ребенок, услышав свое слово, подходит к доске, где расположены парные картинки, и берет подходящую картинку в соответствии с услышанным текстом.

Звуки [п] - [б]

Подарили пальму нам, на ней вырастет банан.

Звуки [в]- [ф]

В фонтане водичка блестела, ворона попить прилетела.

Звуки [ш]- [ж]

Растут на елке шишки, жираф дружил с мартышкой.

Звуки [к]- [г]

Стоит коза, выпучила глаза.

Звуки [з]- [с]

За забором конура, собака лает там с утра.

Звуки [т]- [д]

Турист отдохнуть захотел, под дубом зеленым он сел.

Звуки [з‘] -[с‘]

Зебра гуляла, сено жевала.

Звуки [к’]- [г’]

Начал гитарист игру, песню спел про кенгуру.

Звуки [в’]- [ф’]

Феном волосы сушили, веник в угол положили.

Звуки [т’]- [д’]

Тигр яростно рычит, дикобраз, как еж, фырчит.

Звуки [п’] - [б’]

Булку бегемот жует, а петух зерно клюет.

Дети делятся на две команды: «Звонкие звуки» и «Глухие звуки». Участники команд помещают картинки на башни замка, определяя первый звук в названии картинки

2. Дидактическая игра «Превращения».

Логопед. Договорите последнее слово в двустишиях:

Жил да был один волшебник.

Он – известный весельчак.

Звуки звонкие в глухие

Превращал он просто так.

Во дворе стояла горка,

А теперь лежит там (корка)

Там, где был красивый дом,

Появился котик (Том).

Две деревянные бочки

Превратились в зеленые (почки)

Здесь сидела тетя Зоя,

А сейчас на лавке (соя).

Пришли в дом гости,

Превратил их в (кости).

Солнца жар

Превратил в воздушный (шар).

Была аккуратная дачка,

А стала для мусора (тачка).

Где была от дерева кора

Выросла высокая (гора)

У Катюши выпал зуб,

Превратился сразу в (суп).

Опыт использования данного пособия с сентября 2016 г. демонстрирует, что процесс запоминания и определения основных характеристик звуков русского языка, различения согласных звуков по звонкости/глухости, твердости/мягкости происходит намного легче и быстрее. Макет замка также может быть использован воспитателями на уроках обучения грамоте.

Литература

1. Гриненко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М., 2002.

2. Котова Е. Ехал Грека через реку. Речевые упражнения. ООО «Феникс» г. Ростов-на -Дону, 2013.

3. Фадеева Ю. А. Парные глухие и звонкие согласные звуки //Логопед. 2012.№9 с. 50-52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по теме «Домашние птицы». «Курочка – хохлатка»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.Коррекционно – образовательные задачи:образовывать и употреблять существительные с суффиксом – онок);согласовывать им...