Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Гончарова Галина Владимировна

    Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Цель: Активизировать словарный запас детей по теме "Насекомые".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nasekomye_goncharova.docx33.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  детский сад №17 компенсирующего вида  Калининского района г. Санкт- Петербурга

    КОНСПЕКТ

    НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

    ТЕМА: «Насекомые».

    Образовательная область: «Речевое развитие».

    Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

    Подготовила и провела:

     воспитатель высшей квалификационной категории

    Гончарова Галина Владимировна

    Г. Санкт-Петербург

    2018 год.

    Цель:

    -активизировать словарный запас детей по теме «насекомые».

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать умение понимать и отгадывать загадки;

    -формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых;

    - формировать умение детей в подборе слов-антонимов;

    - совершенствовать навык составления предложений.

    - совершенствовать звуковую культуру речи.

    Развивающие:

    -совершенствовать навыки счета, умение согласовывать числительные с существительным в роде, числе и падеже;

    -активизировать словарь по теме «Насекомые»;;

    - развивать связную речь, речевой слух, мышление, зрительное внимание и восприятие;

    - формировать четкую артикуляцию звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности;

    -развивать координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    - воспитывать любовь к природе;

    -воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников;

    - выполнять поставленную задачу;

    - выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

    Приоритетная область:

    -Речевое развитие.

     Интеграция образовательных областей:

    -познавательное развитие,

    - социально – коммуникативное развитие,

    - художественно – эстетическое развитие,

    -физическое развитие.

                                               Оборудование:

    Картинки с изображением насекомых; карточки с изображением схемы насекомого и паука; мяч; подбор картинок для игры «Четвертый лишний»;  Карточки для игры «Сосчитай-ка»;  карточка-игра «Часть – целое».

    Предварительная работа:

    Беседа с детьми о признаках и приметах весны, беседа о насекомых, разучивание игр, упражнений, подбор игр.

                                     Ход непрерывной образовательной деятельности.

    1. Отгадывание загадок.

    Воспитатель:

    - Дети, посмотрите,  как много гостей к нам сегодня пришло! Давайте поздороваемся!

    «Доброе утро всем, кто проснулся,

     Доброе утро, кто улыбнулся,

     Глазки откройте и посмотрите,

     Мы всех вас любим,  и вы нас любите!»

    Дети здороваются и присаживаются по местам.

    -Ребята,  я вам сейчас загадаю загадки. Слушайте внимательно. Вам надо отгадать загадку и объяснить по каким признакам вы догадались, о ком идет речь. Если вы правильно отгадаете загадку, то я прикреплю к доске картинку с изображением данного обитателя нашей планеты.

    «Летит, пищит.

    Ножки длинные тащит.

    Случай не упустит:

    Сядет и укусит».

    + Это комар. Он летит и пищит, у него длинные ноги и он кусается.

    Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением комара.

    -«Этот увалень мохнатый,

    Сладкоежка полосатый,

    Опускает хоботок,

    В распустившийся цветок.»

    -Кто это?

    +Это шмель. Он мохнатый и полосатый. Он собирает нектар хоботком.

    Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением шмеля.

    - «На цветы она садится,

    Не устав с утра трудиться,

    Людям воск и мед дала

    Беспокойная…..»

    -Кто это?

    +Это пчела. Она много трудится и дает людям воск и мед.

    Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением пчелы.

    - «Кто над нами

    Вверх ногами,

    Ходит – не страшится,

    Упасть не боится»

    +Это муха. Она умеет ходить по потолку.

    Воспитатель прикрепляет картинку с изображением мухи.

    - «Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел –

    Он вспорхнул и улетел».

    - Кто это?

    +Это бабочка. Она красивая и похожа на цветок.

    Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением бабочки.

    - «Он работник настоящий,

    Очень, очень работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом»».

    -Кто это?

    +Это муравей.  Он трудолюбивый и строит себе муравейник.

    Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением муравья.

    -«У нее четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела,

    И большие, большие глаза.

    Называют ее….

    +Стрекоза. У нее четыре крыла, тонкое тело и большие глаза.

    Воспитатель прикрепляет картинку с изображением стрекозы.

    -«Всех жучков она милей,

    Спинка алая у ней.

    А на ней кружочки

    Черные точки»

    -Кто это?

    +Божья коровка. Она красивая, алая и на крыльях у нее черные кружочки.

    Воспитатель прикрепляет к доске картинку с божьей коровкой.

    «Имя взял у кузнеца,

    Цвет – у огурца»

    - Кто это?

    + Кузнечик. Он зеленого цвета, а имя похоже на слово кузнец.

    Воспитатель прикрепляет картинку с изображением кузнечика.

    -«Жу-жу, жу-жу,

    Я на ветке лежу,

    Я на ветке сижу.

    Букву «Ж» все твержу.

    Зная твердо букву эту,

    Я жужжу ее все лето».

    -Кто это?

    +Это жук. Он жужжит и может сидеть и лежать на ветке.

    - Дети, вы молодцы. Правильно отгадали загадки. А теперь посмотрите внимально на картинки и скажите, как одним словом можно назвать этих маленьких обитателей нашей планеты?

    +Насекомые.

    -Правильно. Насекомые.

                                                  2.Подбери схему, которая обозначает насекомых.

    -Дети я забыла прикрепить картинку еще с одним насекомым.

    Прикрепляю картинку с изображением паука.

    -Я правильно сделала? Это насекомое?

    +Нет. Это паук.

    -Дети перед вами две карточки со схематическим изображением. Выберите карточку со схематическим изображением насекомых и объясните свой выбор.

    +У всех насекомых по три ноги с каждой стороны. А всего ног шесть.

    Ребенок прикрепляет к доске карточку со схематическим изображением насекомых.

    Воспитатель убирает паука.

    -Правильно. Паук относится к классу паукообразных. У паука четыре пары ног, а у насекомых три пары ног.

                                                       3. Актуализация знаний.

    - Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых?

    +Зимой холодно и насекомые спят.

    - Где спят домашние пчелы?

    + Пчелы спят в ульях.

    - А дикие пчелы?

    +В дуплах деревьев.

    Где спят муравьи?

    + Муравьи спят в муравейниках.

    -Где спят остальные насекомые?

    + Они прячутся в щели деревьев, в пни, под сухие листья и там спят.

    - Когда насекомые появляются на улице?

    +Весной.

    -Почему весной?

    +Весной становится тепло и насекомые вылезают из своих укрытий.

    4. Подбор слов – антонимов. Игра «Скажи наоборот».

    Воспитатель: Дети, встаньте около меня в круг. Я буду вам бросать мяч и давать определение насекомым, а вы мне мяч будете возвращать и давать противоположное определение. Игра так и называется «Скажи наоборот».

    -Комар злой, а бабочка…

    +добрая.»

    -Шмель большой, а божья коровка….

    +маленькая.»

    -Пчела полезная, а муха….

    +вредная.»

    -Жук живет на улице, а таракан….

    +дома.»

    -Кузнечик прыгает, а муравей ….

    +ползает.»

    -Жук жужжит, а божья коровка…

    +молчит.»

    --Стрекоза летает быстро, а комар…

    +медленно.»

    -Бабочка красивая, а комар….

    +страшный.»

    -Пчела летает, а кузнечик…..

    +прыгает.»

    -«Муха вредная, а пчела….

    +полезная»

    5.Физкультурная минутка «Жучок».

    Координация слова с движением.

    Этот маленький жучок по земле гуляет,

    Листик сладенький найдет, и его кусает.

    Чтоб еще кусочек съесть, хочет он повыше влезть.

    Этот маленький жучок по траве гуляет.

    Вот он ямочку нашел, сел и отдыхает.

    Он не будет вас кусать, хочет он чуть-чуть поспать.

    Дети идут по кругу.

    Делают наклоны вперед.

    Потягиваются вверх.

    Дети идут по кругу.

    Дети приседают.

    Дети кладут руки под щеки и закрывают глаза.

                                                        6. Игра «Четвертый лишний»

    а) Картинка с изображением мухи, бабочки, божьей коровки и крыла мухи.

    -Какая картинка лишняя и почему.

    +Лишняя картинка с изображением крыла. Муха, бабочка и божья коровка – это насекомые, а крыло это часть насекомого.

    б) Картинка с изображением кузнечика, муравья, комара и голубя.

    - Какая картинка лишняя и почему?

    +Лишняя картинка с изображением голубя. Он птица, а все остальные насекомые.

    +Лишняя картинка с изображением голубя. Кузнечик, муравей, комар это насекомые, а голубь – птица.

    7. Игра  «Сосчитай-ка».

    а) Карточка с изображение  одной мухи, двух мух и пяти мух.

    + Одна муха, две мухи, пять мух.

    б) Карточка с изображением одной бабочки, двух бабочек, пяти бабочек.

    + Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.

    в) Карточка с изображением одной стрекозы, двух стрекоз и пяти стрекоз.

    + Одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз.

                                                         8. Упражнение «Расскажи чистоговорку».

    - Воспитатель: А теперь давайте расскажем чистоговорку про осу. Все слова в чистоговорке надо произносить ясно и чисто, и выразительно.

    -Сделайте вдох а на выдохе расскажите чистоговорку:

    «У осы – не усы, не усищи, а усики».

    Дети по очереди произносят чистоговорку. Некоторым усложнять задание: скажи в быстром темпе, медленном, тихо, громко.

                                                             9. Игра «Часть – целое»

    Карточка с изображением частей тела насекомых под микроскопом (часть крыла бабочки, голова мухи, брюшко стрекозы с частью крылышка, часть брюшка кузнечика с лапкой, часть туловища и крылышка шмеля, часть туловища, крылышка и лапок комара)

    - Скажи какое насекомое под микроскопом?

    + Бабочка.

    -По каким признакам это можно понять?

    + По форме и расцветке.

    - А это какое насекомое?

    + Муха. Я узнала ее по глазам и форме головы.

    И т.д.

                                                            9. Итог.

    Дети, о ком мы сегодня говорили?

    + Мы говорили о насекомых.

    - Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

    - Какие задания показались трудными? Сегодня хорошо работали, старались, спасибо Вам большое спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"

    Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"

    Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").

    Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с участием родителей. Тема "Пасха"

    Приоритетная область: Познавательное развитие. Цель:  Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи....

    Конспект непрерывно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) тема: "Волшебница Зима".

    Конспект непрерывно образовательной деятельностиОбразовательная область -речевое развитиеинновационные технологии: игровые, информационно-коммуникативные....